«Мы только встали на ноги...»
Руководители ОТГ говорят, что придется бежать из своих сел, если реформу децентрализации «перевернут с ног на голову»
По данным последнего мониторинга процесса децентрализации и реформирования местного самоуправления, которые обнародовал Минрегион, в Украине сформировано 936 ОТГ, из которых 55 ждут решения ЦИК о назначении на их территории первых местных выборов. В общее число ОТГ входят и те, которые образовались с центрами в городах областного значения, — 75 территориальных громад присоединилось к 34 городам областного значения. Еще шесть таких городов начали процедуры присоединения близлежащих громад. В министерстве назвали пятерку регионов-лидеров в рейтинге формирования состоятельных громад — Житомирская, Черниговская, Днепропетровская, Запорожская и Хмельницка области. Нижние места рейтинга пока неизменно занимают Закарпатская, Кировоградская, Винницкая, Киевская, Львовская области.
На сегодняшний день 100% покрыты объединенными громадами территории лишь 20 районов в Украине. В 88 районах не создано ни одной ОТГ, хотя для добровольного объединения или присоединения остался лишь год, потому что дальше решения будут принимать на центральном уровне. Громады, которые успеют объединиться в этом году и провести первые выборы в ОТГ, с 1 января 2020 перейдут на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом и еще будут иметь время показать результаты до местных выборов, которые запланированы на осень 2020 года. То есть они используют этот год, чтобы продемонстрировать свою эффективность и завоевать «место под солнцем», а в необъединенных громадах опять будут тратить силы, время и ресурсы, чтобы оправдаться за свою бездеятельность перед людьми.
«ЕСЛИ РЕФОРМА ПРИОСТАНОВИТСЯ ИЛИ ЗАВЕРНЕТСЯ, ПРИДЕТСЯ ВЫЕЗЖАТЬ ИЗ ТРОСТЯНЦА»
Собственно, за пять лет реформы децентрализации люди хорошо начали понимать и видеть ее преимущества, в частности финансовые, что дало шанс вымирающим селам на жизнь. Строительство новых амбулаторий, ремонты в школах и детсадах, асфальтирование дорог и тротуаров, формирование молодежной спортивной среды и развитие туризма — все это вернуло доверие к местной власти. Теперь от жителей ОТГ не часто услышишь: «Ты председатель, так бери и делай», люди готовы вместе со своим руководителем и в огонь, и в воду. Сильную ответственность за свои громады чувствуют и руководители, но признаются, что несмотря на годы реформы до сих пор остаются не размежеваны полномочия между ОТГ и районами, как и финансовая зависимость от центра, который время от времени попадает в политические цунами.
«Наша ОТГ была создана в 2018 году, на прямые межбюджетные отношения с государством мы перешли только с 1 января 2019 года. Но финансовую децентрализацию почувствовали еще в 2015-м, когда получили 580 тысяч гривен, а в 2018 году — почти 8 миллионов гривен. Именно благодаря реформе децентрализации мы смогли увеличить расходы на развитие нашей громады. Получили возможность влиять на то, что жизненно необходимо людям — строить, восстанавливать, создавать. А это новое дорожное покрытие, улучшение водоснабжения и водоотвода, освещение улиц, материально-технические базы образовательных заведений. Мы смогли удовлетворить спрос на позитивную эмоцию, который был выстрадан у людей много лет, — рассказывает председатель Тростянецкой ОТГ Людмила ЧЕРВОНЕЦКАЯ. — За эти годы мы сделали в громаде то, во что никто не верил, даже я. Это современный спортивный комплекс, центральная площадь, решились взяться за реконструкцию нашего парка, где, кроме болота и комаров, больше ничего не было. И сегодняшний день имеем такой хороший результат. Но сейчас чувствуется тревога, будет ли так продолжаться, будем ли иметь мы возможности развивать свои территории и в дальнейшем.
— Почему возникли опасения? Реформу как будто не приостанавливают.
— Раньше мы все знали, что есть премьер-министр — который был как бы отцом этой реформы. Он вышел из местного самоуправления и знал, что нужно на местах. Теперь ситуация в подвешенном состоянии. И мы это уже чувствуем. К примеру, у нас в Тростянце вообще не было детской площадки, мы хотели построить, потому что был запрос от людей. Подали проект на Фонд государственного регионального развития, выиграли и должны были получить еще несколько месяцев назад 2,8 млн грн, но на сегодняшний день не получили ни копейки. Все на бумаге. Вы представляете, как это объявили с трибуны, что в громаде будет площадка ко дню города, 25 августа, а деньги не пришли. Мы просто высребали средства откуда могли — из бюджета, искали спонсоров из бизнеса, разных руководителей предприятий, и таки открыли ее, потому что нельзя подвести ожидания людей. Но если реформа приостановится или свернется, придется бежать из Тростянца, потому что не смогу смотреть в глаза людям, которые поверили мне, объединились и начали работать вместе со мной на развитие громады».
«ИНОГДА ВЛАСТЬ СВЕРХУ НЕ ПОНИМАЕТ, ЧЕМ ЖИВУТ НА МЕСТАХ»
По исследованиям директора по науке и развитию Института гражданского общества Анатолия ТКАЧУКА, которое размещено на сайте decentralization.gov.ua, в сильных ОТГ уровень доверия к местной власти существенно выше, чем к районной, областной или центральной. Он объясняет это тем, что доверие нарабатывается совместной работой, когда есть необходимость в решении общих проблем и есть мотивация для этого. И определяет сотрудничество целесообразным инструментом развития территорий. Учитывая поддержку со стороны государства, он может не только существенно ускорить местное развитие, но и упорядочить планирование территорий, снять напряженность в отношениях городов и сельских окраин.
Полностью разделяет это мнение и председатель Иванивской ОТГ Михаил КУЛИК. Его громада была создана осенью 2017 года. Бюджет поселка из 13 миллионов вырос почти до 50 миллионов, что позволило громаде самостоятельно реализовать мощные объекты. Такие, например, как строительство амбулатории за собственные средства. Михаил Кулик говорит, что все важные решения принимают громадой, поэтому люди чувствуют свою сопричастность и ответственность.
«В процессе объединения к нам присоединилась сельская рада с шестью селами, в одном — не было жителей, его просто еще областная рада не списала. В других — несколько десятков жителей. Фактически эти села были на грани вымирания. К этому привела предыдущая система власти. Теперь есть возможность своими ресурсами вернуть их к жизни. Сделали дорогу, которой люди не видели 20 лет, одно только болото было. 1 сентября открыли новый спортивный комплекс с футбольным полем с искусственным покрытием, атлетичные тренажеры, зона отдыха будет. Благодаря децентрализации село получило новую жизнь — старт, эмоцию, которую оно не получало более полувека. Люди смотрят на тебя с надеждой, советуются, расспрашивают: а что будет дальше?
— И что говорите?
— Правду! Поймите, председатель ОТГ — это тот же житель громады. Он не прячется в кабинете или ходит с охраной. Все мы соседи — здороваемся, ходим в магазин, общаемся через забор. Люди избрали нас своими лидерами, и мы должны создать для них все условия для благоприятного проживания. Когда приблизительно полтора месяца назад было анонсировано, что органы местного самоуправления подпадают под закон люстрации, это очень возмутило людей. Говорят: «У нас есть председатель, мы его избрали и доверяем, не нужно у нас здесь руководить». Иногда власть сверху не понимает, чем живут на местах. И если будут вставлять палки в колеса таким реформам, как децентрализация, люди встанут в защиту. Мы только встали на ноги, показали, что и в малых городах и селах возможна комфортная жизнь, и присадить — так не будет. Реформа успешная, за ней сила, которая дает возможность развивать громады. Решение приостановить ее, трансформировать, «перепрошить» (или еще какое-то заумне слово) — приведет к уничтожению украинского села как такового».
«ВО ВРЕМЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ РАЙОНОВ ОБРАЩАЛИ ВНИМАНИЕ НА ТЕРРИТОРИЮ, НАСЕЛЕНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ»
Еще один вызовом для реформы обещает стать следующий этап — формирование нового административно-территориального устройства, которое в начале августа представил Минрегион. В соответствии с ним в Украине предусматривается укрупнение районов: из 490 районов останется 102 (вместе с оккупированными территориями). Соответственно — значительно уменьшится количество РГА. Как объясняет руководитель группы по вопросам геоинформационного мониторинга реформы при Минрегиони Павел ОСТАПЕНКО, реформирование районного уровня требует времени и обстоятельств, потому что на сегодняшний день больше половины полномочий РГА согласно реформе децентрализации перебирает на себя ОТГ. И достаточно незначительная часть остается вопросов, которые продолжают решаться местными райгосадминистрациям.
«Можно даже не говорить об «армии чиновников». Сколько расходов идет на их содержание. Здесь цифры достаточно поражающие. В целом, у нас сейчас выходит, что в Украине 133 тысячи налогов идет на содержание одного работника, — говорит Павел Остапенко. — Во время формирования новых районов обращали внимание на несколько показателей — территорию, население и доступность. Территория должна быть компактной, не вытянутой, географически целостной. Один из основных параметров — численность населения должна составлять не менее 150 тысяч человек. По порядку определения центров новых районов — прежде всего, это должны быть города — областные центры и города с населением более 50 тысяч. Также есть понятие «зона обслуживания» или «зона влияния» этих городов — это 60 километров по автомобильным дорогам. Она позволяет очертить зону влияния этих городов».
«ПРАВИЛА ДОЛЖНА ДИКТОВАТЬ ЭКОНОМИКА, А НЕ ПОЛИТИКА»
По обоснованным расчетам специалистов Минрегиона, в Винницкой области целесообразным является создание трех административных центров будущих районов в пределах 60-километровой доступности: Винницкого, Могилев-Подольского и Ладыжинского. На сегодняшний день в области насчитывается 27 районных центров. Представленный проект нового административно-территориального устройства Винниччини и других регионов Украины еще не окончательный. На заседаниях рабочих групп могут вносятся предложения относительно изменений. Проект «О принципах административно-территориального устройства», который устанавливает общие правила и процедуры изменения админтерустройства в Украине, будет вынесен на рассмотрение Верховной Рады уже этой осенью.
«Реформирование районного уровня — это компетенция исключительно правительства и Верховной Рады, следовательно, добровольного этапа, как в случае с объединением громад, не будет. В то же время в каждой области созданы соответствующие рабочие группы, ведутся консультации, а предложения направляются в Минрегион. Кроме того, чтобы создать новые обеспеченные районы, парламент вынужден будет завершать процесс объединения громад административным образом. О порядке действий сможем говорить, когда получим документ, но нужно понимать, что правила должна диктовать экономика, а не политика, — уточняет советник по вопросам децентрализации Винницкого ЦРМС Евгений ШАПОВАЛОВ. — Сейчас ожидается укрупнение громад. Мы провели консультации с Ассоциацией ОТГ в Минрегионе и подали свои предложения, потому что в Киеве могут не учитывать факторы, которые мы знаем на местах (где-то отсутствует дорожное сообщение, где-то нецелесообразно создавать крупную громаду, потому что присутствует социальная напряженность и т. д.). Наша позиция — отстаивать интересы объединенных территориальных громад, потому что те, кто объединился раньше, уже показывают результат и его важно не потерять. В то же время мы замечаем, что в отдельных районах есть люди, которые до сих пор не понимают, что добровольность заканчивается. И в 2020 году их уже никто не спросит, с кем они хотят жить. Как будет методически и экономически целесообразно, так их и объединят. И это еще один из рисков в следующем году. С другой стороны, не следует забывать о политическом факторе. Новая Верховная Рада. Новый Кабинет Министров. Децентрализация, безусловно, продолижится, вопрос — в каком формате?».
Тем временем, экс-премьер-министр Украины Владимир Гройсман в своем последнем видеообращении от 28 августа отметил, что будет прилагать максимальные усилия, чтобы реформа не остановилась, потому что «остановка сегодняшних преобразований, а особенно — децентрализации, отбросит Украину на годы назад и заморозит наше общее развитие». Каким именно образом Гройсман будет защищать свое детище, он не уточнил, как и не сказал о том, чем конкретно будет заниматься, когда покинет премьерское кресло.
Выпуск газеты №:
№158, (2019)Section
Общество