Перейти к основному содержанию

Мы - едины

Знакомство с творческим достоянием «Дня» в Донецке продолжается
29 марта, 10:32
ФОТО АНАТОЛИЯ БОЙКО

Имея тираж 90 тыс. экз., газета «День» не нуждается в специальном представлении. Не знает ее разве что ленивый на помыслы и ностальгирующий за «Правдой», кроме той ячейки общества, у которой врожденная или приобретенная аллергия на Слово. К упомянутым стоит добавить и тех соотечественников, которые разочаровались во всех и вся, не в последнюю очередь и в СМИ. Есть и такие, которые издавна влюблены в свои газеты и не могут позволить себе разделить свою любовь с другими изданиями, расценивая это как предательство, если даже «свои» в чем-то снизили планку, а то и разочаровали. К таким, как ни стыдно признаться, до недавнего времени принадлежал и автор этих строк. Тем временем, чтобы сократить путь к читателю, «День» сам пришел в столицу Донбасса и уже год регулярно печатается в Донецке.

А недавно «День» привез в столицу Донбасса и свою «Фотовыставку-2012». Подавляющая часть экспонатов понятна с первого взгляда, но есть и аллегории, которые требуют долгой остановки и размышлений. И в этом необъятном пространстве отражена вся жизнь: от еще не рожденного и новорожденного безымянного малыша, которого еще не успели вынести из родильного зала и о нем еще заботятся эскулапы, до всемирно известной личности, которую с уважением провожают в небытие скорбящие почитатели. А между этими вехами - долгая жизнь с ее неминуемыми естественными или связанными с непреодолимой пока еще болезнью или экстримом, потерями, горем, а чаще нами, безответственными даже перед своими родными, спровоцированной грустью; первой любовью, радостной праздничной свадьбой и счастливыми семьями с такими же детьми-солнышками, а также больными или покинутыми беспризорными детьми и подростками, которые  стайками копаются на помойках или с сигаретами в зубах и с огромным  тюремным опытом и клеймом на руках развлекаются по-своему и в своей изолированной среде. Это  - пожилые женщины и бабушки, которые не утратили радость жизни, привыкшие к тяжелой работе, но бодрые и еще не сгибаются под тяжестью ноши, и вышеупомянутые немощные, одинокие старушки. Это производственные, спортивные и развлекательные экстримы. И, конечно, политика, история, экология, мир наших меньших братьев, военная тематика и многое другое, чего не перечесть. Есть вечное и божественное, но больше повседневного. Техника иногда поражает несовместимостью с представлением о фотографии. В целом выставка формирует позитивную ауру, а отраженные досадные стороны нашего бытия необходимы для того, чтобы остановиться, задуматься и помочь себе и другим, нуждающимся: словом, делом, а то и финансами.

На открытии пани Лариса находилась в зале  до последнего зрителя и была доступной собеседницей для всех. Возможно, именно поэтому ни на минуту не оставалась в одиночестве. От ответов на какие-либо вопросы не уклонялась, напротив, реагировала охотно, доброжелательно, всегда корректно. Хотя сплошного, многоконтурного круга не было, однако, чтобы не злоупотреблять коммуникативностью героини дня и ее перманентного окружения, нужно было проявить незаурядную изобретательность, чтобы найти небольшую паузу и обменяться с пани Ларисой парой-тройкой фраз. Тем ценнее становился такой блиц-диалог. А сокращать время можно было за счет того, что понимание достигалось с полуслова.

Выставка чрезвычайно интересная, и все же оставляю ее до следующих посещений и отправляюсь вслед за пани Ларисой в «Бригантину» ДонНУ. «Можно ли?» - спрашиваю перед конференц-залом. Пока девочки решают мой вопрос, предъявляю тот загадочный фотопортрет с маской на фоне статьи, демонстрируя таким образом благосклонность к «Дню». Понятливый «киоскер», как оказалось, киевлянка, которая, бесспорно, обладает чувством юмора, достойно оценила мой «документ» как «пропуск куда угодно». Поэтому я с незапятнанной совестью заняла стул в удобном месте в предпоследнем ряду. Прочитала все недочитанное в газетах, которые предусмотрительно кто-то разложил на стульях. Сижу себе тихонько, наблюдаю.

Пани Лариса появилась в конференц-зале как-то незаметно и без помпы. Лариса Алексеевна оказалась в «президиуме» одна. Сама предоставляла слово студентам, сама наливала себе воду из бутылки, когда пересыхало горло. Рассказывала о газете, принципах журналистики, которые она исповедует. Сначала побуждала юношей и девушек к вопросам, а затем охотно, обстоятельно, убедительно, без каких-либо признаков звездности, пренебрежительности отвечала на все вопросы. Студенты очень внимательно слушали, что-то записывали. Я же, напротив, привыкнув к своей безукоризненной памяти до недавнего времени, пренебрегла студенческой привычкой и уже там пожалела, потому что, честно говоря, не ожидала таких глубоких ответов, афоризмов, которые бы хотела воспроизвести в первозданном виде. Не знаю, как восприняла эти откровения молодежь (а это были студенты преимущественно І–ІІ курсов), но я – словно бальзам на душу. Излагались они так просто, доступно, на хорошем украинском языке, что хотелось бы надеяться, что в молодые извилины они запалы надолго, да и не только сегодня-завтра, но и через годы напомнят о себе.

Студенты, чувствовалось, психологически и профессионально готовились к этой встрече, вопросы задавали интересные, формулировали хорошо, были достаточно раскованы, активность их росла бы до бесконечности, чтобы Лариса Алексеевна не объявила последний вопрос. Достаточно мягко, как она это умеет, но благодаря «седьмому» чувству все  осознали, что вердикт окончательный и необратимый. Обидно, но... Селяви. Досаду опытный журналист-педагог (похоже, часто встречается с молодежью) быстро нейтрализовала объявлением о подарках. Это были добротные книжки из библиотеки «Дня». И здесь, тоже неожиданно, позади меня полувопросительно, полуимперативно прозвучало: «Я – библиотекарь. И вы нам ничего не подарите?!» Ничего себе! За какие заслуги? – подумала я, хотя хорошо знаю о жалком состоянии книжного фонда почти во всех библиотеках. Вероятно, не выдержал служащий, находясь в студенческом окружении, такой «дискриминации». Конечно, великодушная Лариса Ившина не была бы ею, если бы не удовлетворила и небезразличного библиотекаря.

Чувствовалось, что гостья помнит каждого призера и его вопрос, поэтому и объяснения при вручении подарков и советы были, как говорят в последнее время, адресными. На какое-то мгновение я отвлеклась, а когда опять направила взгляд на «президиум», то была потрясена крепкими студенческими объятиями и искренними детскими поцелуями своей благодетельницы. Это выглядело так трогательно! А как чувствовала себя Лариса Алексеевна? Словно рыба в воде, отвечая взаимностью. За 30 лет работы в вузах я такого не наблюдала.

А дальше было общение в тесном кругу. Словно искупая свою вину, пристроился последним в очереди за автографом и знакомый нам счастливый, недофинансированный библиотекарь. Стало всем понятно, что главный редактор «Дня» -  тот человек и специалист, общения с которым всегда мало. И я подумала: как хорошо, что все произошло в камерных условиях, без ритуального президиума и таких же реверансов, а вместо них господствовала искренность, откровенность, взаимное уважение, доверие, общение «на равных» (был такой просветительский проект «равный – равному», который не прижился).

Под конец вспомним коллектив «АртДонбасса», который так старательно подготовил свои апартаменты для фотовыставки, создав оптимальную атмосферу для гостей и жителей города и области. Кстати, в это время с определенной молодежной миссией в Ивано-Франковске находилась арт-директор выставочной галереи (проект «Искусство без границ»). Заслуживает большого уважения руководство Университета управления, который во второй раз гостеприимно отворяет двери «Дню». Вспоминаю и круглый стол, организованный Международным институтом образования, культуры и связей с диаспорой (г. Львов, директор И. Ключковская) вместе с Донецкой облгорадминистрацией на базе и при активном участии преподавателей этого авторитетного в Донбассе учебного заведения. Тогда к обсуждению проблемы социального сиротства приобщились все причастные представители государственных учреждений и общественных организаций, религиозные деятели, преподаватели и студенты. Следовательно, мост дружбы и сотрудничества между Донецком, Центральным  и Западными регионами Украины бесперебойно действует.

До следующей встречи, глубокоуважаемая Лариса Алексеевна. Счастья Вам, Вашим сотрудникам и Вашему общему порождению – «Дню». Не забудьте о Карпатских горах с  полонинами, чабанами и отарами овец (нам – степнякам – своих рукотворных терриконов мало) и ягодно-грибных буковинских и галицких лесах (у нас кое-что есть, но не в таком ассортименте). А Днепр нам напоминает только канал – наш надежный поставщик питьевой воды (из Днепра и Северского Донца). Наверное, я напоминаю университетского библиотекаря? Но такие уж мы, «донецкие».

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать