Перейти к основному содержанию

Мы победили, потому что смеялись

«День» начинает серию публикаций, посвященных повстанческому искусству
16 января, 11:03
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Трагические события в Париже — расстрел исламскими террористами художников-карикатуристов и сотрудников журнала Charlie Hebdo, последующие захваты и убийства заложников, среди всего прочего, резко оживили дискуссии о границах дозволенного в сатирическом искусстве.

Поэтому сегодня мы считаем необходимым напомнить нашим читателям украинскую часть истории, связанную с карикатурой и с посягательствами на свободу слова. Ведь приближается 19 января — дата, когда протест на Майдане вышел из-под контроля склонных к компромиссам глав оппозиции и началась до тех пор невиданная, горячая фаза революции.

В течение прошлой зимы автор этих строк целенаправленно фотографировал все пригодные к фиксации проявления революционного искусства: плакаты, открытки, стрит-арт, граффити, объявления, надписи и т. п. Сегодня хотелось бы показать майдановские карикатуры. Они в большинстве своем касались наших и российских власть предержащих, рисовались как профессионалами, так и любителями, расклеивались на стенах, на рекламных щитах, на витринах в центре, вывешивались на баррикадах. Среди них было немало абсолютно уникальных произведений, нарисованных вручную и оставшихся в единственном экземпляре, но по большей части их размножали, копируя на ксероксе или на принтере. Образовывались целые авторские экспозиции под открытым небом: достаточно большое внимание привлекала подборка шаржей Юрия Журавля на Европейской площади, а выставка язвительных скетчей Олега Смаля между Европейской и Майданом вообще приобрела почти мифологический статус, после того как была полностью уничтожена «Беркутом» вечером 18 февраля.

Любимейшим персонажем карикатуристов, конечно, был Янукович. Желчи и злости по отношению к нему не жалели. Чаще всего рисовали в виде свиньи или хищного зверя, часто вспоминали о его уголовном прошлом, добавляли «ялинку-Йолку», которая стала для него настоящим проклятием. Второе место делили Азаров благодаря своей врожденной курьезности и Путин. Ненамного от них отставала милиция (яркий пример антимилицейского выпада — ребенок, который убегает от милиционера к бандиту с ножом, выкрикивая: «Дяденька, спасите, там милиционер!») А уже дальше клубились массы  более мелких политиков, мошенников, депутатов, олигархов: Королевская, Кернес, Табачник, Медведчук, Колесниченко, Бродский, Тигипко, Новинский, не забыли даже о Кучме и Коломойском. Лидеров оппозиции при всем скептическом отношении не трогали, однако в шаржах Журавля нашлось место для Кличко. В целом, преобладала более-менее привычная сатира, иногда весьма злая, случались и совсем сюрреалистические композиции в Украинском доме, где базировалась «Мистецька сотня». Часто использовались уже готовые образы — фотографии, кадры из телепрограмм — переделанные в издевательские коллажи.


ФОТО АВТОРА

При этом карикатурное творчество невольно приобрело интерактивный, коллективный характер. Зрители дописывали  и дорисовывали то, что думали об объекте насмешек, причем делали это порой достаточно метко.

В целом, жанр карикатуры уступал количественно таким более распространенным формам культурного сопротивления, как плакат или агитационная листовка, однако выделялся большей чувствительностью. В конце концов, 18-20 февраля наемники Януковича рвались на Майдан, чтобы в частности унять этот смех, который их хозяин и они сами ненавидели едва ли не больше брусчатки или коктейлей Молотова. Тираны, не важно, руководят они целыми государствами либо же сбиваются в подпольные банды, боятся быть смешными — потому что тогда их власть становится ничего не стоящей, нестрашной. Именно поэтому они готовы убивать тех, кто смеется над ними.


АРТ-ХРОНИКИ МАЙДАНА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

И Майдан победил, потому что смеялся.

Больше революционных карикатур вы можете увидеть на нашем сайте www.day.kiev.ua. Кроме того, из этой подборки «День» начинает серию интернет-публикаций, посвященных повстанческому искусству. Живопись и скульптура, плакаты и инсталляции, граффити и рождественские вертепы — это целый материк визуальной культуры, который ждет своих исследователей, и мы предлагаем вам путешествие по нему. Следите за нашими обновлениями!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать