Морские границы Херсонщины
Вместе с украинскими пограничниками корреспондент «Дня» вышел на патрулирование и узнал, как здесь предотвращают потенциальные угрозы с моряХерсонщина омывается двумя морями и является единственным сухопутным путем к оккупированному Крыму. Следовательно эта территория — стратегическая для агрессора. Об этом неоднократно писал «День». В частности в недавнем материале адмирала Игоря Кабаненко «Пять аспектов». Анализируя значительное усиление частей российского Черноморского флота в Крыму за прошлый год и мотивацию наращивания войск, автор отмечает, что «нам надо иметь потенциал сдерживания и быть готовыми адекватно реагировать на ряд угроз национальной безопасности Украины с морского направления».
Недавно «День» побывал на одном из участков украинского морского приграничья — акватории близ города Скадовска. Вместе с пограничниками мы вышли на патрулирование надводной ситуации и узнали, как предотвращают потенциальные угрозы с моря.
ПОРТ
Скадовск — не только известный курорт для семейного отдыха. С точки зрения экономики это еще и выгодный торговый порт. Впрочем, только потенциально. Летом прошлого года здесь проводились работы по углублению дна, чтобы в порт могли заходить тяжелые суда. Дело в том, что тогдашняя областная власть вела переговоры с турецкими представителями об открытии паромных рейсов для перевозки автомобилей и обратного отправления других грузов. Но из-за военных действий и экономического кризиса в Украине проект не состоялся. Несмотря на неоднозначную оценку его местными жителями, которые боялись, что углубление дна и развитие торговли отпугнет туристов, проект был бы полезным для усовершенствования инфраструктуры порта и его экономической привлекательности. Ведь его непривлекательность бросается в глаза с первого знакомства.
УЧАСТОК ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТДЕЛА «СКАДОВСК» — 88 КИЛОМЕТРОВ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ. ПОБЛИЗОСТИ НАХОДИТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ ГРАНИЦА И НОМИНАЛЬНО — ЛИНИЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ С КРЫМОМ
На КПП нас встречают несколько милиционеров. Увидев камеры и людей в форме, осмотр автомобиля не проводят. В порту немало покинутых зданий и мусор. Берег, на первый взгляд, пустой. Если присмотреться к стареньким заржавленным судам, на некоторых можно найти рыбаков. Автопогрузчики и краны стоят без работы. Мы знакомимся с экипажем катера морской охраны ГПСУ, заходим на борт, командир катера старшина Виктор Козак командует: «Поехали».
ПАТРУЛИРОВАНИЕ
Пограничники рассказывают, что их отдел «Скадовск» действует здесь не первый год. Участок его ответственности — 88 километров береговой линии. Поблизости — государственная морская граница и номинально линия разграничения с Крымом. Однако фактически крымское направление значительно более угрожающее, чем румынское или турецкое. После оккупации полуострова этот отдел не расширили. Зато к соседнему отделу «Железный порт» добавили ОПС «Хорлы», укомплектовав его штатом и техникой. Таким образом пограничники могут детальнее обследовать территориальные воды Украины. Относительно взаимодействия с вооруженными силами, то оно, заверяют нас, налажено. В Скадовском районе есть подразделения ВСУ, которые при необходимости могут выдвинуться впритык к берегу и помешать военной агрессии с моря.
ЭКИПАЖИ КАТЕРОВ РЕДКО ПОКИДАЮТ ПОРТ. МОРСКИХ ПОГРАНИЧНИКОВ ОТПРАВЛЯЮТ НА ВАХТУ С НАЧАЛА НАВИГАЦИИ (ОРИЕНТИРОВОЧНО 1 АПРЕЛЯ) И ДЕРЖАТ ЗДЕСЬ ДО ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЯ (КОНЕЦ НОЯБРЯ)
«Отсюда в Крым — всего 40 километров. Есть риск захода диверсионно-разведывательных групп, в том числе под видом рыболовов. Осуществляя постоянное патрулирование и радиолокационное наблюдение, мы предотвращаем такие риски», — объясняет начальник ОПС «Скадовск» капитан Владимир Мураховский.
Мы прибываем на остров Джарылгач. В зимний период здесь очень мало людей, преимущественно — егеря. Сам остров имеет протяжность в несколько десятков километров, здесь хорошо отдыхать «дикарем». Но летом — наплыв туристов. «В курортный сезон на Джарылгаче постоянно находится наш наряд в количестве от пяти человек. Сам остров имеет пологий берег, что позволяет легко высаживаться десанту. Нашу работу усложняет небольшая «мертвая» зона непосредственно за островом. Она не видна с поста технического наблюдения (ПТН) в Скадовске. Поэтому осуществляем постоянные патрули на катере, а в ближайшее время будем применять и беспилотники. Остров может быть плацдармом для вражеских сил при последующей переправе на материковую часть страны, потому его охрана является стратегически важной», — добавляет первый заместитель начальника ОПС «Скадовск» старший лейтенант Иван Ракчеев.
По словам Владимира Мураховского, в течение последних месяцев нарушителей государственной границы не обнаружили. Задерживали только браконьеров. Наблюдение за законным использованием водных ресурсов тоже входит в обязанности пограничников.
«По оперативным данным от коллег и других информаторов мы выходим в море для экстренной проверки и на дежурство. Техническое оснащение нашего катера позволяет видеть ситуацию в диапазоне 32 миль. Если есть необходимость, мы останавливаем плавсредство, проверяем документы», — говорит командир катера старшина Козак.
За надводной обстановкой ведется круглосуточное наблюдение и с ПТН в Скадовске. Здесь необходимы оптические приборы и мощный прожектор, который могут задействовать в случае отсутствия контакта с нераспознанным объектом, приближающимся к порту. Прожектор сильно слепит штурманов судов и мешает управлять или вести огонь. Как говорят пограничники из опыта событий в Крыму, если судно не отвечает на запросы с берега, значит, приближается враг.
ВАХТА
Отдельная тема для некоторых пограничников — условия службы в Скадовске. Если бойцы, которые находятся на суходоле, расквартированы в городе или живут при отделе, то экипажи катеров редко покидают порт. Как узнал автор из собственных источников, морских пограничников отправляют на вахту с начала навигации (ориентировочно 1 апреля) и держат здесь вплоть до ее завершения (конец ноября). Их никто не меняет в этот период. У них бывают только короткие выходные. Катера не приспособлены для проживания личного состава, а только для отдыха. Покинуть его бойцы не могут. Спать четырем ребятам приходится в каюте более тесной, чем купе поезда. Не приспособлен туалет, не предусмотрен обогрев каюты, и места для приготовления еды тоже нет. Проблема здесь заключается еще и в кадрах. Служить на катерах морской охраны ГПСУ идут неохотно, есть нехватка в офицерском составе. Начальник ОПС «Скадовск» Владимир Мураховский объяснил, что руководство пытается улучшить условия службы на катерах, сотрудничая с администрацией порта. Бойцам готовят комнаты отдыха и душевые, а питаться они могут на соседнем большом катере, где есть столовая. Впрочем, говорят пограничники, сейчас немало подобных и часто более неотложных проблем: обустройство пунктов контроля на административной границе с Крымом, подготовка мобилизованных, обеспечение подразделений, несущих службу в полевых условиях и др.
Выпуск газеты №:
№65, (2015)Section
Общество