Музейный узел
Почему решения власти о выделении земли для мемориального комплекса Героев Небесной Сотни не гарантируют практический результатПрошло три года после Революции Достоинства, а обещанного властью Музея Майдана, посвященного ее истории, нет. Хотя сама дата несколько ускорила развитие событий. Киеврада и парламент едва не одновременно взялись решать судьбу будущего Национального мемориального комплекса Героев Небесной Сотни — Музея Революции Достоинства.
Несколько недель назад на пленарном заседании Киевской городской рады депутаты дали разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения земельного участка для комплекса. Расположится он, в соответствии с решением Киеврады, на аллее Героев Небесной Сотни, 3 в Печерском районе столицы. Ориентировочная площадь земельного участка — 1,23 гектара, на ней планируется строительство, эксплуатация и обслуживание мемориально-музейного комплекса, сообщает сайт городской рады.
А на днях Верховная Рада проголосовала за законопроект №6068 «О внесении изменения к закону Украины «О регуляции градостроительной деятельности» относительно мероприятий по обеспечению увековечивания подвига участников Революции Достоинства и памяти Героев Небесной Сотни». Таким образом, парламент тоже выделил для музея земельный участок на аллее Героев Небесной Сотни, 3.
ПРЕГРАДА — СУД И РАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Как объяснил директор Национального мемориального комплекса Героев Небесной Сотни — Музея Революции Достоинства Игорь Пошивайло, это элементы одной цепочки, просто принятый закон позволяет музею получить земельный участок без разработки детального плана территории. Напомним, столица сейчас разрабатывает детальные планы территорий и зонинги для каждого района города. Громада одобряет не все проекты, поскольку немало ДПТ предусматривают изменение целевого назначения земель, например, с историко-культурного на жилищное.
Поскольку на разработку детального плана территории, которая будет включать аллею Героев Небесной Сотни, понадобиться около девяти месяцев, парламент решил ускорить процесс землеотвода для Музея Майдана, который и так существует, но виртуально. Имея свыше двух тысяч артефактов, он до сих пор не получил помещения, экспонаты сохраняются в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» и в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне. Поэтому оба события, так или иначе, должны были бы гарантировать выделение земли для Музея Революции Достоинства. Однако есть несколько «но».
«Решения парламента и Киеврады о выделении земли абсолютно не гарантируют конечный результат, поскольку в международном суде рассматривается дело относительно этого участка. Мы выяснили у Министерства юстиции, что первое слушание по этому делу состоится в сентябре 2017 года, Украина нашла международную компанию для защиты своих интересов, — объясняет Игорь Пошивайло. — То, что земля будет выделяться в обход детального плана территорий, тоже несет определенные угрозы. ДПТ полезен тем, что обусловливает назначение земли, а так ее сейчас могут нам выделить, и через какое-то время из-за политических изменений или после международного суда забрать, как мы шутим, чтобы построить музейно-готельно-бизнес-парковочный центр. Поэтому этот вопрос нужно держать на контроле».
«МЫ НАСТРОЕНЫ ЯКОБЫ ОПТИМИСТИЧНО»
Музейщики все время сигнализируют власти, что, невзирая на отсутствие помещения, заведение работает. С ноября прошлого года до февраля 2017-го команда музея провела с полсотни мероприятий, посвященных революции на Майдане, их посетило около пяти тысяч гостей. Конечно, масштабы и результаты могли бы быть большими, если бы мемориал действовал полноценно.
Игорь Пошивайло называет несколько условий, при которых может, наконец, начаться строительство: когда музей как заказчик получит акт на землю, когда проведут международный архитектурный конкурс на проект мемориала и когда будет финансирование. Кстати, в этом году с бюджета музей получал минимальную сумму на зарплаты и коммунальные услуги и еще пять миллионов гривен дополнительно на капитальные расходы. Это при том, что команда не имеет ни рабочих столов и стульев, ни компьютеров, то есть все нужно покупать с нуля.
«Мы настроены якобы оптимистично, но активно боремся за музей, — добавляет Игорь Пошивайло. — Создать такой музей — большая ответственность, потому результатами должны быть не скандалы, а взвешенные шаги. В настоящее время мы можем заняться разработкой проекта землеотвода, но у нас нет на это средств, на это нужно месяцев три-четыре. Потом слово будет за Киеврадой: если депутаты проголосуют «за» проект землеустройства, через несколько месяцев можем получить акт на землю. С ним на руках можно организовывать конкурс проектов. Но для будущего конкурса нужно прописать конкретные задачи, потому что уже проводили конкурс абстрактных идей (идет речь о международном конкурсе «Территория Достоинства», что, в частности, ставил цель разработать проект мемориала Героям Небесной Сотни в Киеве, однако ни один из проектов-победителей не реализован. — Авт.). Но как прописать технические задачи для этого архитектурного проекта без зонинга и ДПТ?»
Ситуация с Музеем Майдана напоминает запутанный клубок, где для движения вперед нужно развязать немало узелков. Хотя в случае с нитками все значительно проще.
Выпуск газеты №:
№33-34, (2017)Section
Общество