Перейти к основному содержанию

Наилучшие времена, наихудшие времена

25 мая, 12:50
УКРАИНСКОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПРЕБЫВАЕТ ВСЕ ЕЩЕ В ДОВОЛЬНО НЕЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ (НА ФОТО — КОМПОЗИЦИЯ МАШИ ШУБИНОЙ)

Первое Киевское международное биеннале современного искусства «Арсенале» открылось в какофоническом сочетании диаметрально противоположных музыкальных стилей, церковных колоколов, серьезных людей в официальных костюмах и разноцветной богемы

Началось биеннале с остроумного перформанса группы Р. Э. П. — на тротуаре прямо напротив входа в «Мистецький Арсенал». Троистые музыки в вышиванках играли традиционные народные мелодии и под них пели сугубо прозаичную историю разного рода запрещений и скандалов в современном искусстве. Несколько прохожих из числа православных ортодоксов было шокировано. Акцией завершения вечера стало музыкальное представление киевского композитора Аллы Загайкевич и режиссера Олеся Санина, проведенное под открытым небом в парке скифских баб (проект «Древнейшие формы: актуальный взгляд»). Среди древних статуй, под авангардные построения синтезатора, ударные и скрипки двигались и пели одетые в серые платья девушки из фольклорного ансамбля. Между этими двумя действами уместились пресс-конференция, которая, проходя под бой колоколов из соседней киевской лавры, сама по себе превратилась в перформанс, наплыв высокопоставленных чиновников с многочисленными свитами официальное открытие и первые впечатления от ещё местами недооформленной экспозиции.

Мероприятие нельзя назвать излишне пафосным. В конечном счёте, главный куратор, британец Девид Эллиотт, жаловался, что последние сутки организаторы работали в почти экстренном режиме, сталкиваясь с нехваткой электричества и другими неурядицами. Однако организационные и технические недостатки не изменяют масштаба события. В целом в «Арсенале» демонстрируются обещанные 250 произведений 100 художников из разных стран мира — от Японии и Вьетнама до Новой Зеландии и США. 40 работ создано специально для выставки. Половину второго этажа занимает «Двойная игра» — подготовленная при содействии авторитетного Центра современного искусства «Замок Уяздовский» (Варшава, Польша) общая экспозиция польских и украинских художников. Начинается всё во внутреннем дворе «Арсенала» со своеобразной объёмной заставки — 10-метровой кич-инсталяции в виде надувного золотого цветка лотоса (корейский дизайнер и художник Цой Джонг Хва), который исправно поднимает и опускает надувные лепестки посреди круглого бассейна. В целом же проход через длинные анфилады, содержащие иногда весьма экстравагантные инсталляции, превращается в настоящее приключение.

А впрочем, «Арсенал» — это лишь верхушка. Параллельная программа биеннале содержит культурные и художественные события, которые будут проводиться силами отечественных художников и кураторов на разных площадках по всему Киеву, а также — в Херсоне, Харькове, Одессе, Днепропетровске. Теоретическую часть обеспечивает дискуссионная платформа «Искусство после конца мира» (куратор — Катерина Дёготь); нашлось место и для образовательной программы, предназначенной для разных аудиторий, — от профессионалов в сфере искусства до детей.

«Арсенале-2012» будет продолжаться до 30 июля 2012 года. Главный проект имеет тематическое заглавие «Наилучшие времена, наихудшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве» и будет состоять из четырех разделов: «Неутомимый дух», «Во имя порядка», «Плоть» и «Неспокойный Сон».

Девид ЭЛЛИОТТ, куратор ARSENALE 2012, Великобритания:

— То, чем мы занимаемся — то же, о чем уже сказала (комиссар «Арсенале-2012») Наталья Заболотная: это не такое биеннале, как все остальные. Это — первое биеннале в Киеве, оно невероятно амбициозно, и оно пройдёт именно так, как мы предполагали. Боги этого шоу — здесь. Вы увидите очень многое: инсталляции, живопись, видео, скульптуру. Вы пройдете по коридору невероятных творений, поражающих новых образов. Это праздник современного искусства. Почти все, что вы увидите, было создано за последние 2-3 года. Основное содержание современности состоит в том, что мы не можем понять настоящее время, не имея при этом хотя бы минимального понимания прошлого. Думать о будущем — по-моему, одна из важнейших функций искусства. Но при этом прошлое должно использоваться не как тюрьма, а как платформа. Надеюсь, что вы сможете вынести из этой экспозиции не только радость, которую получите от увиденного, не только определенный опыт, но и именно это осознание.

Алла ЗАГАЙКЕВИЧ, киевский композитор, автор перформенса открытия биеннале:

— Мне очень понравилась атмосфера открытия, она была аналогична подобным мероприятиям в Европе и в мире. Публика была всевозможная. Я, например, встретила там своих студентов; были представители культурных и политических элит. Что же касается самой биеннале, то мне особенно понравился концептуально-теоретический подход организаторов, масштаб их позиции, не только репрезентация, но и рефлексия, научное осмысление того, что происходит на «Арсенале» и в современном искусстве в целом. Наш перформенс мы посвятили памяти Бориса Возницкого, и хотя музыка создавалась не специально к этому трагическому событию, но оказалось, что она и не могла быть иной.

Подробный обзор событий «Арсенале-2012» смотрите в ближайших номерах нашей газеты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать