Национальность по желанию?
Подводные камни «новой» пропискиНе так давно Конституционный Суд Украины на пленарном заседании обнародовал решение, согласно которому признал незаконным ныне действующий институт прописки, поскольку он не соответствует статьям Конституции, в которых значится, что не может быть ограничений или привилегий по месту проживания, а также на свободу передвижения и свободный выбор места жительства тем, кто на законных основаниях проживает на территории Украины. Вместе с тем Конституционный Суд также предписал Кабмину обеспечить приведение в соответствие с Основным законом государства ряд нормативных актов и порекомендовал Верховной Раде ускорить принятие Закона «Про государственный реестр».
Вчерашний «круглый стол», инициированный Комитетом правовой политики ВР, стал логическим продолжением начатой ранее дискуссии по поводу законопроекта, который Верховная Рада планирует рассмотреть в первом чтении. Как заявил госсекретарь Министерства юстиции и одновременно автор законопроекта Александр Лавринович, главное — закон принять, а нюансы уже не так важны, поскольку очевидно лишь одно: действующая система была наследием советского прошлого, что противоречило международным правовым нормам, но в то же время полная отмена такой процедуры не позволила бы производить учет при оказании социальных услуг.
Правда, при обсуждении законопроекта возник целый ряд вопросов и несогласованностей. К примеру, заведующая сектором по вопросам гражданства Администрации Президента Валентина Субботенко, отметила, что было бы нецелесообразно в единстве рассматривать два законопроекта — «Про реестр физических лиц» и «Про реестр по месту проживания», поскольку это является двойным обязательством в одних и тех же правовых отношениях. Кроме этого, на ее взгляд, закон должен быть принят вместе с внесением поправок в существующий Гражданский кодекс, в котором указано, что физическое лицо имеет право на выбор места проживания только в пределах конкретного населенного пункта.
Такие юридические тонкости, как, впрочем, и то, что теперь паспортными вопросами будет заниматься Минюст, а не МВД, как было ранее (это, по мнению законотворцев, должно способствовать большей демократизации общества, хотя новые механизмы еще не разработаны), вызвали не так много вопросов, как объем информации, который должен быть зафиксирован в Реестре. Согласно десятой статье законопроекта, со ссылкой на документы в Реестр должны быть внесены фамилия, имя, отчество, место рождения и проживания, информация про семью. А данные про национальность, группу крови, резус-фактор, вероисповедание, псевдоним и политическую принадлежность могут вноситься в Реестр только по письменному требованию физического лица. Как рассказал «Дню» доктор политических наук Алексей Шуба, подобное решение может породить на свет ряд проблем. Во-первых, таким образом все население Украины поделится на тех, у кого национальность указана в Госреестре, и тех, у кого нет, а также возникнет реальная возможность спекулировать ею в своих интересах, поскольку на сегодняшний день в стране не существует документа, которым можно было бы подтвердить свою национальную принадлежность. Во-вторых, предложение относительно внесения о вероисповедательной принадлежности не согласовывается с действующим законодательством, которое не допускает указания на нее ни в одном государственном документе.