Народ за Милоша Формана
Семидесятилетний юбилей знаменитого кинорежиссера Милоша Формана отметили на днях в Голливуде. Впрочем, к чествованиям с полным на то правом могла присоединиться и Чехия — ведь Форман родился и состоялся как мастер экрана именно в этой стране. Здесь он снял свой первый полнометражный фильм — очень едкую и яркую сатиру «Бал пожарных», отсюда он и эмигрировал в 1969 году, когда, по понятным причинам, снимать что-либо подобное стало невозможным.
В Голливуде Форман по- настоящему прославился как режиссер, идеально пришелся ко двору со своим бунтарством, ведь тогда в США была всеохватная мода на нонконформистов. Уже первый его фильм «Отрыв» (1971 г.), во славу поколения «детей-цветов», принес Форману приз в Каннах. Ну, а следующую работу, мюзикл «Волосы», хиппи всего мира до сих пор почитают чем-то вроде своей экранной библии. Но настоящее завоевание Америки состоялось в 1975 году, когда везучий чех экранизировал роман апологета психоделической революции Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» — скандальную книгу об обитателях психиатрической лечебницы.
Фильм был снят за несколько недель, практически без дублей, в настоящей психиатрической клинике с настоящими больными и персоналом. Когда кончились деньги, Форман заложил свой дом и влез в долги. И не прогадал: Киноакадемия единогласно присудила бунтарской ленте пять «Оскаров».
По сути, из фильма в фильм Форман варьирует одну и ту же, глубоко выстраданную им тему — свобода как таковая и свобода творческой личности в частности. Последнее особенно верно для его радикальной версии жизни Моцарта «Амадеус», также увенчанной несколькими «Оскарами». Не менее сенсационный «Регтайм» говорит уже о политических, а сравнительно недавний «Народ против Ларри Флинта» — о сексуальных аспектах свободы. В любом случае, даже спустя десятилетия, Форман остался верен себе, и все еще способен удивлять зрителей.
Он достиг всего, о чем только может мечтать режиссер и вообще человек искусства. Остается только один, но самый важный вопрос — достиг ли он сам того уровня свободы, к которому стремился?