«Мы работаем на территории, где идет война»
Начальник ГУМВД Украины в Донецкой области Вячеслав Аброськин — о криминогенной ситуации в регионе, борьбе с мародерством и угрозе диверсийПосле событий прошлого года на Донетчине количество сотрудников областного ГУМВД Украины сократились более чем вдвое — с 17 тысяч до 8 тысяч человек. По словам начальника ГУМВД Украины в Донецкой области Вячеслава Аброськина, сейчас в правоохранительных структурах области значительный дефицит кадров. Его пытаются восполнить выпускниками профильных учебных заведений, в частности в ближайший месяц в Донецкое областное ГУМВД прибудет 150 молодых офицеров — нынешние выпускники. Также работу проводят и в других регионах страны, приглашая опытных милиционеров на службу в Донецкой области. Несмотря на малое количество сотрудников, функциональность правоохранительных органов области лишь улучшилась, утверждает Вячеслав Аброськин.
«Дню» он рассказал о случаях незаконного использования оружия и мародерства и об общем улучшении криминогенной ситуации в области в условиях военных действий.
«ДО ПОСЛЕДНЕГО ПЕРЕМИРИЯ НЕКОТОРЫЕ ГОРОДА НАШЕЙ ОБЛАСТИ ОБСТРЕЛИВАЛИСЬ ПОЧТИ 24 ЧАСА В СУТКИ»
— На своей странице в «Фейсбуке» вы часто сообщаете о случаях изъятия оружия, боеприпасов, задержания диверсионных групп. Насколько высок риск террористических актов на территории Донецкой области?
— Мы работаем на территории, где идет война. Нам противостоят не обычные бандиты. Из Российской Федерации на постоянной основе идут поставки оружия и боеприпасов для боевиков так называемой ДНР. До последнего перемирия некоторые города нашей области обстреливались почти 24 часа в сутки. Сейчас мы, конечно, готовимся к подобным ситуациям. Милиция у нас уже не та, что была в прошлом году. Если тогда милиционеры не умели держать в руках оружие и не были готовы к открытому противостоянию вооруженным преступникам, то теперь ситуация изменилась. Проникновение диверсионных групп у нас происходит постоянно. Милиция, как и спецслужбы, активно борется с диверсантами. Последний громкий случай был 23 февраля. Сотрудники спецподразделения быстрого реагирования «Сокол» Донецкой области в Мариуполе остановили автомобиль, вызывавший у них подозрение, и попросили предоставить документы. Тогда преступники открыли огонь. Один сотрудник милиции погиб, двое получили ранения, но смогли нейтрализовать одного из злоумышленников. Другому удалось убежать. На днях мы получили информацию о возможном местонахождении этого преступника и окружили дом, в котором он скрывался. Была попытка задержать злоумышленника живым, но он, переодевшись в женскую одежду, пытался бежать. Когда увидел, что выходы заблокированы, совершил самоубийство. Сейчас мы задержали девушку, которая помогала ему скрываться. Она рассказала, что была завербована, находясь в Донецке. Действовала по приказу главы диверсионной группы. Непосредственно эта группа причастна к подрыву моста в Мариуполе и убийству работника меткомбината «Азовсталь». При задержании членов группы мы изъяли готовые к использованию боеприпасы.
— Вы рассказываете о вербовке на территории, подконтрольной «ДНР», а в городах области, подконтрольных украинской армии, такие случаи бывают?
— Да, в основном работают в городах, где планируются диверсии, поскольку у завербованного лица есть соответствующая прописка и регистрация. Завербованных и вербовщиков периодически задерживаем. Даже среди сотрудников милиции есть случаи вербовки уже в наше время. Неделю назад был задержан работник ГАИ, передававший информацию о передвижении техники, а также личного состава Вооруженных сил и МВД Украины.
«ЕМУ БЫЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО НА ТОЙ ТЕРРИТОРИИ УСТАНОВЛЕНЫ МИНЫ»
— По поводу недавней ситуации с автобусом, который ехал из Артемовска в Горловку, свернул с дороги и подорвался на мине... Какова причина случившегося?
— Расследование этого дела продолжатся. Водитель автобуса задержан по статье 119 Уголовного кодекса Украины «Неумышленное убийство двух или более лиц». Я могу открыто сказать, что он виновен в произошедшем. Водитель работает в частном предприятии, зарегистрированном в Горловке. Осуществляя рейсы Артемовск — Горловка, он точно знал, когда именно должен вернуться, а также что после 18-ти часов проезд на территорию, оккупированную «ДНР», закрывается. Тем не менее, он отправился в Горловку после этого времени. На блокпосте в районе Майорска водителя предупредили, что проезд закрыт и порекомендовали вернуться назад, но он решил поехать по грунтовой дороге и объехать блокпост. Ему было известно, что на той территории установлены мины и даже есть соответствующие указатели. Тем не менее, с 26 людьми в салоне водитель начал объезд, наехал на фугас и подорвался. Он шел на это сознательно, поэтому должен нести ответственность. Если бы автобус шел по маршруту, по асфальтированной дороге, этой трагедии бы не случилось.
«НЕ СКАЖУ, ЧТО СЛУЧАИ МАРОДЕРСТВА МАССОВЫЕ, НО ОНИ ИМЕЮТ МЕСТО»
— Недавно в СМИ звучали обвинения в адрес «Новой Почты» относительно перевозки оружия и наркотических веществ из прифронтовых зон. Нам известно, что ваша служба пытается предотвращать эти случаи, на какой стадии работа сейчас?
— У нас постоянно возникают проблемы с операторами перевозок, в частности с «Новой Почтой». Неоднократно бывали случаи пересылки оружия и боеприпасов именно через них. На днях мы встречались с руководством «Новой Почты», в частности с заместителем генерального директора по вопросам безопасности. Тогда было принято решение, что все грузы от людей, одетых в военную одежду, принимаются в открытом виде, поскольку именно они пытались пересылать эти грузы. Позже работники по каким-то собственным причинам перестали проводить такую проверку.
Иногда мы получаем сообщения о случаях мародерства, совершенных гражданскими. Бывает, поступает информация о подобных недостойных действиях со стороны военных, в частности, когда награбленное пересылается в другие регионы Украины.
Учитывая отмеченную информацию, после общего совещания с руководителями «Новой Почты», мы решили в обязательном порядке оборудовать все почтовые отделения системой видеонаблюдения и усовершенствовать «тревожные кнопки», чтобы в случае передачи запрещенного груза информация поступала непосредственно в милицию. Мы со своей стороны предложили приблизить наши наряды к отделениям «Новой Почты», и это сразу дало результат. Некоторые люди, увидев милиционеров, бросали имущество и убегали. Могу сказать, что незаконный грузопоток из Донецкой области резко сократился.
— Как еще боретесь с мародерством?
— Мы совместно с военными создали специальные наряды, группы быстрого реагирования по патрулированию территории, которая потенциально может привлечь внимание грабителей, также усилили проверку на блокпостах. Не скажу, что случаи мародерства массовые, но они имеют место, поэтому мы пытаемся их не допускать.
«КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УМЕНЬШИЛОСЬ В НЕСКОЛЬКО РАЗ»
— Как сейчас обстоит криминогенная ситуация в области?
— Общее количество совершаемых на территории Донецкой области преступлений уменьшилось в несколько раз по сравнению с 2012—2013 годами. Есть небольшой рост по видам преступлений. В частности, возросло количество убийств и тяжких телесных повреждений, но здесь играет роль и тот факт, что люди обращаются к нам и заявляют о преступлениях, совершенных на территории так называемой ДНР. Мы регистрируем эти заявления у себя и открываем уголовные производства, но практически не можем действовать. Зато количество краж и случаев хулиганства резко сократилось.
Выпуск газеты №:
№58, (2015)Section
Общество