Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На старте школьного марафона

Накануне 1 сентября «День» выяснил, какие изменения ждут учеников и их родителей
31 августа, 10:22

В первый класс меня провожала, кроме родителей, семья тети в полном составе. Мою дочку-первоклассницу в первый раз в школу поведем мы, родители, и младшая сестричка, а еще — дедушка и бабушка.

Что такого в этом празднике первого звонка? Белые банты, галстуки, старшеклассник несет на плече маленькую девочку с колокольчиком в руке, танцы, пение, приветственное слово директора, короткий первый урок, который еще не настраивает на учебу, но и праздничного настроения особо не прибавляет...

На самом деле важность всех этих вещей — и школьного праздника, и выбора самой школы, и всего процесса учебы бок о бок с учителями и одноклассниками — осознается значительно позже. Школа — как низкий старт в эстафете. Сумеешь рвануть и пробежать всю учебную дорожку с препятствиями — будешь иметь больше шансов устроиться в жизни. Важно, чтобы и школа имела благоприятную атмосферу для учебы, стимулировала учеников к работе, а родителей и учителей — к сотрудничеству. Мы исследовали, каким будет нынешний школьный марафон.

ЗНАНИЯ — ИНТЕГРИРОВАННЫЕ

В этом году за школьные парты сядут 408 208 первоклассников. А это значит, что более 400 тысяч украинских семей обивали пороги школ, вникая, как там учат, какие кружки работают, хорошие ли  учителя в коллективе. Большинство родителей преодолели еще одну дистанцию, посещая с детьми подготовительные курсы к школе. Это некая тренировка силы воли и терпения всей семьи перед настоящей учебой.

Первоклашки едва лишь переступили порог школы, а взрослые уже задумались: кем же они станут? В Министерстве образования и науки заверяют, что школа должна воспитывать ребенка-лидера, личность, которая умеет креативно мыслить, применять полученные в школе знания на практике. Со своей стороны министерство делает все возможное, чтобы изменить качество среднего образования, переучить учителей, дать им новые инструменты для воспитания иного поколения учеников. Пока этот процесс идет тяжело, но важно, что он начался.


ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В прошлом году Минобразования существенно разгрузило программу начальной школы, взялось за обновление программ базовой, дало ряд рекомендаций для учителей, как работать в новой системе: от изменения цвета ручки для оценивания детей до нового списка произведений для уроков чтения. Поскольку это рекомендации, то выполняли их далеко не все. В этом году МОН подготовило новый стандарт общего начального образования. Апробировать его будут  сто школ, по  четыре школы в каждой области и в Киеве. Основной посыл нового стандарта — интеграция, поэтому дети будут изучать интегрированный курс «Я познаю мир», включающий семь предметов. Отдельными дисциплинами остаются «Язык», «Математика», «Иностранный язык», «Физкультура» и «Искусство».

А уже с 2018 года по обновленному стандарту начнут учиться абсолютно все первоклассники. Кроме того, правительство планирует профинансировать на миллиард гривен программу модернизации начального образования, увеличить на 25% зарплаты учителям. Ко дню учителя парламент должен проголосовать за новый закон «Об образовании». Так обещает министр образования и науки Лилия Гриневич. Закон изменяет структуру и качество учебы с первого до двенадцатого класса. Да, наши дети будут учиться на один год больше, чем сейчас.

РОДИТЕЛИ — АКТИВНЫЕ 

Так что по-старому уже не будет. Изменится школа, за ней должны изменяться учителя, а также родители. Сейчас они не боятся требовать контроля над средствами школьных и классных фондов, вмешиваться в процесс учебы, заявлять, что школьная форма — это пережиток советских времен и тому подобное. Но таких смельчаков немного. Однако без коммуникации между учителями и родителями в системе образования мало что изменится.

«Свои мнения относительно необходимости реформирования образования родители на 90% формируют со слов учителей. Если ребенку попался педагог, который заверяет, мол, «я так 30 лет учу и ничего менять не нужно», то родители будут преимущественно говорить о бессмысленности изменений. Если к этому прибавить аргумент «нас так учили и мы людьми выросли», то странно, что в школах вообще отменили телесные наказания, а мы до сих пор не пишем гусиными перьями. Однако если родители заинтересуются изменениями в образовании глубже, то найдут там много интересных и полезных вещей, — акцентирует Елена БОНДАРЕНКО, сопредседатель общественной организации «Родители SOS». — Эти вещи направлены на то, чтобы у детей не отбить желание учиться еще в первом классе. Например, та же зеленая ручка, которой не ошибки должны исправлять, а подчеркивать то, что ребенку удалось. Или совет таки не давать первоклассникам домашних заданий, чтобы облегчить адаптационный период в школе. Естественное желание ребенка познать мир в школе нивелируется убеждением, что «знание — тяжелый труд». По восемь-девять часов в день, наравне с рабочим днем взрослого человека. Дети физически не выдерживают такой «груз знаний», поэтому изменения в образовании просто жизненно необходимы».

ДЕТИ — СЧАСТЛИВЫ

Одной из движущих сил изменений в последние годы стали именно родительские инициативные группы. Например, журналистка и активистка такого родительского сообщества Иванна Коберник — сейчас советник министра образования и науки. Поэтому Зоя ЗВИНЯЦКОВСКАЯ, соучредитель общественного объединения «Родительский контроль», призывает родителей активно включаться в учебный процесс, потому что это действительно приносит результаты. А еще нужно требовать от школы реального выполнения введенных изменений.

«В первом классе домашние задания не задаются, это требование закона. Поэтому не просите учителя дать домашнее задание. Наоборот — прямо говорите, что не будете их делать и ссылайтесь на закон, — говорит Зоя Звиняцковская. — Цель младшей школы — заинтересовать ребенка учебой и побудить к учебной среде. Если учитель говорит, что нужно купить десять дополнительных пособий, спрашивайте, зачем они нужны. Дело не в 200 гривнях, а в том, что каждое пособие имеет упражнения, которые нужно выполнять, а в программе этого нет. То есть каждое пособие — это стресс для человека шести лет, которому и так сложно. Следует напомнить, что отменена каллиграфия. Это значит, когда ребенок делает помарку — это не ошибка. Отменено чтение на скорость, потому что нужно понимать текст, а не просто тарабанить определенное количество слов. Все изменения по разгрузке учебной программы есть на сайте Минобразования. Посмотрите на них, распечатайте и подарите своему учителю на праздник первого звонка».

Активистка, как мама шестиклассника, советует родителям не беспокоиться о количестве канцелярии, красоте портфеля и кружеве на форме. Лучше сосредоточить внимание на ребенке, которого взрослые очень любят и которого ждет стресс и большая нагрузка. И наконец — быть адвокатами своих школьников. Ведь ребенок имеет право на счастливое детство, которое в шесть лет отнюдь не заканчивается.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать