Перейти к основному содержанию

«Мы не должны оставаться прикованными к прошлому железными цепями»

07 июля, 00:00
Во время пребывания в Риме, в Ватикане наш корреспондент располагал уникальной возможностью получать информацию не от информационных агентств или СМИ, а из первоисточников — от людей, делающих церковную политику Католической церкви. Интервью с одним из таких людей — кардиналом Кассиди предлагается ниже. Эдварда Айдриса кардинала Кассиди, президента Папского совета по содействию христианскому единству, международные аналитики считают одной из самых влиятельных фигур ватиканского истеблишмента. Родился он в 1924 году в Сиднее, Австралия. Получил там светское образование и некоторое время работал в министерстве транспорта. В двадцатилетнем возрасте поступил в семинарию, потом в духовный колледж и в 1949 году стал католическим священником, работал в одном из австралийских приходов. В скором времени, однако, церковь направила способного молодого падре в Рим. Там он продолжил обучение в Латеранском университете, где получил степень доктора Канонического права. Параллельно с церковным правом, Кассиди изучал в Папской церковной академии дипломатию. С 1955 года начал работать в дипломатических службах Ватикана — независимого суверенного государства, принимающего и отправляющего послов в большинство государств мира, в том числе в Украину. За это время Едвард Кассиди побывал нунцием (папским послом) во многих странах мира, в частности, в Ирландии, Аргентине, Китае и проч. В начале 90-х годов Кассиди получил самый высокий (после папы) чин в Католической церкви — стал кардиналом. В 1989 году папа Иоанн Павел II назначил Кассиди президентом совента по содействию христианскому единству; на этой должности кардинал Кассиди работает и сейчас. Он также президент Комиссии по вопросам религиозных отношений с иудеями. Когда Эдвард Кассиди начал папскую дипломатическую службу, ему исполнился 31 год. С того времени на протяжении 46 лет он занимал (и занимает) самые высокие должности Ватикана и оказывает значительное влияние на решения, принимающиеся в процессах диалога Католической церкви с другими церквями. В частности, с его активным участием разработана и подписана, после длительных дискуссий и согласований, совместная Декларация, в которой речь идет о важном, сложном и болезненном догматическом разногласии между католиками и лютеранами — о путях спасения и оправдания человека.

— Мой первый вопрос к Его эминенции монсеньору Эдварду I кардиналу Кассиди касается возможного визита папы Иоанна Павла II в Украину. Имеются ли какие-либо признаки того, что визит состоится, что он готовится? В частности, разработан ли маршрут поездки, определена ли ориентировочная дата? Совсем недавно состоялась встреча Папы с президентом Путиным. Многие в Украине предполагали, что эта встреча может повлиять на перспективу визита Верховного понтифика в Украину, что будут сняты какие-то табу.

— Для меня это достаточно сложный вопрос, в частности, потому что персонально я не имею отношения к подготовке визитов Святого Отца. Насколько я знаю, сегодня нет конкретных программ или даты визита Папы в Украину. Визит г-на Путина в Ватикан не изменил ситуацию. Мне, в конечном счете, не совсем понятна связь между этими двумя событиями — встречей президента России с Римским папой и визитом последнего в Украину.

— Как Президент Папского Совета по содействию христианскому единству видит ближайшее будущее и возможные новые формы экуменического движения?

— В первую очередь я хотел бы подчеркнуть, что когда мы говорим о будущем движения за единство христианских церквей, то должны всегда помнить о пути, пройденном в прошлом, о том, как далеко мы уже продвинулись в направлении восстановления христианского единства между церквями различных христианских конфессий. Часто мы видим только трудности и препятствия, встающие на пути к единству, и не можем надлежащим образом оценить достигнутое.

Именно сейчас закончился период длиной в год, в течение которого произошли чрезвычайно важные события в наших поисках единства. В первую очередь, имеется в виду визит Св. Отца в Румынию в мае прошлого года; всем известно, что там его ожидал очень теплый прием со стороны Румынской православной церкви, румынского народа и правительства страны. Принимая во внимание отличие ситуаций в Румынии и Украине, мы преисполнены большой надежды на будущее, что касается возможности визита Папы в Украину (Монсеньор кардинал имел в виду то, что в Румынии значительно меньше католиков и греко-католиков, чем в Украине. — К.Г. ). В ноябре 1999 года Папа посетил Грузию. И хотя, по мнению многих наблюдателей, прием был там не таким эмоциональным, как в Румынии, сам Св. Отец расценил его как очень теплый, приветливый.

18 января в этом году в Базилике св. Павла «За крепостными стенами» состоялась величественная экуменическая церемония, которую можно приравнять почти к чуду. Представители нескольких православных церквей, а также других мировых христианских конфессий и организаций (всего их было 22 человека) вместе с папой Иоанном Павлом II вступили в новое тысячелетие через Святые двери Базилики, имея в сердце Иисуса Христа, неся в грядущее Новый Завет, Слово Божье. Это было очень значительное экуменическое событие. Как известно, далее имел место визит Папы на гору Синай, на Святую землю.

Напомню еще одно важное экуменическое мероприятие — церемонию (7 мая 2000 года) чествования памяти всех тех, кто в ХХ веке героически засвидетельствовал свою христианскую веру. Вместе с католиками новомучеников прославляли представители 19 различных конфессий и религиозных организаций; важное активное участие в церемонии принимала также Украина. В Ватикан был даже приглашен украинский хор, ставший органической и важной частью богослужения.

Список примечательных экуменических событий последнего времени можно продолжать. Однако, необходимо вспомнить также теологические проблемы христианского единства. И в этой сфере есть существенные достижения. В первую очередь вспомню совместную Декларацию, которую 31 октября прошлого года в Аугсбурге (Германия) подписали Всемирная Лютеранская Федерация и наша церковь. В Декларации речь идет о фундаментальных доктринальных положениях веры, а именно, о путях Спасения и Оправдания человека. Догматический конфликт между католиками и лютеранами по поводу оправдания (Верой или добрыми делами?) продолжается с начала ХVI века.

С удовольствием отмечу, что 9 — 19 июля будет возобновлен, как мы на это надеемся, теологический диалог между католиками и православными: в Балтиморе (США) начнутся заседания объединенной комиссии. Сейчас идет активная подготовка к этой встрече.

Таким образом, смотря в будущее, мы не должны забывать об уже сделанном, достигнутом. В нашей работе мы всегда имели три фундамента. Это, во-первых, молитва — в соответствии с тем приоритетом, который папа Иоанн Павел II отводит экуменизму. Молимся за христианское единство вместе, а также каждый отдельно. Вторым основанием является кооперация, сотрудничество различных церквей. Та кооперация, которую патриарх Афинагор и папа Павел IV когда-то назвали бескорыстным сотрудничеством. (В 1965 году Константинопольский патриарх Афинагор и Римский папа Павел VI взаимно сняли анафемы, провозглашенные 1054 года. —

К.Г. ) Последним основанием нашей миссии является теологический диалог, предназначенный для того, чтобы обнаруживать и углублять общее для различных церквей, а также преодолевать существующие между ними разногласия.

Таким образом мы будем работать и в будущем. Весьма важно также заботиться о том, чтобы вводить уже достигнутое в повседневную жизнь наших церквей. Один пример. На протяжении последних 10 лет в религиозной жизни Украины существует напряжение, множество проблем, связанных с самоидентификацией церквей, с церковным имуществом и проч. Мы питаем надежду, что в ближайшее время там начнет работать локальная комиссия, в которой примут участие представители УПЦ в единстве с Московским патриархатом и УГКЦ — они будут рассматривать сложные актуальные, особенно для Западной Украины, проблемы. Так мы пытаемся воплотить в жизнь конкретных церквей то, чего достигли на международном уровне.

— Сегодня в Украине есть три православных церкви, как Его эминенция, безусловно, знает. Две из них полностью исключены из жизни мирового христианского сообщества, из экуменического движения. Это значит, что исключены миллионы православных — вследствие ожесточенных споров между иерархами. Справедливо ли это?

— Достаточно сложный вопрос, поскольку он связан с наличием в Украине трех православных церквей, с расколом. Это обстоятельство — одно из главных принципиальных препятствий на пути улучшения отношений РКЦ с мировым православием вообще, а особенно с Русской православной церковью. Разрешение этой проблемы находится, впрочем, совершенно за пределами нашей компетенции — это внутреннее дело православия. Это что-то, за что мы не несем ответственности, с чем прямо не связаны.

Надо признать, что факт раскола создает множество проблем и для РКЦ. Было бы куда легче вести диалог, сотрудничать в Украине с одной православной церковью. Поскольку две украинские церкви не признаны, Католическая церковь также не может их признать без того, чтобы не создать большие сложности в отношениях со всеми остальными православными церквями. В наших междуцерковных отношениях мы традиционно признаем только церкви, признанные мировым православным сообществом. А признать или не признать — это прерогатива и проблема православия, а не наша.

Это, разумеется, не исключает возможности периодических контактов с непризнанными церквями на локальном уровне. Для решения тех или иных практических проблем, существующих в сообществе. Однако это совсем не то, что каноническое признание существования церкви. Мы молимся за благополучие украинского православия. За то, чтобы в конце концов у нас сложились нормальные взаимоотношения с полнотой украинского православия. Чтобы оно нашло, в конечном счете, путь к единству, и чтобы все украинские православные вместе представляли свою церковь.

— Недавно состоялось чествование памяти новомучеников — всех тех, кто пострадал за веру в ХХ веке. В связи с этим многие греко-католики Украины чувствовали себя дискриминированными и обойденными — в список новомучеников, оглашенный на церемонии Памяти, Ватикан не включил ни одного греко-католика. Хотя греко-католики СССР жестоко преследовались. Как это получилось?

— Я могу понимать чувства верующих, однако, с моей точки зрения, они не совсем оправданы, не имеют реальных оснований. Церемония, состоявшаяся в мае, была очень трогательна и была посвящена памяти всех новомучеников, независимо от их конфессийной либо церковной принадлежности. Готовясь к церемонии, мы старались охватить весь диапазон современных мучеников, а не поминать их как представителей той или иной конкретной церкви. Скорее всего, как людей, принадлежавших к определенному периоду и пострадавших от определенных систем или форм преследования, скажем, от коммунизма или нацизма. Понятно, мы не предполагали вспомнить всех христианских новомучеников ХХ века — перечислить всех было бы совершенно невозможно. Поэтому было избрано 16 новомучеников, свидетелей Христианской веры. Это, однако, не значит, что остальные были забыты или дискриминированы — мы молились за всех. Некоторые другие церкви, а не только греко-католики, имеют право на то же недовольство, ведь кого бы мы не избрали для персонального упоминания, всегда было бы много разочарованных. Напомню, что среди избранных для церемонии было два представителя славянского мира, один из них — Московский патриарх Тихон. Это все, что можно было сделать в один день.

Хочу еще подчеркнуть, что Папский совет по содействию христианскому единству и я лично не принимали участия в подготовке церемонии чествования новомучеников. Мы только пригласили гостей из других церквей.

— Какой, по-вашему, является ситуация Римско-католической церкви в Украине?

— Я всегда с большим удовольствием вспоминаю о визитах в Украину, где меня хорошо принимали, где я служил мессы в кафедральном соборе. Сегодня особенно важно улучшать, поддерживать взаимопонимание между всеми украинцами, которые находятся в полном единстве с Римской кафедрой — между греко-католиками и католиками латинского обряда. Все должны работать вместе, ибо являются братьями и сестрами, у нас одна вера и полное евхаристическое единство. Это великое дело.

Очень надеюсь, что они, католики и греко-католики, в конце концов оставят позади тяжелые воспоминания о некоторых событиях прошлого, событиях, создающих препятствия на пути полного взаимопонимания. Мы не должны оставаться прикованными к прошлому железными цепями. Ведь прикованный к чему-то человек не может двигаться вперед. Необходимо освободить себя от тяжелых воспоминаний, простить друг друга. Главное — следовать великому примеру Св. Отца, который 12 марта этого года в Базилике Св. Петра просил прощения за все те времена в истории церкви, когда католики не жили в соответствии с Евангелием примирения и братской любви. Надо помнить об этом и жить в братской любви. Это самое большое пожелание, которое я хотел бы передать верующим двух церквей Украины — РКЦ в Украине и УГКЦ.

— Что бы вы хотели сказать читателям газеты «День»?

У меня было несколько возможностей посетить Украину — в очень важные, особенно для украинских католиков, моменты. Поэтому хотел бы передать через газету «День» теплые приветствия украинцам, а в частности — читателям газеты «День». Все они могут и должны сделать значительный вклад в будущее христианства Восточной Европы. А также в улучшение отношений между католицизмом и православием. Я знаю, как сложна у вас ситуация сегодня, сколь тяжко наследие, оставленное коммунистическим правительством.

В этой ситуации мы выражаем понимание, симпатию и всегда пытаемся быть полезными, хотя иногда наши усилия истолковываются не самым лучшим образом. Имею надежду, что когда-нибудь они будут восприниматься с полным пониманием. Случается, конечно, и такое, что наши взгляды, мысли по тем или иным вопросам различны, однако мы всегда стараемся их решать — посредством постоянных контактов, корреспонденции, визитов. Мы благословляем людей Украины и всегда готовы помогать нашим церквям в Украине полнее жить христианской жизнью и нести Добрую весть всем людям. Я говорю это очень искренне.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать