Перейти к основному содержанию

Национальная «элитаризация» и «европейский стандарт»

16 апреля, 00:00

О совещании ректоров технических вузов Украины я узнал на совещании заведующих кафедрами факультета. Декан сообщил, что к нам направляются несколько ректоров, участников всеукраинского совещания, и гостей радушные хозяева должны будут завтра культурно опекать. Каким образом была оформлена опека, я предполагать не смею, однако же из статьи академика Владимира Семиноженко («День» от 1.04.2004) знаю про плачевный результат: «К сожалению, — пишет советник Президента, — ответ на главный вопрос — о формате участия Украины в этом (Болонском) процессе и задания реформирования сферы образования в связи с переходом к инновационной модели развития, — все еще остается неясным». Поэтому, вооружившись ясной головой для вынесения трезвой оценки, В. Семиноженко предлагает снова вернуться к теме. Ну что ж, вернемся.

На мой взгляд, исповедуемый уважаемым академиком врачебный принцип «не навреди» противоречит его же весьма точной оценке состояния нашего высшего образования. Если менеджеров, юристов и экономистов наплодили столько, что для 76 процентов из них работы нет и в ближайшее время не предвидится, что мешает на ближайшие годы ликвидировать госзаказ на этих специалистов — решительно, хирургическим образом? Равно как и на остальные специальности. Ведь по оценке В. Семиноженко, украинская экономика («двигатель») только формируется, а количество специалистов («горючего») для нее уже измеряется чуть ли не цистернами. Радоваться надо, а не скорбеть, фиксируя отсутствие роста выпускников инженерных специальностей, и сожалеть, что находятся еще молодые люди, готовые пять лет добиваться высшего инженерного образования только лишь для того, чтобы затем забыть о нем и заниматься, чем «дикий рынок» предпишет.

Сейчас наша система высшего образования напоминает мне Советскую Армию. Армия дипломированных специалистов, торгующих, «крутящихся», а то и просто сидящих без работы, вызывает в памяти образы советских солдатушек — зимой на уборке снега, осенью на полях, круглогодично на стройках и пр. Армия как школа жизни… Какова жизнь, такова и школа.

Сейчас жизнь очевидным образом поменялась, а высшая школа учит «по- прежнему». Я полагаю, что Минобразования нужно брать пример с Минобороны. То есть сформировать компактную, хорошо вооруженную (средствами, материалами и техникой научного исследования) и хорошо оплачиваемую из бюджета государства армию исследователей, способную посредством классного обучения продуцировать себе подобных — в нужном государству количестве. Причем в количестве, каковому «утечка мозгов» никоим образом не грозит, ибо «контрактники» отягощены «присягой» (обязанностью отработать затраченные на них бюджетные средства). Остальных — расформировать и отправить на вольные рыночные хлеба приватного образования, не вмешиваясь в учебный процесс и не аккредитуя заведения. Кто и как хочет учить(ся) — пусть тот так и учит(ся). Платит тот, кто заказывает музыку. Исполняют музыку только те, кому платят. Купленным же за свой счет образованием каждый вправе распоряжаться как ему заблагорассудится. Скажем, искать работу за рубежом.

А Болонский процесс тут при том, что европейская унификация быстро и, что главное, беспристрастно отделит «овнов» украинской высшей школы от ее «козлищ», а зерна нашего высшего образования от плевел; выявит, проще говоря, вузы и специальности, соответствующие и не соответствующие «европейскому стандарту».

Настаивая на особой траектории движения Украины в образовательную Европу, академик Семиноженко многозначительно отмечает, что «элитарные высшие учебные заведения Европы отказались от участия в Болонской конвенции». «Элитарный» — только такого еще статуса нет у наших вузов, которые все поголовно уже университеты, академии и, успешно соревнуясь за почетное звание «национальный», быстро приближаются к стопроцентной национальной «элитаризации».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать