Перейти к основному содержанию

Наступление на Чкаловский сквер

Решение о его застройке ярко демонстрирует «любовь» депутатов к Киеву — считают активисты
09 июня, 20:06

«Одно из любимых мест в старом центре хотят застроить», — написал экоактивист Марк ПОЛЛОК в Фейсбуке. Речь идет о Чкаловском сквере на углу улиц Олеся Гончара и Михаила Коцюбинского. На небольшом кусочке территории под кронами деревьев сейчас ежедневно гуляют местные, потому что больше зеленых альтернатив в микрорайоне нет. Зато земельная комиссия Киевсовета позволила превратить сквер в строительную площадку. На последнем заседании комиссии депутаты проголосовали за решение о возобновлении договора аренды с компанией «Дилай Вест». Она планирует построить здесь 14-этажку.

Голосование земельной комиссии проходило без участия общественности (по причине карантина). За перипетиями можно было наблюдать на сайте Киевсовета. Впечатления наблюдателей-граждан — сплошной фарс и подыгрывание застройщикам. Кто-то выходил из зала, чтобы не было кворума для принятия положительных решений, тот, кто раньше говорил на камеру журналистам одно, за глаза сделал другое. Нужно говорить откровенно, вряд ли просто так. В целом история с Чкаловским сквером продемонстрировала внутреннюю сущность депутатов Киевсовета. Изменой здесь не просто пахнет, а поразительно несет.

ДЕПУТАТСКАЯ АЛХИМИЯ

История борьбы за сквер тянется еще с 2000-х годов. Институт геологических наук НАН Украины, расположенный рядом со сквером, 20 лет тому назад заключил инвестиционный договор с ЗАО «Киевгорстрой-1». Компания намеревалась построить офисный центр на земельном участке возле института. Научное учреждение в свою очередь рассчитывало на 20% площади от новостройки. Сейчас на земельный участок претендует компания «Дилай Вест». Активист Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО считает, что это подставная фирма, чтобы общественность не докопалась, кто действительно стоит за уничтожением сквера.

«На мой взгляд, киеврадовская алхимия заслуживает отдельного внимания. Комиссия вообще не имела права рассматривать данный вопрос по примененной процедуре до 15 июня, — объясняет активист и юрист Георгий МОГИЛЬНЫЙ. — Голосование показывает, что застройщик договорился с руководством Киевсовета и КГГА о том, что им возобновят аренду без рассмотрения на сессии, и это решили сделать в спешке, пока не закончился карантин, ведь общественность не может прийти на заседание комиссии, чтобы продемонстрировать свое отношение к таким действиям. Как не сложно догадаться, ни один из присутствующих депутатов не говорил о незаконности действий, хотя трижды были предложения, чтобы отложить рассмотрение, пока общественность не сможет присутствовать».

Киевлянка Ирина КВАСКОВА рассказала в «Фейсбуке» о еще одной схеме, которой злоупотребляет земельная комиссия. Депутаты по несколько раз голосуют за определенное решение, буквально с получасовым перерывом, так делают до тех пор, пока не будет принято то, что нужно чиновникам. В протокол заседания комиссии повторные голосования не попадают, указываются только результаты голосований за желаемый для власти документ.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В свою очередь местная жительница Галина ПЛАЧИНДА опубликовала в соцсетях поименный список депутатов, проголосовавших за продление аренды земли возле сквера. Как говорится, «героев» нужно знать в лицо. Активистка напомнила, что эти же депутаты несколько месяцев назад поддержали другой проект решения — о расторжении договора аренды с «Дилай Вест». «Но голосование (за это проект. — Ред.) на сессиях Киевсовета было сорвано трижды — сначала вопрос не успели рассмотреть, второй раз пленарное заседание «случайно» закончилось непосредственно перед рассмотрением вопроса по Чкаловскому скверу, а на третий раз некоторые депутаты Киевсовета, даже не скрываясь, просто вышли из зала, обеспечив таким образом отсутствие кворума», — описала Галина Плачинда.

Депутат Киевсовета и член земельной комиссии Ольга БАЛИЦКАЯ прокомментировала в СМИ, что к вопросу Чкаловского сквера депутаты вернулись на заседании комиссии, перед этим сняв вопрос с рассмотрения вообще. «Такое поведение моих коллег неприятно поражает, ведь Чкаловский сквер годами защищают от незаконной застройки местные жители. Он является практически единственной зеленой зоной в микрорайоне, и оснований для отказа в возобновлении договора аренды более чем достаточно. Здесь имеется и фактически самовольный захват части сквера, и незаконное объединение участков, и строительство на основном участке вопреки его целевому назначению. Кроме того, против строительства в Чкаловском сквере выступают Министерство культуры и департамент охраны культурного наследия КГГА», — добавила Балицкая.

«КИЕВСОВЕТ ПРИНЯЛ МОШЕННИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ»

Фактически у Киевсовета сейчас на руках есть два проекта решения — о запрете и о разрешении уничтожения Чкаловского сквера. Во время голосования на очередной сессии у них есть шанс проявить государственную позицию, а не подыгрывать застройщикам.

Но «слуги народа», кажется, выбирают другой способ — хотят заверить общество в том, что волноваться нет оснований. Как рассказала «Дню» Галина Плачинда, после того как она опубликовала в Фейсбуке список депутатов, голосовавших за уничтожение сквера, ей позвонил глава земельной комиссии Александр Мищенко. Обещал провести в сквере встречу с общественностью и застройщиком, потому что не до конца разобрался с проблемой. «Я ответила, что нам не о чем говорить. По словам Мищенко, застройщик уже хочет не два участка, а только один. То есть готов потесниться. Но мы не готовы к компромиссам, мы не готовы, чтобы в нашем скверике был возведен 14-этажный дом», — добавляет Галина.

Удивительно, в чем именно не разобрался депутат Александр Мищенко, если конфликт продолжается много лет, а общественность уже на пальцах объяснила, почему сквер должен оставаться сквером. Писательница Марина Гримич на своей странице в Фейсбуке еще раз напомнила о технических моментах будущего строительства. Застройщик прицелился на задний дворик Института геологии, упирающийся в гору, которую уже пробовали разрывать строители. Активисты это остановили. По словам пани Марины, к будущей строительной площадке можно добраться только через узкий проезд шириной два метра, между сквериком и Институтом геологии.

Из-за такого позорного решения Киев может потерять не просто зеленую зону, а свою историческую изюминку и украшение. Неофициальное название Чкаловского сквера — писательское село. В свое время в нем отдыхали классики украинской литературы — Максим Рыльский, Владимир Сосюра, Андрей Малышко, Олесь Гончар, Михаил Стельмах... «А в целом — это несколько сотен выдающихся и неизвестных киеврадовской тусовке имен, которые являются историей украинского литературного процесса ХХ — ХХI века, — дополняет Марина Гримич. — В этом скверике без преувеличения варился, тушился, пекся, жарился украинский литературный процесс ХХ века. Украинское литературное сообщество (даже те, кто здесь не жили, а ходили в гости к коллегам-писателям и в издательство «Советский писатель», который потом стал «Украинским писателем») оставило здесь свои следы, отпечатки пальцев, отрывки тайных разговоров, черновики литературных произведений, а порой (чего греха таить) окурки и бутылки из-под алкогольных напитков

«То есть застройщики хотят, чтобы мы поверили в то, что им достаточно два метра проезда, чтобы запустить экскаваторы, краны, грузовики, и они не тронут сквер? И что это высотка (с сотней или сотнями квартир, несколькими сотнями жителей, сотнями машин, паркомест) скромно и тихо прильнет к малюсенькому клочку разрытой горы и будет заблокирована с трех сторон зданиями и горой? А с четвертой  единственной открытой стороны у нее будет Чкаловский скверик. Но она, святая, не претендует на него! Часть земли сквера уже было незаконно захвачено, о чем писали СМИ. Если эту «красоту» возведут, то за год третьей части (а то и половины) сквера не будет. А это для такого небольшого зеленого участка равноценно смерти. Киевсовет (земельная комиссия) принял мошенническое решение, практически подписав приговор Чкаловскому скверу в Киеве», — резюмирует Марина Гримич.

СОХРАНИТЬ ПИСАТЕЛЬНСКОЕ СЕЛО

Из-за такого позорного решения Киев может потерять не просто зеленую зону, а свою историческую изюминку и украшение. Неофициальное название Чкаловского сквера — писательское село. В свое время в нем отдыхали классики украинской литературы — Максим Рыльский, Владимир Сосюра, Андрей Малышко, Олесь Гончар, Михаил Стельмах... «А в целом — это несколько сотен выдающихся и неизвестных киеврадовской тусовке имен, которые являются историей украинского литературного процесса ХХ — ХХI века, — дополняет Марина Гримич. — В этом скверике без преувеличения варился, тушился, пекся, жарился украинский литературный процесс ХХ века. Украинское литературное сообщество (даже те, кто здесь не жили, а ходили в гости к коллегам-писателям и в издательство «Советский писатель», который потом стал «Украинским писателем») оставило здесь свои следы, отпечатки пальцев, отрывки тайных разговоров, черновики литературных произведений, а порой (чего греха таить) окурки и бутылки из-под алкогольных напитков».

Это историческое и важное для национальной памяти место. Власть должна встать на защиту сквера, ведь аналогов писательскому селу в столице нет.

«Я боюсь, что когда будет построен запланированный капсульный дом, где люди смогут жить не выходя из него, там будут спортивные залы, детские сады, зеленые зоны, бассейны, вся эта аура будет уничтожена, — говорит Галина Плачинда. — У меня складывается впечатление, что депутаты борются, земельная комиссия принимает какие-то решения, однако по факту ничего не происходит. Все прекрасно понимают, если бы у мэра была политическая воля, то этот вопрос был бы мгновенно рассмотрен, а тема закрыта. То, что лоббируется этот вопрос, нам понятно. Мы знаем, кто и каким образом это делает. Но также я знаю, что наш мэр занимает двоякую позицию в своей манере управления городом. Он хочет нравиться всем — и противоположным сторонам борьбы одновременно. Очень печально, что наши депутаты ментально НЕ киевляне, я не знаю, где они родились, но это должно быть состояние души. Это чужие для города люди, и город для них чужой».

Поэтому требования общества сейчас простые и очевидные — расторгнуть договор аренды с «Дилай Вест» как минимум и создать историко-культурную заповедную зону «Киевское писательское село» — как максимум. Что для этого необходимо? Ответ банальный — политическая воля. И  любовь к городу, которая должна быть сильнее любви к деньгам.

Из-за такого позорного решения Киев может потерять не просто зеленую зону, а свою историческую изюминку и украшение. Неофициальное название Чкаловского сквера — писательское село. В свое время в нем отдыхали классики украинской литературы — Максим Рыльский, Владимир Сосюра, Андрей Малышко, Олесь Гончар, Михаил Стельмах... «А в целом — это несколько сотен выдающихся и неизвестных киеврадовской тусовке имен, которые являются историей украинского литературного процесса ХХ — ХХI века, — дополняет Марина Гримич. — В этом скверике без преувеличения варился, тушился, пекся, жарился украинский литературный процесс ХХ века. Украинское литературное сообщество (даже те, кто здесь не жили, а ходили в гости к коллегам-писателям и в издательство «Советский писатель», который потом стал «Украинским писателем») оставило здесь свои следы, отпечатки пальцев, отрывки тайных разговоров, черновики литературных произведений, а порой (чего греха таить) окурки и бутылки из-под алкогольных напитков

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать