Перейти к основному содержанию

Наталия ЗАБОЛОТНАЯ: Сегодня даже искусству нужны «президентские гарантии»

Генеральный директор «Мистецького Арсеналу» подчеркивает, что без соответствующей законодательной базы у Украины не будет ни собственного Лувра, ни прогрессивного центра современного искусства
02 сентября, 18:48
ФОТО МАКСИМА БИЛОУСОВА

Наталия Заболотная возглавляла Украинский дом на протяжении почти шести лет. За этот относительно непродолжительный промежуток времени украинская столица «разжилась» целым рядом интересных событий в области искусства («Арт-Київ Contemporary», Большой скульптурный салон, Большой антикварный салон, Fine Art Ukraine), а Европейская площадь успела «увидеть» немало шедевров мирового искусства уровня Родена и Дали. Феномен упомянутых форумов искусства прежде всего заключается в том, что они выросли буквально из ничего, а точнее — из бывшего музея Ленина — монументального и мраморного, который в течение буквально нескольких сезонов резко изменил имидж и приобрел репутацию главной творческой площадки украинской столицы.

В мае этого года Наталия Заболотная возглавила «Мистецький Арсенал», проект более масштабный и по площади, и по объемам и по сложности задач.

«Мистецький Арсенал» стал одним из знаковых объектов для эпохи президента Ющенко. Концепция «Украинского Лувра», которую нахлобучили на «Арсенал» (как, бывает, пятилетние девочки примеряют мамины туфли на каблуках), постоянно напоминала о своей нереалистичности то дырявой крышей, то целыми кусками, отколовшимися от здания. Собственно, «Арсенал» стал одним из символов неосуществившихся надежд и упущенных шансов предыдущего пятилетия. А концепция «Украинского Лувра» теперь умиляет не только своей неправдоподобностью (ведь единственное, что делает «Арсенал» похожим на известный французский музей, — это его площадь), но и тем, что была отражением стремления Украины вернуться в европейский культурный контекст. Стремление, которое так и не было реализовано.

В беседе с «Днем» генеральный директор «Мистецького Арсеналу» Наталия Заболотная рассказывает об изменении концепции «Арсенала», насущной необходимости изменений в украинском законодательстве для реализации этой концепции, делится, без преувеличения, сенсационными для мира искусства планами относительно Ботеро, Малевича и Международной биеннале «Манифеста», а также объясняет, почему «Арсенал» — не Лувр и не должен им быть.

— Словосочетание «Украинский Лувр» звучит красиво, но воплотить в жизнь эту концепцию на протяжении нескольких лет — невозможно. Парижский Лувр — это имперские коллекции, которые формировались на протяжении 500 лет, — объясняет Наталия ЗАБОЛОТНАЯ. — Предыдущая концепция «Мистецького Арсеналу» предусматривала изъятие лучших экспонатов из украинских региональных музеев. Но мы отошли от плана так называемой экспроприации. Хотя от сотрудничества с региональными музеями мы, конечно, не отказываемся. Наоборот. Но формат сотрудничества будет совсем иным. «Мистецький Арсенал» не будет лишать региональные музеи ценнейших артефактов, а будет популяризировать их искусство. Например, мы планируем пригласить экспозицию Феодосийской национальной картинной галереи имени Айвазовского на длительный (не курортный) период. А пока будет идти выставка в Киеве, попытаемся помочь музею с ремонтом. Музеев с ценными экспонатами в Украине немало. И постепенно мы будем представлять их экспозиции в «Мистецькому Арсеналі».

— Украине «Мистецький Арсенал» обойдется в 1,5 миллиарда гривен. По крайней мере, такие цифры озвучивались в прессе. Может ли Украина позволить себе музей за полтора миллиарда? Чем оправдываются такие расходы?

— Эту цифру высчитала не я лично, а специалисты во время разработки генерального плана.

Сумма бюджета связана с тем, что речь идет не просто об огромном помещении, а о памятнике архитектуры общей площадью 53 тысячи квадратных метра (без учета метража атриума). И почти что каждый этот метр нуждается в реставрации, архитектурном и дизайнерском решении. Предыдущие столетия оставили нам от «Арсеналу» только стены. Считаем, что покрывать штукатуркой роскошный раритетный кирпич (именно такая судьба ждала его согласно с предыдущим планом) — просто недопустимо.

В эту сумму входило и обустройство 10 га прилегающей територии.

Здесь все дышит историей. В частности, валы старой Печерской крепости насыпаны казаками во главе с Мазепой. Эта крепость возводилась по приказу Петра І, для защиты от шведского наступления. Еще раньше, начиная с ХVII века, на этом месте находился Вознесенский девичий монастырь, известный тем, что его настоятельницей была мать гетмана Мазепы — Мария-Магдалина Мазепина. Фактически, нынешнее здание «Арсеналу» находится на месте Вознесенского собора, построенного на средства гетмана и его матери. Во время раскопок во внутреннем дворе «Арсеналу» был найден фундамент собора. Чтобы напомнить об этой странице киевской истории, во дворе «Арсеналу» каждый вечер будет включаться лазерная проекция Вознесенского собора.

МУЗЕЙ-МАГНИТ

— Что предусматривает разработанная вами новая концепция «Мистецького Арсеналу»?

— Это может прозвучать дерзко, но мы строим музей-магнит, в который люди не только будут хотеть, но и вынуждены будут возвращаться. Здесь будет бурлить жизнь. «Мистецький Арсенал» станет одним из самых больших центров притяжения жаждущих искусства гостей нашей столицы.

Наша пространственно-музеологическая концепция несколько отличается от предыдущей. Мы взяли за основу — поскольку «Арсенал» является культурно-художественным комплексом — репрезентацию основных вех истории развития украинской культуры. Если двигаться снизу-вверх, то двухярусное подземельное пространство будет являть собой концентрацию зачатков украинского искусства, начиная от археологии и завершая Киевской Русью. Центральная экспозиция и, уверенна, одна из самых колоритных для Украины экспозиция давней скульптуры — это будет украинская «терракотовая армия».

Хочу подчеркнуть, что экспозиция «Мистецького Арсеналу» отнюдь не будет напоминать исторический, краеведческий или музей археологии.

Именно в подземельной части атриума будет единственная на 80% стационарная экспозиция в «Мистецькому Арсеналі» (остальные 20% пространства атриума мы оставляем для демонстрации коллекций археологии, антики из разных стран мира).

Первый этаж «Арсеналу» будет отведен под современное искусство. Здесь будут проводиться арт-фестивали, арт-ярмарки, биенале, персональные выставки мощных украинских и зарубежных художников. Также здесь будут выставляться коллекции современного искусства, contemporary, модерн-арта из мировых музеев.

Второй этаж «Арсеналу» будет отведен под экспозиции музеев-гостей. Уже сегодня мы ведем переговоры со многими музеями мира. Также ищем пути сотрудничества с владельцами коллекций в Украине и за рубежом.

Третий этаж частично будет занимать экспозиция украинского барокко, сакрального и декоративно-прикладного искусства.

На четвертом мансардном этаже со временем будет создана чуть ли не единственная в Украине масштабная электронная библиотека мирового искусства и литературы. Там будет размещаться арт-лаборатория, где будут происходить семинары, мастер-классы, встречи, лектории и мощный масс-медийный департамент.

— А как насчет музеев Лавры, которые, как утверждает пресса, намерены «переселить» в «Мистецький Арсенал»? Как вы относитесь к такой идее?

— Некоторые чиновники, возможно, имеют собственное видение концепции «Мистецького Арсеналу» как некоего склада, куда можно сбрасывать экспозиции музеев, помещения которых кому-то вдруг понадобились.

У нас уже есть пример музея-привидения, когда Музей истории Киева превратился в двухэтажный склад в Украинском доме. Прошу прощения, мы делаем музей мирового уровня, с четкой музеологической концепцией, собственной философией, с кураторским подходом к формированию экспозиции.

Безусловно, для нас не лишними были бы фондовые достояния всех этих музеев. Но «Мистецкий Арсенал», который строится согласно мировым музейным требованиям — нормам климат-контроля, охраны, пожарной безопасности и т. д. — будет готов принять произведения искусства для хранения не раньше чем через два года, при условии своевременного финансирования.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА — ЗАКОН

— Разработанная вами концепция подчеркивает те «дырки» в украинском законодательстве, которые должны были быть уже давно заплатаны. Речь идет, в частности, о новой редакции Закона Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» и о принятии закона о меценатстве. Как намерены лоббировать их принятие теперь, когда потребность в этих законах обостряется?

— Наибольшая проблема для художественного мира сегодня — это именно законодательство. Особенно это касается новой редакции Закона Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей». Отсутствие такого закона не позволяет нашим коллекционерам ввозить в страну искусство, которое они покупают на мировых аукционах (кстати, нередко это произведения именно украинских мастеров), ведь при ввозе они должны заплатить половину суммы, потраченной на покупку произведения искусства. Лично я знаю минимум 20 коллекционеров, которые в своих парижских, пражских, лондонских, нью-йоркских квартирах хранят масштабные коллекции, которые могли бы стать частью украинского культурного достояния. Огромная коллекция украинского искусства богатейшей пятерки украинцев хранится в Швейцарии, где есть специальные склады.

«Дырки» в законодательстве блокируют выход в мировой контекст как признанных украинских мастеров прошлого (даже ведущие специалисты мировых аукционных домов не всегда знают, кто такие Николай Глущенко, Шишко и Шовкуненко, и самое обидное — наш культ Примаченко). Но мир знает Ван Гога, Густава Климта, Едварда Мунка, Энди Ворхола. Искусство должно быть конвертировано. И это основная предпосылка мировой известности художников. Именно законодательство мешает интегрировать наших художников в мировое арт-пространство, а заграничным галереям — представлять своих художников на международных арт-ярмарках. Приравнивать искусство к товару, как это заведено в нашей стране, и облагать его налогом как товар — это какое-то досадное недоразумение. Мне рассказывают абсолютно дикарские истории об общении с таможенниками и пограничниками, которые позволяют себе откровенное издевательство над галеристами и художниками, подозревая, что работы Ройтбурда, Мамсикова и Савадова выезжают за границы Украины не в золотых ли подрамниках и т. д. В то время как доказано, что имидж страны в мире сегодня делает именно современное искусство.

Важно актуальность этой законодательной проблемы довести именно до Президента. Законы о ввозе-вывозе произведений искусства и о меценатстве под грифом «президентский», я уверенна, будут наконец-то приняты. И это моментально качественно повлияет на развитие искусства как в Украине, так и популяризацию современных украинских художников в мире. И, как результат, из разрухи возникнет красавец-музей, известный всему миру «Мистецький Арсенал». Кстати, как свидетельствует история, многие политики и промышленники остались в памяти веков благодаря тому, что поддерживали искусство и имели приятельские отношения с харизматическими художниками.

ОБЩЕСТВУ НАДО ПЕРЕРОДИТЬСЯ

— Реконструкцию и восстановление большей части музея вы планируете завершить уже за несколько лет. Как, согласно вашим ожиданиям, «Арсенал» повлияет на окружающее пространство: во-первых, на украинский арт-рынок и, во-вторых, на культурный климат Киева?

— Некоторым нашим чиновникам (несмотря на то, что эти люди годами живут в Киеве и занимают довольно высокие должности) очень не хватает того, что называют внутренней культурой. Хотя эта черта, как по мне, в большой мере генетически обусловлена, есть и те, кому удается «перевоспитаться», попадая в определенную среду. Думаю, наш музей станет именно такой средой, это будет крупный центр «перевоспитания» и воспитания внутренней культуры.

Не только чиновникам, но и всему украинскому обществу надо встрепенуться, переродиться. И только культура может дать нам соответствующий импульс. Хочется содействовать внутренним изменениям в людях, «присадить» их на искусство.

Наглядным примером этому служил Украинский дом. Когда мы привозили коллекции шедевров, ми выдели, как изменяются лица людей, как растет их самооценка...

Первая презентация «Мистецького Арсеналу» для мирового сообшества состоится уже в этом году в рамках открытия проекта «Арт-Киев сontemporary» 8 ноября. Уже аккредитован пул мировой прессы, в том числе «Нью-Йорк Таймс», несколько известных в мире телекомпаний. 9 ноября состоится круглый стол «Музей в мировом контексте», в котором примут участие директоры и кураторы всемирно известных музейных учреждений: Метрополитен-Музея, Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), Чикагского музея современного искусства, Берлинского Музея современного искусства и других музеев Германии, ведем переговоры также с Британией.

— Когда эти уважаемые гости и мировая пресса приедут в Киев, они увидят «Мистецький Арсенал» «в боевой готовности». Но что происходит вокруг него?.. Художников выбрасывают из мастерских, лишают помещений музеи и библиотеки... Понятно, что это уже не ваши заботы ...

— Нет, это мои заботы в том числе. На протяжении почти шести лет, когда я была директором Украинского дома, над нашими головами покрывались пылью склады Музея истории Киева. Кстати, мы не против, чтобы со временем собрание Музея истории Киева передали «Мистецькому Арсеналу».

КУЛЬТУРА — ВАЖНЕЙШИЙ АРГУМЕНТ В ПОЛИТИКЕ

— В завершение расскажите о наиболее амбициозных планах Художественного Арсенала на ближайшее время.

— Сейчас мы работаем над тем, чтобы первое представление обновленного «Мистецького Арсеналу» 8 ноября было действительно красивым и мощным. Основной акцент «Арт-Киев Contemporary» — на галереях и мировых звездах от искусства. Тема спецпроектов в этом году — стрит-арт, то есть, уличное искусство. Мы привозим художников из Германии, Франции, России и Швейцарии.

На декабрь запланирован Большой антикварный салон, на март — Большой скульптурный салон. Возможно, в его рамках откроется персональная выставка живописи и скульптуры всемирно известного Фернандо Ботеро. Если нам удастся пригласить колумбийского художника, это будет грандиозно. Думаю, люди съедутся со всего СНГ.

Уже в ближайшие годы Украина, возможно, будет иметь собственное художественное биенале. Но здесь также стоит вопрос государственной поддержки, ведь мероприятие такого масштаба со статусом международного должно финансироваться государством на 50—70%. Кстати, Украина имеет большой шанс в 2014 году принять своеобразную «олимпиаду» в искусстве — Международную биенале «Манифеста». Неделю назад мы принимали делегацию из Амстердама во главе с президентом «Манифесты» Гедвиг Феен. Они в восторге от площадей «Арсеналу», поэтому болеем за такую возможность. На время прохождения этой биенале дополнительный приток туристов в страну колеблется до полтора миллиона на протяжении 3 месяцев.

Так или иначе, но государство должно вступить в переговорный процесс с, так сказать, активистами от художественного движения. Так как именно культура, и искусство в частности, — это важнейший аргумент в политике.

— А как насчет масштабной выставки Малевича? Помню, как еще Украинский дом предпринимал попытки договориться с российскими музеями...

— Сейчас мы ведем переговоры с Москвой и Санкт-Петербургом. Куратором этого направления является известный украинский искусствовед Дмитрий Горбачев, и наша концепция уже стала межконтинентальной — собрание будет базироваться не только на коллекциях Музея русского искусства, Третьяковской галереи, но и Стедейлик музея, МоМа, Центра Помпиду, Арт-центра Йельского университета и др. Эту экспозицию мы сможем себе позволить уже в 2013 году. Конечно же, при условии гарантий со стороны и Президента, и правительства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать