На сцене – «МЫ»
Как театр помогает социализироваться детям с расстройствами аутического спектра![](/sites/default/files/main/articles/02102019/10my.jpg)
За последние годы до сих пор известное лишь в узких кругах слово «инклюзия» стало знакомо чуть ли не каждому. Государство всячески стимулирует учебные заведения принимать детей с особыми потребностями на инклюзивное обучение в школы и детсады. Но, оказывается, не для всех этого достаточно. Например, дети с расстройствами аутического спектра нуждаются в большем неформальном взаимодействии со свермтниками, которое инклюзивная система обкучения не может им обеспечить.
«Когда дети достигают определенного возраста, родители начинают понимать, что далеко не академические навыки важны, а умение жить в обществе, — объясняет мама ребенка с расстройствами аутического спектра Анжелика КОЛОМИЕЦ. — Нам нужны площадки для усвоения таких навыков. Безусловно, среди них — детский сад и школа. Социальные навыки, какие они могут дать, ребенок усваивает, но здесь есть определенные ограничения. В школе мы учимся, как вести себя в классе, на перерывах, как общаться с учителем. Но перерывы короткие, а для наших детей, у которых дефицит именно общения, этого недостаточно».
Для того чтобы развивать социальные навыки своего сына, Анжелика отдавала его в спортивные секции, но поняла, что строгая спортивная дисциплина — это не совсем то, что нужно ребенку. Тогда узнала о возможности создания инклюзивного театра и поняла, что это именно то взаимодействие, которого не хватало как ее сыну, так и другим детям с таким же диагнозом.
«І» и «МЫ»
Идею создания театральной студии Анжелика Коломиец позаимствовала из Минска. Там уже несколько лет работает полноценный семейный инклюзивный театр «І». Коллектив выступает на второй по важности сцене Беларуси. В его спектаклях принимают участие до 80 актеров.
Анжелика несколько дней посещала репетиции студии, просмотрела фильм о театре, в котором зафиксировали, как прогрессировали его воспитанники с особыми потребностями с начала своих занятий. Это все произвело на женщину большое впечатление:
«Прогресс удивительный. Конечно, есть методы, которые учат пластике и языку значительно более эффективно, чем это делают театральные студии. Но, по моему мнению, секрет в среде. Она более эмоционально соответствующяя и восприимчивее, чем обычная. Актеры более развиты эмоционально, чем представители других профессий. Эмоции в театре более яркие, их хочется выражать и воспринимать, считывать контекст. Поэтому мне кажется, что погружение ребенка в такую среду имеет больший эффект».
Что-то похожее она решила воплотить и в родной для сына 58-й киевской школе. Благодаря Анжелике с прошлого года здесь начала работать театральная студия «Мы». В студии проводят занятия по вокалу, сценической речи, драматическому движению и театральному мастерству. Ее воспитанники уже поставили три спектакля и не собираются останавливаться на достигнутом.
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Как рассказывает Анжелика Коломиец, большая проблема для родителей детей с расстройствами аутического спектра — помочь ребенку обрести социальные навыки: как правильно здороваться, разговаривать с людьми, сделать покупку в магазине, как вести себя в обществе. Это любое взаимодействие с человеком или людьми, без которого ребенку будет очень сложно в будущем. Такие навыки дети могут приобрести лишь во взаимодействии с другими. Если научить читать или писать еще можно в классе, то правильно здороваться за партой не научишь. Социальное взаимодействие имеет много правил и оттенков, которые сложно поддаются классификациям, потому детям, которые не видят перед собой примеры, довольно трудно понять, что и когда нужно делать.
«Социальное поведение очень разнообразно, — объясняет Анжелика. — Вот, кажется, приветствие. Почему здесь можно учить? На самом же деле оно имеет много оттенков. Здороваться можно: за руку, кивком головой, словом «привет», а в некоторых местах вообще не нужно здороваться. Вот вы же не здороваетесь, когда в метро заходите? Я, например, не здороваюсь. Но как объяснить, почему все именно так? Есть случаи, когда нужно здороваться, но лишь кивком головы. Например, во время лекции, чтобы не прерывать докладчика. Этих социальных оттенков много и классифицировать их несколько сложно. Нам это кажется естественным, а дети с аутизмом этого не понимают. Если их научить здороваться дома, они будут здороваться, идя по улице, и привлекать внимание».
Анжелика Коломиец более шести лет изучает особенности реабилитации детей с аутизмом. Она обнаружила, что много техник, которые применяются для занятий с детьми с аутическими расстройствами, используют и в театре:
«Большая часть упражнений, которые делают дети в театральных студиях, — это одни из первичных обязательных нейропсихологических упражнений: бревно, когда ребенок катится, как бревно, челнок, когда ребенок качается, подтягивая ноги к себе. Мой ребенок проходил это у нейропсихолога. Все эти упражнения мы практикуем и в студии».
В работе с детьми пытаются применять индивидуальный подход. Понятно, не всем удастся перебороть себя, выйти на сцену и сыграть роль в спектакле. Но работа в театре найдется для каждого: можно помогать делать декорации или шить костюмы. Для реабилитации такое взаимодействие будет одинаково полезно. Ведь суть занятий не в том, чтобы помочь ребенку сыграть Гамлета, а в том, чтобы научить его чувствовать себя комфортно в жизни.
«Наш проект руководствуется инструментарием известных методов помощи детям с расстройствами аутического спектра, — рассказывает Анжелика. — К примеру, есть метод прикладного анализа поведения. Он широко используется за рубежом и считается наиболее проработанным и научно обоснованным. Он построен на коррекции внешней формы поведения детей. Он быстрее доносит информацию до особенного малыша и позволяет добиться поставленных целей. Многие дети с аутизмом имеют проблемы с ориентацией в пространстве. Например, у белорусов (в театре «І». — Авт.) некоторые дети долго не могут попасть в театр, они просто боятся преодолеть большой вестибюль. Поэтому, чтобы объяснить, куда нужно идти, как передвигаться по сцене, мы наклеиваем специальные дорожки на полу, расставляем знакомые ребенку предметы по сцене и даем инструкцию, к какому предмету идти сначала, а к какому — потом. Так воспитанник запоминает траекторию».
Занятия в театральной студии полностью адаптируют под потребности воспитанников: упрощают, разбивают упражнения на части, чтобы особенным воспитанникам было легче запомнить последовательность. Декорации создают с учетом особенностей сенсорного восприятия детей с аутизмом. К примеру, в постановке «Трое поросят» учитывали, чтобы шум от развала домиков был не слишком громким. А также чтобы дети видели через декорации.
ГЛАВНОЕ — КОМАНДА
«Впечатления наилучшие и у меня, и у ребенка», — так начинает свой рассказ Наталия, мама одного из воспитанников студии с расстройствами аутического спектра. Ее сын ходил на занятия около года. А в последнем спектакле студии «Трое поросят» даже сыграл одну из главных ролей. «Важно, что сын увидел, что такое командная работа, достижение цели. Это было очень красиво, как будто праздник для всех. Такой результат вдохновляет ребенка идти дальше», — говорит женщина.
Сын Наталии любит творческие занятия и давно хотел где-то себя проявить. Но, к сожалению, у таких детей мало возможностей присоединиться к обычным кружкам, войти в коллектив, найти место, где учтут их возможности. Театральная студия, в свою очередь, не только предложила площадку для развития талантов, но и сформировала комплексный подход к адаптации ребенка.
«Это и дружба, и взаимодействие, и общее дело, и командная работа, чего очень не хватает таким детям. Это помогает ребенку чувствовать себя более раскованно, проявить свои эмоции, — считает Наталия. — В школе и других местах, где есть рамки, ребенок не всегда мог себя проявить так, как хочется. Здесь же хорошо воспринимают все эмоции ребенка, творческие начинания, это помогает чувствовать себя свободнее».
НОВЫЙ ЭТАП
В прошлом году в театральной студии занимались 42 ребенка. Среди них — трое с расстройствами аутического спектра. Анжелика Коломиец объясняет — больше они не могли принять. Ведь для того чтобы студия считалась инклюзивной, в коллектив должно входить не более 15-20% детей с особыми потребностями. Но для того чтобы охватить как можно больше детей в столице, студию решили превратить из школьной в городскую. И уже в ближайшее время студийцы начнут занятия вместе с культурным центром «Печерск».
Количество особенных детей в студии будет зависеть от того, сколько удастся набрать нормотипових воспитанников. Анжелика объясняет, для них такое взаимодействие тоже идет лишь на пользу. «Обычные дети в инклюзивной студии видят многообразие. Именно этим и прекрасен мир. Если вы посещаете новые страны — вы обогащаете свой опыт. Если вы встречаетесь с разными людьми — тоже обогащаетесь. Читаете разные книги, смотрите фильмы, посещаете секции — чем больше разного, тем вы богаче. Общаясь с особенными детьми, другие воспитанники видят грани эмоций и характеров, которых, возможно, не встретят в обычной жизни. Это тоже важный опыт».
В течение следующего года в студии планируют подготовить новый спектакль из трех логически связанных частей и поставить его весной. Руководители студии надеются, что когда-то им даже удастся выйти на большую сцену, как их белорусским коллегам.
Желающих приобщиться к занятиям ждут в культурном центре «Печерск» (Киев, Московская, 3). За деталями можно обратиться по телефону 0503283885.
Выпуск газеты №:
№180, (2019)Section
Общество