На математике – не экономят
Почему важно развивать точные и естественные науки, даже в условиях войны?Затопленный украинскими войсками вражеский крейсер «Москва» стал поводом гордости каждого из нас. К сожалению, это еще не окончательная наша победа над россиянами. Как говорят эксперты, и наши, и зарубежные, предстоит много битв и испытаний. А успех на поле боя будет зависеть от того, чем именно наши военные будут нас защищать, оборонять, и хотелось бы, контрнаступать. Собственно, война привлекла внимание ко многим проблемам, которые по-хорошему следовало решить еще вчера, но раз так сложилось – после победы за это надо браться однозначно. Развитие оборонной промышленности – точно требует и будет требовать в дальнейшем внимания и поддержки государства. Прежде чем дело дойдет до конструкторского бюро, финансирования конкретной разработки, нам нужно подготовить специалистов, которые будут уметь разрабатывать и производить современное оружие. Фактически имеем дело с подготовкой таких специалистов в высших учебных заведениях, а перед этим – в школах.
«Последние два месяца тема разработки оружия, возрождения военно-промышленного комплекса очень актуальна. То есть должна быть переориентация системы образования на изучение естественных блоков дисциплин, – отмечает глава ОО «Точка роста: образование и наука» Светлана БЛАГОДЕТЕЛЕВА-ВОВК. – Это системная проблема, требующая системного решения. С чего начинать? Собственно, это и есть проблема программ, учебников, квалифицированных воспитателей и учителей, конечно, повышения квалификации и проблема оплаты труда. У нас низкая стимуляция учителя к повышению квалификации именно из-за низкой оплаты труда. Эта дискуссия давно существует в обществе – каков размер оптимальной оплаты труда для учителей, в частности естественно-математического направления? Ведь надо прилагать много усилий, чтобы овладеть этими дисциплинами. Кроме того, важна тема образовательной среды – это лаборатории, оборудование для опытов, в которые средства до последнего времени не вкладывались. Поэтому это не позволяло сделать обучение естественным наукам наглядным. Так как теоретизированное изучение дисциплин естественнонаучного блока просто невозможно. Поэтому следует развивать образовательную среду так же, как и мотивацию детей и родителей. Ведь только часть людей понимает потребность в изучении математики и естественных дисциплин. То есть, это комплексная проблема, которая требует комплексного государственного подхода».
Почему важно поддерживать науку, образование и культуру даже во время войны, а особенно после ее завершения, красноречиво объяснял миру Уинстон Черчилль, поведение и позицию которого сейчас многие считают образцовыми. По его словам, на эти три сферы жизни нельзя урезать расходы даже в условиях войны, «потому что мы сражаемся за их сохранение, существование».
Украина тоже воюет за свое выживание и будущее. Победа обязательно будет. И после нее нам придется еще больше работать, чем до войны. На научно-образовательном поле тоже. Так что же делать с развитием естественно-математических дисциплин, которые в итоге повлияют и на нашу оборонную промышленность и ее развитие? Об этом эксперты говорили на страницах «Дня» неоднократно, но, кажется, стоило бы напомнить об этом и сейчас.
«НАМ «СВЕТИТ» БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА С ОБЫЧНЫМИ ИНЖЕНЕРАМИ, НЕ ГОВОРЯ ОБ ОБОРОННЫХ»
Так, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института математики НАНУ Ирина ЕГОРЧЕНКО советует для начала работать с учителями начальной школы, а дальше работать с обществом: «Мы можем только выражать свои мнения, а реального влияния на это у нас нет. Какая-то часть учителей воспользуется новыми программами, что хорошо. Но в целом мы должны только призывать общество к разрешению ситуации. К сожалению, до сих пор существует странное мнение, что у нас прекрасное физико-математическое образование из советского союза, у нас дети занимают призовые места на олимпиадах. Но то, что дети побеждают на олимпиадах, вообще не имеет никакого отношения к системе физико-математического образования. На олимпиадах побеждают дети, родители которых занимались с младшей школой и развивали их с математической точки зрения. В пул олимпиадных попадает примерно 2% детей, подавляющая часть которых не повлияет на общую систему образования. А что касается мнения, что у нас много математических учеников, то 99% знающих математику идут в IТ. В результате нам «светит» большая проблема с обычными инженерами даже, не говоря про оборонных инженерах, строителях, инженерах-транспортниках. Сейчас существует ситуация, когда на эти специальности идут те, кто математики не знает. У нас еще до войны завозили иностранных инженеров, строивших заводы, строительные проекты нам делают в Италии и других странах. С этим следует что-то делать. Поскольку ситуация, когда максимум 10 процентов детей изучает математику – неприемлема».
«К СПЕЦИАЛИСТАМ, КОТОРЫЕ УМЕЮТ ВНЕДРЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ, СЛЕДУЕТ ПРИСЛУШАТЬСЯ»
Ирина СТЕЦЕНКО, научный сотрудник Международного научно-учебного центра информационных технологий и систем НАНУ и МОН, автор технологии «Логики мира» обладает более оптимистичным взглядом на ситуацию. Она разработала две программы для начальной школы, которая предусматривает новый и интересный подход к изучению математики. Эти программы получили гриф от Минобразования, поэтому их уже берут в работу учителя. «Я благодарна своим читателям-внедренцам, потому что они не боятся нового, – отмечает Ирина. – В общем-то что делать? Во-первых, нужно изменить программы. К специалистам, умеющим внедрять изменения на практике, нужно прислушаться, нужно дать им возможность просто выражать мнение. Во-вторых, нужно дать волю учителям и педагогам дошкольных заведений это делать, и внедрить системные курсы, где специалисты рассказывают от начала до конца, как нужно учить определенные темы, то есть эти курсы должны быть системными, полными и периодическими. Мы попытались положить начало таким курсам, один из курсов, к сожалению, прервала война. Учебники изменились, в частности, для НУШ, но не настолько, чтобы быть идеальными. Но в целом первые шаги к изменениям сделаны. Я радуюсь тому, что нашу программу все же загрифовали, и у педагогов есть возможность ее использовать».
Но чтобы были хорошие результаты по изучению естественно-математических предметов в школе, необходима совместная работа государства, школы, учителя, родителей и детей. Эта задача и на сейчас, и на будущее. Если вспомнить заявления Президента на конференции в Мюнхене, как раз перед началом войны, о пересмотре и отказе от Будапештского меморандума, поскольку он все равно не выполняется должным образом, то часть мира трактовала этот месседж таким образом, что Украина собралась возвращать себе ядерное оружие. Однако это даже не изготовление ракет или танков, это более сложный процесс, требующий ресурсов как человеческих, так и финансовых. Поэтому, чтобы заявление Зеленского стало реальностью, даже если речь не идет о ядерном оружии, чтобы не раздражать мир и врага, то для любой другой научно-оборонительной разработки стартовую площадку нужно готовить уже.