«Нагодуй солдата – Харків»: 250 000 порций за 3,5 года войны
Как инициатива изменилась в 2017-м и подтолкнула двух волонтерок к началу собственного дела
С началом войны на Донбассе Украину охватил настоящий волонтерский бум. Почти в каждом городе, поселке и селе собирали помощь для армии. Направления деятельности — на все вкусы: кто-то плел маскировочные сетки и кикиморы, кто-то собирал аптечки, кто-то изготовлял сухие борщи и супы. Харьковчанки Наталия Долгополова и Татьяна Харлан одними из первых организовали в городе производство высушенных блюд для армии (напомним, «День» писал об инициативе в №241 от 23 декабря 2014 года). О «поварском» волонтерстве, супах под обстрелами и авторских натуральных сладостях — в нашей с ними беседе.
«Я — научный сотрудник, у Тани — собственное дело. До войны мы даже не были знакомы. Так вышло, что мы одновременно увидели по телевизору сюжет, как женщины в Днипре начали изготовлять сухие борщи. Возникла идея делать то же в Харькове. Сделали несколько борщей, создали в «Фейсбуке» группу «Накорми солдата — Харьков», начали присоединяться к ней люди. Так и закрутилось», — вспоминает о начале инициативы Наталия ДОЛГОПОЛОВА.
Татьяна ХАРЛАН добавляет: «Когда увидела группу в соцсети, присоединилась одной из первых. Сначала же мы даже не знали, как сушить эти овощи, это сейчас у нас огромный опыт. Разбирали овощи домой и там сушили их. Позже нашли фермера под Харьковом, который машинами привозил нам свою продукцию. Когда у тебя 20 мешков капусты, 20 мешков лука, 20 мешков моркови, а хранить их нигде — это огромная проблема, пришлось покупать большие сушилки. Но и наши небольшие домашние сушки тоже не простаивают, там мы досушиваем овощи».
«ЭТА РАБОТА ЕЩЕ НУЖНА И ВАЖНА»
— Сколько людей откликалось по вашим просьбам о помощи в начале войны и сейчас, в 2017-м?
Н. Д.: — О, в начале войны очень много людей нам помогало, и когда мы звали почистить, порезать овощи, приходило много девушек. Другие помогали материально. Но сейчас меньше уже такой работы.
Т. Х.: — Если считать постоянных членов группы «Накорми солдата — Харьков» — это где-то 30 человек. Когда мы получили помещение, стали активнее привлекать людей, тогда приходило на фасовку и по 10, и по 15 девушек, они здесь и поместиться не могли в комнате. Поэтому мы стали работать по выходным в две смены: первая с 10 утра до 13.00, потом перерыв, и приходила вторая смена, которая работала до вечера. Некоторые люди уходят, но на их место приходят другие.
— У вас как-то разделены обязанности?
Н. Д.: — Разделились уже в процессе, кто чем занимается. Я люблю компьютер, поэтому искала рецепты, занималась информационной поддержкой. У меня сидячая работа, а у Тани — «бегающая».
Т. Х.: — У меня машина, я более мобильна. К тому же имею предпринимательскую хватку, поэтому что-то найти, выбить — это мое. Я контролирую все поступления средств и затраты, в этом я маньяк — все должно совпадать до копеечки. У нас ведется отчетность, чтобы знать, кому, что и когда мы давали. Раньше чаще писали отчеты для соцсетей, потому что много продукции раздавали, а отчеты стимулировали людей активнее помогать. Сейчас этот стимул уже не работает, есть зато есть другой — дать понять людям, что эта работа еще нужна и важна. Мы не гонимся за тем, чтобы сделать несколько сотен супов в месяц и сразу их раздать. Мы рачительно относимся к продуктам и средствам группы, мы даем лишь тем, кто просит и кому это действительно нужно, потому что уже есть опыт, как отличить тех, кто едет в АТО ради эффектных фото и просит наши супы, чтобы не ехать с пустыми руками.
— Откуда вы брали рецепты и какой теперь у вас ассортимент блюд для военных?
Н. Д.: — Первый рецепт был вообще один — днипровских девушек. Это был борщ, который они запустили в производство, и не скрывали, что и в каком количестве в него класть. Сначала мы варили по их рецепту, а затем модернизировали борщ по-своему, добавили приправы. Теперь у нас 15 наименований сухих супов и борщей. Еще делаем каши, энергетические батончики, тюбики с салом и пастой.
«МЫ УСПЕЛИ СВАРИТЬ ВАШ СУП, ТЕПЕРЬ СИДИМ ПОД ОБСТРЕЛОМ И ЕДИМ»
— А какие ваши блюда самые популярные среди военных?
Т. Х.: — Всем нравится разное. Кто любит украинскую кухню — хвалит борщ, кому-то нравится капустняк, очень популярны лагман и харчо. Они необычны на вкус, харчо еще любят за название — он у нас «Антимоскальский». За годы существования группы из наших сухих супов и борщей военными было сварено более 100 тыс. литров первых блюд, а это — более 250 тыс. порций.
— Звонят ли бойцы, чтобы поблагодарить?
Н. Д.: — Часто звонят и говорят «Девочки, целуем ваши ручки». Все отзывы от бойцов для нас очень ценные и приятные.
Т. Х.: — Мне запомнилось, как звонил парень, который сказал, что, как только они сварили суп, туда упала мина и все разбила. И больше всего им было жаль того супа, который они не смогли попробовать. Или же звонят и говорят: целый день стреляют, потом успокоились на полчаса, мы успели сварить ваш суп, теперь сидим под обстрелом и едим ваш лагман. Это очень вдохновляет.
— На ваш взгляд, такая помощь еще актуальна для армии?
Т. Х.: — Мы различаем ситуацию, какой она была в 2014-м и какой она является сейчас. Если в начале войны мы ежедневно давали кому-то продукцию, а на выходных возили сами, то сейчас, может, раз в неделю или два выдаем супы, борщи или каши. Сейчас у нашей помощи уже другая цель. Если в 2014—2015 годах наши супы спасали от голода, то сейчас уже снабжение наладилось в армии, но наши супы все равно нужны при перемещениях, при ротациях, при обстрелах — то есть когда нужно поесть, а готовить некогда или негде. Ведь война, к сожалению, продолжается.
— Кроме супов для военных, вы еще делаете цукаты, чипсы и пастилу из овощей и фруктов, и это уже коммерческий проект. Как у вас возникла идея заняться производством полезных натуральных сладостей?
Т. Х.: — Когда к нам приезжали гости из-за рубежа, они все время удивлялись и говорили, что на западе такие натуральные продукты без консервантов, как наши, очень высоко ценятся и пользуются большим спросом. А поскольку за эти годы мы научились не только делать супы и борщи, но и сушить фрукты и варить цукаты, мы решили применить эти знания на практике. Чтобы разделить свою коммерческую деятельность с волонтерской, решили взять кардинально другое направление, которое не пересекается с теми продуктами, которые нам бесплатно дают люди, — занялись производством натуральных сладостей. Используем фрукты из собственных дач, экзотичские фрукты покупаем. В ассортименте — овощные и фруктовые чипсы, цукаты, пастила. Особенно вкусные у нас цукаты из тыквы. Если раньше у нас были волонтерство, работа и семья, то сейчас еще пытаемся находить время на выпуск сладостей. Сначала семьи были против, потому что хоть иногда хотели видеть нас дома, но понемногу смирились, потому что очень уж вкусная у нас получается продукция.
Выпуск газеты №:
№229, (2017)Section
Общество