Перейти к основному содержанию

На богомолье к Степану Бандере и... Яреме Вишневецкому

22 сентября, 20:27
ЯРЕМА ВИШНЕВЕЦКИЙ / ФОТО С САЙТА WEEKLY.UA

В Островце Швентокшиском я второй раз. Когда был впервые, то не знал, что около этого польского города находится такой интересный объект, как Лысая гора с бывшим бернардинским монастырем Святого Креста. Этот монастырь, как и Островец Швентокшиский, имеют отношение к Украине. Для строительства Островца в начале ХVII в. немало сделал князь Януш Острожский. Кстати, герб этого города не только использует гербовую символику украинских князей Острожских, но и выполнен в желто-голубых цветах. В центре города возвышается величественный костел, построенный Янушем Острожским в 1608 г. Об этом князе вспоминают в местном музее.

Однако объектом моего интереса была именно Лысая гора. Ведь с ней связаны две знаковых фигуры нашей истории, которые, к сожалению, до сих пор нами должным образом не оценены. Но об этом позже.

Ныне Лысая гора находится в составе Швентокшиского национального парка. Это гряда невысоких гор ледникового происхождения, покрытых лесами. Название гор, собственно, происходит от названия Швентокшиского (Святокрестного) монастыря на Лысой горе.

Когда я подъехал к горе, то увидел площадку, на которой стояло немало автобусов и автомобилей. Даже не думал, что Лысая гора является местом такого паломничества. А ведь это одна из наибольших религиозных святынь Польши. Преимущественно встречались молодые поляки. Пожилому человеку вскарабкаться на гору, которая достигает около 600 метров над уровнем моря, не так-то просто.

Поляки традиционно остаются очень религиозными. Среди европейцев в этом вопросе они лидируют. Правда, польская религиозность, в отличие от нашей, не является заформализованной и показной. Например, немало польских высших учебных заведений проводят занятия для студентов-заочников в воскресенье и даже в религиозные праздники.

Лысая гора производит необычное впечатление. Чувствуется здесь какое-то дыхание древности. По некоторым сведениям, это было место культа древних славян. Здесь они, по свидетельству польского средневекового хрониста Яна Длугоша, поклонялись своим богам — Лелю, Полелю и другим.

Не удивительно, что христиане, желая вытеснить отсюда язычников, основали бернардинский монастырь Святого Креста. Это был один из главных центров Краковской епархии в эпоху Средневековья. Здесь находилась реликвия — обломок дерева от креста, на котором распяли Иисуса. Подарил ее святой Эмерик, сын венгерского короля Стефана. Памятник этому святому сейчас находится на монастырском дворе.

Подниматься на Лысую гору нужно лесной дорогой. Во время этого путешествия паломников сопровождают различные фигурки Иисуса Христа. То он несет на плечах крест, то его к нему прибивают, то он висит на кресте. Правда, Христос какой-то старопольский, я бы даже сказал: что-то есть немного в нем языческого.

И вот, наконец — монастырь, величественный костел. Даже задаешь себе вопрос, как могли здесь, на этой малодоступной вершине, построить такое чудо. При входе в костел бросается в глаза табличка, что в подземельях храма находится крипта Яремы Вишневецкого.

Чтобы попасть туда, нужно приобрести входной билет. На нем представлена информация о князе. Приведу ее, прокомментировав соответственно. Итак, там написано: «Князь Ярема Корибут Вишневецкий (1612—1651) — происходил из православных князей литовско-русських (протопластом был Дмитрий, брат Владислава Ягайло). Родился в Вишневке над Горынью. Сын Михаила и Раины, дочери Могилы, господаря молдавского. Рано осиротел, получил хорошее образование. Принял католицизм в 1632 г. Колонизирует Заднепровье — стал обладателем 38 460 хозяйств, а также 30 городов. Принимал участие в войнах с Москвой и оборонял окраины государства от татар. В 1639 г. женился на Гризельде Замойской, внучке гетмана Яна Замойского. В 1646 г. стал русским воеводой. Сыграл важную роль во время восстания казаков под руководством Богдана Хмельницкого. В 1649 г. оборонял Збараж, а в 1651 г., руководя 60-тысячной польской армией, в битве с 100-тысячным казацко-татарским войском одержал одну из самых ярких побед польского оружия XVII в. Во время погони за врагом заразился болезнью, которая приняла характер эпидемии и уничтожала польскую армию. Умер 20 августа в 1651 г. в Паволочи. В связи с военными действиями гроб с его телом остался в Сокали. Торжественное захоронение должно было состояться в Вишневке. Когда в 1653 г. к Сокалю приближались казаки, Гризельда перевезла гроб к захоронениям своих родственников Олесницких на Святом Кресте. В XVII в. саркофаг разорили шведы. Сын Михаил Корибут написал в эпитафии своего отца следующие слова: «Ярема, пострах казаків — вождь і князь на Вишнівці. Михайла Першого, короля польского батько — у році божому 1653 похований».

В целом эта информация достаточно точна. Другое дело, что рядовой поляк, прочитав ее, подумает, что Ярема, князь литовско-русский, не имел почти никакого отношения к Украине — разве что громил казаков-украинцев. На самом же деле, это был украинский князь. Потому что термин «руський» тогда интерпретировался примерно так же, как ныне украинский. Определенное время Ярема был воеводой «руським». А это воеводство охватывало территории нынешней Галичины. Он сделал много и для обороны украинских земель от татар и для строительства хозяйственных структур на украинском Левобережье. Несмотря на принятие католицизма, Ярема заботился о православных монастырях, спонсировал православные церковные издания, помогал своему родственнику, киевскому митрополиту Петру Могиле.

Да, он был врагом Богдана Хмельницкого. Но могло ли быть иначе, когда люди этого казацкого гетмана разорили владения князя? К тому же Хмельницкий привел на украинские земли татар, с которыми воевал Ярема. Нельзя также однозначно утверждать, что в битве под Берестечком сошлись украинская и польская армии и что эта битва — блестящая победа польского оружия. В армии Богдана Хмельницкого значительную часть составляли татары, у которых не было к украинцам сантимента и которые занимались на наших территориях грабежом. Они шли на войну ради добычи. Что касается армии Речи Посполитой, то здесь было немало украинцев. Наконец, Ярема Вишневецкий, который и обеспечил победу королевского войска, не был и не считал себя поляком. Так называемое восстание под руководством Хмельницкого во многом напоминало гражданскую войну.

Действительно ли в крипте бернардинского монастыря на Лысой горе лежит тело Яремы Вишневецкого — можно только гадать. Ведь крипта неоднократно уничтожалась.

Ярема (настоящий или мнимый) лежит в гробу со стеклянной крышкой. Одет в красную одежду. Эта одежда, скорее, кажется больше азиатской, чем европейской. Ведь в то время в Речи Посполитой среди шляхты популярным был так называемый сарматский стиль, который в одежде синтезировал европейские и азиатские элементы. Причем последние заметно выделялись. Около гроба находится портрет Яремы, а также картина с изображением Берестецкой битвы. И здесь же флаги — не польские, не украинские, а волынские: красные с белым мальтийским крестом посередине.

Почти через двести лет Ярема «встретился» на Лысой горе еще с одним «неоднозначным» украинцем — Степаном Бандерой. История этой «встречи» выглядит таким образом. После раздела Речи Посполитой монастырь Святого Креста попал к землям, которые отошли к России. Поляки со своим подневольным состоянием не мирились и неоднократно восставали. На землях, которые отошли к царской России, были два больших польских восстания — 1830—1831 и 1863—1864 гг. Центром польского движения часто становились католические костелы и монастыри. И до сих пор они остаются своеобразными центрами польского патриотизма. Около них вы можете часто увидеть памятники и мемориальные доски польским повстанцам ХІХ в., борцам за независимость Польши в 1918 г., воинам Армии Краевой и тому подобное. Так вот — после польского восстания в 1863—1864 г. российская власть не придумала ничего лучшего, как ликвидировать бернардинский монастырь на Лысой горе и организовать в нем... тюрьму. Что ни говорите — оригинальное решение. И циничное! А может, и символическое. Ведь это был Святокрестный монастырь. Как на кресте мучился Иисус, так теперь в стенах бывшего Святокрестного монастыря мучились заключенные.

В наследство эта тюрьма досталась Второй Речи Посполитой, то есть межвоенной Польше. Тюрьма считалась одной из самых жестоких в стране. Именно в ней был заключен Степан Бандера со своими товарищами, которые были осуждены на Варшавском и Львовском процессах (1935—1936 гг.). Сохранились воспоминания одного из них, Николая Климишина. Он рассказывает, что в первый день их бросили в подвал, где не было даже окна. Не было и кроватей. Заключенные вынуждены были спать на голом полу. Через каждые несколько часов их будили часовые.

Ныне в монастыре на Лысой горе есть музей, где рассказывается и о «тюремном» периоде. Однако упоминаний о Степане Бандере я не нашел. Правда, в польских источниках, где дается информация об истории Святокрестного монастыря, об этом упоминается. Кое-кто из польских авторов обращает внимание на то, что здесь «встретились» Ярема Вишневецкий и Степан Бандера.

Но это, вероятно, не единственный парадокс Лысой горы. Организованная в свое время русскими тюрьма стала во время Второй мировой войны местом заключения для тех же «русских», точнее, воинов Красной Армии. Здесь был лагерь смерти, где погибло несколько тысяч человек. Об этом рассказывается в монастырском музее. Лично меня шокировала надпись, которая висела на видном месте в концлагере. Содержание ее таково: людоедство карается расстрелом. Понятно, военнопленных кормили крайне плохо, потому людоедство среди них было не таким уж редким явлением.

Слава Богу, ныне на Лысой горе нет ни тюрьмы, ни концлагеря. Восстановлен монастырь. В костел приходят сотни людей. Возможно, они замолят грехи предков, тени которых до сих пор «блуждают» в этом месте.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать