Перейти к основному содержанию

«Мы бережем свою историю»

Почему волыняне, переселенные в Украину из Польши, даже через десятилетия ездят на историческую родину, чтобы упорядочить старые могилы предков?
29 июня, 15:50

Сообщение о том, что члены Владимир-Волынского межрайонного общества «Холмщина» в очередной раз побывали в Грубешивском уезде Республики Польша, чтобы убрать старые православные кладбища, не является чем-то новым для Волыни. Историю назад не повернешь, и земли, на которых в современной Польше проживали этнические украинцы, и даже город Холм (теперь Хелм) основал князь Данило Галицкий, уже не украинские. Поэтому, как говорит руководитель владимир-волынской «Холмщины» Юрий Грицюк, с этим должны мириться, но и забывать, где твой пуп закопан, не достойно. Сам Юрий рожден уже в Украине, а мама его, как и все деды-прадеды, родом из села Замх в настоящее время Белгорайского уезда. Два года тому назад он впервые побывал в Замхе с родным дядей, братом матери, который не поехал со всеми в Украину, а через Германию добрался в Канаду, где сейчас и проживает. «И дом наш стоит, и живут в нем люди, которые также имеют украинское происхождение, но их история уже послевоенная и не имеет отношения к драматичной истории моего рода», — говорит Юрий. В последние годы он очень часто собирает группу выходцев из Холмщины и ездит упорядочивать древние православные кладбища в Польше.

«БУДУ ЕЗДИТЬ, ПОКА СМОГУ»

«Наши таможенники или пограничники уже спрашивают иногда: а чего это ты туда зачастил? Есть собственный интерес?.. Они думают, что мы ездим за покупками. А мы ездим косить крапиву в человеческий рост и выкорчевывать заросли выше меня. И я буду ездить, пока смогу, потому что пока мы ездим, до тех пор и поляки, и мир знает, что мы помним и бережем свою историю», — говорит Юрий.

Благодаря тому, что Владимир-Волынский расположен всего в 18 километрах от государственной границы и для ее пересечения жителям не нужны визы, Грицюк имеет возможность ездить и возить людей (собственным бусиком, кстати). Могли бы присоединиться потомки холмщаков из Луцка и других уголков Волыни, но даже чтобы навестить родной дом, им тоже нужны визы. Вопрос о том, чтобы бывшим переселенцам упростить визовый режим, муссируется уже десятилетиями, но не сдвигается с места.

МЕМОРИАЛ В ШИХОВИЧАХ

Во время последней поездки жители Владимира-Волынского убрали кладбище в селе Мирча. Оно над дорогой, и конечно, они не могли обойти эти заросли...

А также убрали и мемориал воинам УПА в селе Шиховичи. Это больше всего заинтересовало. Не секрет, что в соседнем государстве эту армию из патриотически настроенных украинцев до сих пор считают врагами. Как устоял этот мемориал и как он вообще появился? Ответ на этот вопрос получил от Сергея Годлевского, историка, который в свое время занимался защитой культурного наследия в Луцком городском совете, несколько лет возил группы волонтеров именно для благоустройства украинских кладбищ в соседнюю Польшу, а недавно вернулся домой, отслужив в так называемой АТО на востоке Украины. О подвижничестве Сергея и его волонтерской команды газета «День» писала несколько лет тому назад в тексте «Видишь в поле лесок? Украинское кладбище» (см. №28 от 17 февраля 2012 года).

«Мемориал воинам УПА действительно есть на кладбище в селе Шиховичи. О том, чтобы его привести в порядок, а это было в годах 1993—1995-х, беспокоился еще тогдашний председатель Волынского братства воинов УПА Мелетий Семенюк, — вспоминает Сергей. — Это было время, когда два государства — Украина и Польша   — нашли общий язык в почтении памяти. Они устанавливали у нас обелиски на могилах воинов Армии Краевой, а нам позволили облагородить могилы уповцев, и в Шиховичах это было сделано силами волынской власти».

ВОСПОМИНАНИЯ ГЕНИКА КОЗАКА

Конечно, и Сергей Годлевский бывал в Шиховичах, где познакомился с... бывшим воином УПА Геником (Евгением) Козаком. Он и рассказал, что рядом, в селе Гильче, стояла так называемая Волынская сотня УПА. Погибшим бандеровцам, конечно, не могли организовать церемониальные похороны. Там уже были советы, и на кладбище убитого воина приносили тайно. Ведь бывало, что НКВД могло и выкопать покойника, чтобы убедиться, кого же похоронили. А в селе Тихобуж есть военное захоронение времен Первой мировой войны. Ночью в эти могилы хоронили убитых бандеровцев. Могилу сверху закладывали дерном, чтобы следа не было. 12 лиц похоронило лишь при Генике Козаке...

Еще несколько лет назад на Волыни, когда главой облгосадминистрации был ныне покойный Борис Климчук, власть поддерживала волонтеров, которые убирали православные кладбища в Польше, полякам позволяли проводить исследование мест, где погибли их соотечественники, волынские школьники присматривали и за польскими могилами... Поляки приводили в порядок места захоронений жертв так называемой Волынской трагедии, и сама Волынь ставила памятники на месте братских могил украинцев, которые также стали жертвами этого этнического противостояния.

Правда, памятник на мемориале сожженных и расстрелянных украинцев в селе Сагринь на Грубешивщине так и не открыт до сих пор, а установлен он еще восемь лет тому назад. И в настоящее время это, кажется, болит лишь последним переселенцам из Холмщини и Пидляшшя и их потомкам, но никоим образом не власти и не государственным деятелям. Нет такой государственной политики в Украине, чтобы чествовать своих сограждан, которые когда-то где-то там жилы и пострадали за то, что были украинцами.

Поэтому то, что делает маленькая группка «холмщаков» из Владимира-Волынского, достойно благодарности и уважения. И, конечно же, поддержки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать