Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мудрость от учителя

Как школьный двор стал ботсадом в миниатюре
18 ноября, 17:57

Владимир Лищук, заслуженный учитель Украины, превратил обычный школьный двор в «Сад Мудрости», который радует учеников и учителей уже почти 25 лет. Это и ботанический сад в миниатюре, где можно отдохнуть, любуясь растениями (среди которых и бамбук!), слушая пение птичек или гул пчел. И творческая мастерская для школьников, где они познают природу, учатся заботиться о ней или просто устраивают квесты. А еще место, где каждое растение имеет свою историю.

«ЛЮБОВЬ К РАСТЕНИЯМ ПЕРЕДАЛАСЬ ОТ МОЕГО ДЕДА»

— Почему решили основать такой сад?

— Темы путешествий, растений всегда меня интересовали. В частности, и сейчас помню, как взял в библиотеке книгу «Цветы-путешественники», где рассказывалось, откуда к нам пришли определенные виды растений, как адаптировались к нашим условиям. Рядом с моим домом была свободная земля, и в детстве мы с когортой единомышленников создали там цветник. Возможно, эта любовь к растениям, ландшафту передалась от моего деда, который хоть занимался садоводством в качестве хобби, но знал много секретов, например, чтобы были хорошие урожаи.

Уже во взрослом возрасте, когда сложились определенные обстоятельства, мне удалось воплотить любовь к этому делу в жизнь. С 1982 года я работал в 159-й школе (Соломенский район Киева); она была стандартная, п-образная. Однако в 1990-х детей стало больше, помещений не хватало, и нам запланировали построить еще одно п-образное помещение таким образом, чтобы образовался внутренний двор, полностью закрытый от посторонних. Как раз когда строилась эта пристройка, которая потом стала отдельной школой первой степени (1 — 4 класса) № 324, я имел возможность поехать на учебу в Люблин, поэтому уволился на год и отправился в Польшу (поскольку у меня польские корни, то чувствовал зов научиться польской культуре, литературе, языку).

Я всюду нахожу возможность путешествовать, поэтому и там я путешествовал. И при случае обращал внимание, как в западных странах ухаживают за ландшафтом (тогда, а это были 1995-1996 годы, у нас эта культура была слабо развита). И это так мне запало в душу, что решил: когда вернусь, договорюсь с администрацией школы, чтобы разрешили создать сад на нашем дворе. Целый год составлял планы, и когда меня с радостью приняли назад и я вернулся на свое рабочее место, то обратился с этой идеей к первому директору Галине Балковой, которая поддержала инициативу.

ТРИ СТИХИИ САДА

— Как создавали сад?

— Наша школа стоит практически у русла реки Лыбидь, и эта часть на то время была открыта. Вокруг раньше был частный сектор, но в середине 90-х эти дома начали разрушать. Понятно, что в частном секторе росли и деревья, и мы решили их спасти. Помню, март 1997 года, еще лед в некоторых местах был лед на земле, мы рубили его лопатами и перевозили тачкой в ??сад вишни и сирень. Тачка, к слову, износилась за год — колеса сломались от веса камней и деревьев, которые мы привозили сюда.

Перед тем как садить деревья, а школа у нас четырехэтажная, я поднимался на верхние этажи и смотрел на этот участок сверху, чтобы решить, как мне построить этот ландшафт: где надо основные точки сделать — из растений, камней, как расположить по цвету, размеру, высоте, где должна проходить дорожка, объединяющая все эти локации в саду. Так постепенно и постепенно создавали этот ландшафт. Сад — это что? Должны быть три стихии: растения, камни и вода. И что интересно, как только настроишь глаза на камни, видишь их повсюду. Еду где-то на велосипеде неподалеку, увидел камень-валун в овраге — я его на багажник и привез в школу или договаривался с автомобилями и даже тракторами. Возможно, благодаря тому, что я по специальности хоть дошкольный, но все же психолог, смог людей сплотить и к каждому найти подход. Почти круглый год практически каждые выходные я проводил в этом саду, он был моим приоритетом. Мы с единомышленниками сделали разные зоны в нашем садике, провели дорожку, которую тоже выложили камнями.

ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ И КВЕСТОВ

— Какую цель выполняет сад?

— Во-первых, такой сад создает уют, куда хочется прийти, посидеть и отдохнуть. А поскольку учителя испытывают очень серьезную психологическую нагрузку, то для восстановления внутреннего баланса им очень полезно, когда имеют свободную минуту, выйти в сад, посмотреть на растения, послушать пение птиц или гул пчел.

Во-вторых, этот сад — творческая мастерская. Кстати, на одном из конкурсов стартапов, который проводился в Киевском дворце детей и юношества, мы с нашим «Садом мудрости» выиграли призовое место. Я являюсь членом общественной организации «Всеукраинская экологическая лига», у нас в школе действовал экологический кружок, и этот сад очень помогает детям в восприятии и понимании экологии. К примеру, в нашем саду есть «Тропа здоровья», на которой растут лекарственные растения. И дети понимают, что такое мята, мелисса, котовник, лаванда, с какой целью их можно использовать и как правильно, как они улучшают настроение, здоровье. Это помогает воспринимать природу на практике, на ощупь, аромат, звук.

Поскольку наш сад находится в замкнутом пространстве — с четырех сторон есть бетонные стены, — это позволяет создать во дворе собственный микроклимат, в котором температура, безусловно, на несколько градусов выше, чем за стенами нашего сада. Этот микроклимат позволяет наблюдать в нашем саду разные явления. Например, на асфальтовой площадке мы сделали «карманы», наполнили их грунтом и туда посадили пампасскую траву, произрастающую на несколько метров. У нас несколько кустов растет на солнечной стороне, а несколько на теневой. И дети наблюдают, что на солнечной стороне (а пампасская трава, которая родом из Южной Америки, конечно, любит солнце) она вырастает гораздо выше, выпускает колосья, а та, что в тени — меньше ростом, колосья не вызревают. Два года назад в скульптуре лягушки (внутри пустая) сделал себе на зиму гнездо еж, и дети видели, как он носил туда листья, мостился. А улитки виноградные, большие, со здоровенными ракушками, хоть и приносят нам вред — поедают некоторые растения, но для детей это просто квест: они как приходят, сразу начинают их искать. Это такой микромир в нашем саду.

— Вы фактически всему учились сами?

— Да. Я изучаю, так сказать, личное дело каждого поступающего растения: что оно любит — солнечную сторону или тень, сухость или влажность, с какими растениями может совместно расти, с какими нет. Мы это все изучаем, для каждого растения есть свое место, определенная почва. Например, мы знаем, что у нас произрастают два вида рододендронов, которые являются горными растениями и нуждаются в кислой почве. И в то же время у нас растут сосны, осыпающие свои колючки. Мы их собираем и приносим под рододендроны, ведь когда колючки начнут перегнивать, дадут кислотность почвы.

БАМБУК, ИМБИР, ЮККА И ЕЩЕ ОКОЛО СТА ВИДОВ РАСТЕНИЙ

— Какие растения можно найти в вашем саду и сколько их в общем?

— Наверное, около ста видов растений, точно сказать трудно. Среди них редкостные, которые в обычных садах не растут. К примеру, в 2013 году я привез из Байдарской долины, из Крыма, саженцы бамбука. И он у нас прижился, ежегодно расширяет свой ареал, и теперь уже есть целый участок. Каждый раз удивляюсь, что в Киеве, в совершенно другой зоне, он растет. Еще у нас есть инжир, правда, не плодоносит. У нас много и краснокнижных растений, особенно первоцветов: например, есть три вида подснежников — карпатский, крымский и сибирский. Около стен у нас произрастают несколько видов лиан — два североамериканских вида винограда, плющ, глициния. И хотя к глицинии мы уже привыкли, но на самом деле это тоже редкостное растение. Или текома, юкка, которой в саду растет два вида. И я рассказываю детям, как из ее волокон были сделаны первые джинсы в Америке, а на базе сырья из юкки — первые доллары. А иглы на конце ее длинных листочков используются при укусах змей: этой иглой прокалывают рану, чтобы из крови вытекал яд. Саженцы этих растений в свое время я привез из Крыма, а их туда привезли специалисты из Америки.

Коллекция постепенно увеличивалась. Повсюду, где я путешествовал, из дикой природы или из коллекций моих друзей — отовсюду я привозил интересные растения. Однако когда кто-то с тобой делится растением — это совсем другое: ты потом смотришь на него и понимаешь, что оно от одного друга, другое растение — от еще одного друга, то есть через растение видишь людей. Сугубо материально этот сад — растения, земля, камни, но душевно, с человеческой точки зрения, это целый космос.

ИСЦЕЛЕНИЕ КРАСОТОЙ

— Как ухаживаете за садом и сколько времени это занимает примерно?

— Сад — это живой организм, требующий фактически ежедневного ухода, любви и больших знаний. Вовремя не подстрижешь, не уберешь — территория зарастет и превратится в джунгли. Следует знать, к примеру, какие растения можно подрезать весной, а какие — только осенью. В частности, если подрезать орех, виноград весной, то они стекут соком и погибнут. Мы, например, знаем, и какую траву и кусты нужно оставлять на зиму неподстриженными, потому что они своими листьями, побегами греют сами себя, когда на них падает слой снега. Ту же пампасскую траву можно срезать только весной, потому что срежешь осенью — она просто замерзнет.

У меня есть участок, за которым только я ухаживаю (потому что знаю, в каком месте там лучковые растения, первоцветы, какие секреты роста этих растений), но есть также клумбы, которые распределены между разными классами, и там уже руководят родители, учителя и дети. Бывает, ученики выходят на перерывах — сорняки вырывают, что-то подвязывают. А еще у нас была такая традиция, что выпускной 4-й класс дарил в память сад растение. Так у нас появилась яблонька, которая растет уже более 15 лет и каждый год дает плоды. Наступает момент, когда мы с детьми эти яблоки собираем, моем, я разрезаю, и это ощущение, когда яблоко сорвано в своем саду, когда они видели, как оно развивается, придает ему невероятный вкус. Сколько выпускников пишут мне, что вспоминают этот сад, любят его. Приходят к нам в сад, обнимают растения, меня. И эта поддержка коллектива, учеников, родителей — это очень важно. Я так счастлив, что мне удалось создать такой сад.

У меня есть большая хроникальная коллекция его фото — со времен, когда он только начинался и по сей день, в разное время года. Когда мы были в прошлом году на локдауне, то я делал видеопрограммы о нем, в которых кукла-лягушка Кваки проводила экскурсию по саду, чтобы дети не скучали.

— Вы ведь и кукольный театр в школе некоторое время организовывали?

— Поскольку мы педагоги, то знаем, что есть дети, которые очень стесняются выступать публично перед классом, выражать свои эмоции. И на определенном этапе по моей инициативе мы создали кукольный театр, который существовал у нас пять лет и достиг такого уровня, что мы участвовали в фестивалях и занимали первые места. Этот кукольный театр как раз и помогал таким застенчивым детям, потому что за ширмой они раскрывались. И они тот кукольный театр настолько полюбили, что это было для них не просто какое-то увлечение, а гораздо больше — дети помнили все свои роли, выступали. А впоследствии, возможно, это позволило им раскрываться и перед глазами других людей.

— В этих проектах отчетливо заметна ваша специальность психолога: исцеляете садом от переутомления и напряжения, помогаете неуверенным детям обрести в себе уверенность...

— Бывает, что в жизни людей наступает пустота, они не видят красивого, еще и столько агрессии в мире. А когда человек видит такой сад, то понимает, что бывает и другая сторона, положительная. И, может быть, это кому-то спасет его здоровье.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать