«Не имеем права на иллюзию»
Оксана Пахлевская — про «Підривну літературу», «ситуативное понимание» власти и оппозиции и очередные попытки России присвоить украинскую историюИзвестный литературовед, писатель, культуролог, доктор филологических наук, профессор Римского университета «Ла Сапьенца» Оксана ПАХЛЕВСКАЯ сегодня отмечает свой день рождения. Пани Оксана — давний друг газеты «День», наш постоянный автор и читатель. А еще — она активно приобщается к издательским проектам «Дня». В частности, написала предисловия к книгам Евгения Маланюка «Малоросійство. Нариси з історії нашої культури» (серия «Бронебійна публіцистика») и Лины Костенко «Гуманітарна аура нації, або Дефект головного дзеркала» (серия «Підривна література»).
В канун дня рождения «День» поздравил Оксану Пахлевскую. И традиционно — несколько актуальных вопросов.
«ГАЗЕТА «День» ЯВЛЯЕТСЯ ФАНТАСТИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА»
— На днях завершился Львовский форум издателей. По версии организаторов, издательская серия газеты «День» «Підривна література» вошла в первую десятку «Топ-20» лучших книг форума. Как можете оценить лучшие издания мероприятия?
— Поздравляю лично Ларису Алексеевну Ившину, а с ней и всю редакцию «Дня» с этим успехом. Серия «Підривна література», а перед этим «Бронебійна публіцистика» — это абсолютно новый формат общения газеты с читателем. Но это также и приглашение к новому типу понимания роли интеллектуалов в обществе. Сложные аналитические тексты выходят из сферы замкнутых профессиональных дискуссий и становятся достоянием гражданского общества. Газета — динамичная, культурно насыщенная, принципиальная, как «День», — является фантастически эффективным средством образования общества. А с интеллектуальным арсеналом таких серий эффект радикально растет. И в этом, собственно, европейский подход — лучшие газеты Европы выходят с похожими сериями, которые очень влияют на повышение гражданской культуры общества.
Также важно, что в этой серии рядом с украинскими авторами стоят Гедройц и Сахаров. Это своевременный и необходимый сигнал: сегодня как никогда актуальна солидаризация и сублимация протестной интеллектуальной мысли Восточной Европы, — мысли, которая последовательно противостояла тоталитарным режимам. Сегодня должны жестко смотреть на результаты — и учиться: Польша Гедройца — свободная и уважаемая в Европе и мире страна, Россия Сахарова — небольшой сегмент общества, над которым занесены полицейские палки.
А в целом импонирует в этой топ-двадцатке внимание к сериям как к долгосрочным проектам. Публицистические серии «Дня» — очень актуальный проект на будущее. И так же в литературе — «Українська Поетична Антологія» и «Доросла серія» «А-ба-ба-га-ла-ма-ги»: с этим тоже искренне поздравляю Ивана Малковича. В целом выбранные книги — просто очень серьезные и порой даже фундаментальные, особенно если речь идет о лексикографических и исторических зданиях, — в наше время симулякров и всеобщей профанации это не может не радовать. Можно также порадоваться, что такой прекрасный художник, как Иван Остафийчук, имеет теперь альбом-монографию. Если бы каждый из лучших художников Украины имел такую форму презентации в обществе, предстала бы в целости украинская живописная и графическая традиция как одна из сильнейших в Европе.
«ВХОЖДЕНИЕ В ЕВРОПУ — ЭТО ПРОЕКТ. ЭТО УСИЛИЕ. ЭТО ТРУД. ЭТО НАПРЯЖЕНИЕ. ЭТО ДИСЦИПЛИНА ДЕЙСТВИЯ»
— Накануне подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС ощущается ситуативное понимание власти и оппозиции. Они словно в унисон говорят о необратимости пути в Европу, голосуют за евроинтеграционные законопроекты. Как считаете, будет ли ощущаться это сотрудничество после подписания, во время самого тяжелого этапа — имплементации норм?
— Возможно, сейчас и ощущается «ситуативное понимание власти и оппозиции» в евроинтеграционном вопросе, но не чувствуется никакого понимания значения и цены этого вопроса. Такая долгожданная подпись (если она не будет сорвана, а это более чем возможно), если и будет поставлена, то в условиях драматично унизительных. Каждый из нас, кто верит в европейскую природу украинской культуры и убежден в необходимости движения Украины в Европу, переживает в этот период нелегкую дилемму. Присоединение страны к ЕС должно быть праздником для обеих сторон: ЕС празднует победу демократической модели общества, а страна, которая движется в Европу, должна праздновать реализацию своей исторической борьбы за демократию, — как это было с Польшей или балтийскими государствами. Драма же нынешней ситуации в том, что и власть и даже значительная часть оппозиции ищут в ЕС ту или иную выгоду, а ЕС, если и подпишет, то не из уважения к европейской Украине, а из понимания, что евразийская Украина вместе с евразийской Россией составляют большую угрозу для европейской цивилизации — сегодня так же, как и тогда, когда — задолго до Бжезинского с Лукасом — об этом предупреждали Маркс с Энгельсом, а еще раньше — Орлик, Мицкевич и де Кюстин.
То есть фактически у европейской Украины отняли этот праздник — или же она действительно недостаточно сильная, поэтому его и отдала в чужие руки. Если движение в Европу должно зависеть от экономических интересов олигархов, разворовавших эту страну, или от власти, которая боится, что Россия у нее отнимет то, что она украла у украинского общества, то, простите, с такими предпосылками более логично продолжать сидеть на краю евразийского болота в глубоких философских размышлениях: засосет или не засосет, а если засосет правую ногу, то не засосет ли вместе с ней и левую?
Так что грандиозным обманом были бы фото нынешних политиков — из обоих практически лагерей — на фоне флага ЕС. Они не являются никакими евроинтеграторами — это Украина в лице протестующих и жертвенных своих интеллектуалов и многих героических поколений веками боролась за свой европейский путь — и во времена Хмельницкого, и во времена Шевченко, и во время «Расстрелянного возрождения» и в период шестидесятничества. Европу строили те, кто боролся: за свободу своей страны, за ее свободную жизнь в цивилизованном мире, за человеческое достоинство. Те, кто не повиновался различным системам давления на человека, — это европейцы. А какими европейцами могут быть преемники тоталитарной ментальности?! Евроинтеграторов со шкурными интересами не может быть по определению. Потому что они и завтра будут «за» Европу или «за» Россию лишь из страха и/или из циничного расчета.
Именно поэтому никакого «необратимого» пути в ЕС пока нет. Если движение в Европу не зиждется на морали, философии, общественном сознании и даже определенном типе образования политиков и критической массы электората, то его не так сложно и прервать. И Россия задействует для этого все ресурсы, ведь движение Украины в Европу — это геополитическая, культурная, демографическая катастрофа России. Без украинского «биоматериала» Россия — если не будет произврдить глубокие структурные изменения, — может не выдержать напряжения глобализирующегося мира. Осознав тем временем, что украинская власть таки решила перепрятать свои богатства в европейское укрытие (это если перевести на реальный язык нынешнюю «евроинтеграцию»), Россия займется Украиной всерьез. И перейдет в такое наступление, что торговые войны покажутся симпатичными шутками. И вот тогда нынешние «евроинтеграторы», зажатые в российские тиски, с тем же пафосом заговорят о Таможенном союзе. Если тем временем гарантируют себе там неприкосновенность своих интересов.
А Европа — это, действительно, отдельная цивилизация, в частности и по причине иного горизонта мышления. Это цивилизация прогностическая, которая не боится заглядывать в будущее, потому что чувствует в себе силы его моделировать, создавать. Приобщаться к ней могут страны, которые интеллектуально проектируют себя в будущее, а не те, которых зажало в заржавленной ловушке прошлого. Поэтому и сотрудничество или не сотрудничество во время имплементации норм — это будет такая же недостойная трагикомедия: власть будет смотреть, где бы оторвать себе куш из этого процесса, а те или иные оппозиционные политики будут отмахиваться патетическими заявлениями. А Юлия Тимошенко будет сидеть в тюрьме, потому что это единственный политик, которого боятся и первые и вторые: первых она разгонит, а достаточно большое количество вторых заставит, наконец, работать. Понимая это, Европа уже предупредила, что отступление от демократических норм во время имплементации может заставить Европарламент «подвесить» соглашение на неопределенное время.
Украина опоздала — европейский путь нужно было проторять вместе с Польшей, Чехией, Венгрией, Балтийскими странами. Все без исключения политики, которые были при власти и этого не сделали, — преступники по отношению к Украинскому государству. Однако если подпись в Вильнюсе все же будет поставлена, откроется необъятное поле деятельности для оппозиции и гражданского общества. Отстоять Европу в Украине, а Украину в Европе означает переломить фатальные закономерности этого неподвижного евразийского пространства в сторону реальной модернизации и изменения моральных координат. Но процесс будет длительный и сложный. И еще долго опасный.
— Как, на ваш взгляд, будет реагировать украинское общество на эти вызовы, учитывая то состояние, в котором оно находится?
— Не уверена, что можно иметь большие иллюзии относительно общества. Какое общество, такая и власть. Это взаимозависимые величины. Но в конечном итоге, можно ли требовать от общества государственнического мышления, если его в целом не имеют не только политики, но и зачастую интеллектуалы, которые все-таки какие-то книжки читали (и даже писали) и какой-то мир видели?! Значительная часть интеллектуалов в настоящий момент едина в трех лицах: «протывсихи», «федералисты» и «анархисты». А это три разновидности антигосударственного мышления и полного отсутствия гражданского сознания. Это выбор не выбирать. Голосов тех немногих писателей, политологов, культурологов, которые мыслят в европейской системе координат, просто не слышно в децибелах безобразного шабаша, который поднимается вокруг «протывсишных» истерик, федералистического «бла-бла» и нахальных «анархо»-шоу, которые прикрывают тотальное и не интеллектуальное, а просто ментальное бессилие.
Поэтому не имеем права на иллюзии. Вхождение в Европу — и даже просто пока в ЗСТ с ЕС — это проект. Это усилие. Это труд. Это напряжение. Это дисциплина действия. Это сознание каждого следующего шага в преодолении препятствий на этом пути. Только если таких людей окажется хотя бы треть в украинском обществе, начнется реальный, а не фиктивный процесс — и не интеграции, а возвращение Украины к Европе.
«ХВАТАЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННЫХ КНИГ. НО НЫНЕШНИЕ ПОЛИТИКИ НЕ СПОСОБНЫ ВЗЯТЬ НА ИХ ВООРУЖЕНИЕ»
— На прошлой неделе в медиа-среде разразился очередной скандал, связанный с попытками манипулирования историей Украины. В частности, СМИ активно цитируют слова президента России Владимира Путина о том, что Украина «начала развиваться и по сути процветать» только с воссоединением «обеих частей Руси» в 1654 году. Как Украина должна реагировать на попытки присвоения Россией нашей истории?
— Как раз украинская культура резко оскудела после воссоединения, и ее свободную и творческую европейскую модель заменила отсталая и репрессивная русская. В итальянской славистике первый этап европеизации России связывают именно с деятельностью украинских писателей на русских территориях петровских времен.
Но разве это какая-то абстрактная Украина должна реагировать? Реагировать должны соответствующие должностные лица от власти и интеллектуальный мир. О первых даже смешно говорить — они приблизительно думают так же, как Путин, то есть просто не думают, а клонируют советские штампы. Это «перевернутая история», написанная «советским языком», в котором, как говорят французские социологи, «ложь стала правдой, а правда — ложью». Что же касается интеллектуального мира, то здесь проблема другая. Хватает действительно ценных книг и светлых умов, которые давно эту схему выучили и доказали ее абсурдность. Но нынешние политики не способны взять на вооружение эти книги. А самых «громких интеллектуалов», струшенных с грязных сапог Махно, история вообще не интересует. Да и вообще — не провозгласили ли представители «укрсучлита» свою «аполитичность» и «эстетизм», понимая это каждый раз как более сильную дозу мата и хамства? А передозировка, как известно, отключает сознание. Разве способны эти люди что-то и кого-то защитить, кроме собственных интересов? Они способны лишь ловить ртом крошки из широких ладоней олигархов — именно тех ладоней, которые и выгребли в несколько карманов все ресурсы страны.
Поэтому продолжаются «ведьмовские шабаши фикций» — Лина Костенко писала так о стране в 60-х, но до сих пор имеем то же самое. Отсюда в России убеждения, что европейская Украина не имеет потенциала для выживания, потому ее можно легко уничтожить. Это далеко не так, потому что один свободный человек морально весит больше, чем тысяча рабов. Но на самом деле за 22 года Независимости Украина как государство не выработала эффективные средства защиты своей культуры и своей истории. Чтобы государственная культурная политика работала так, как действует, скажем, газета «День» в этих вопросах, сегодня Европа просто мечтала бы включить Украину в круг своих государств.
Это ведь так просто: хотим иметь государство? Давайте работать над ее уже и не перестройкой, а строительством. Переоснованием, как очень метко сказал Олег Романчук. А если кто-то хочет косить под Махно или помогать России расколоть Украину, то может не заметить, как сам захрустит под ногами газпромовских терминаторов. Третьего, как говорят, не дано.
— Читатели «Дня» знают о вашей титанической профессиональной работоспособности. Над какими проектами работаете сейчас?
— Титанической — это, по-видимому, преувеличение. Просто работаю. Готовлю к печати несколько книг — очень разных. Но прикоснулась сейчас к теме, которая вынуждает меня во многом по-иному смотреть на украинскую историю. Кроме сугубо украинистических курсов, читаю в настоящий момент в университете для всего потока славистов курс «Славяне и Европа». Речь идет о формировании идеи Европы, европейской идентичности и процессов привлечения в Европу славянских культур. Это просто неисчерпаемая сокровищница перекрестных идей, сложных соответствий и аналогий, интеллектуальных усилий, брошенных на преодоление дискразии между двумя мирами. Поэтому когда-то это станет книгой. А сегодня эта тема еще раз убеждает меня в том, европейской природе украинской культуры, но в то же время в том, что нужны грандиозные, иногда сверхчеловеческие — титанические, собственно, усилия, чтобы преодолеть нанесенный ей вред и идти в Европу не с кривой улыбочкой лицемерных политиков «а-що-ви-нам-дасте?», а с честным взглядом и гордостью, что все-таки мы приблизились к Европе в своем сознании, в своей душе, в своей исторической памяти. А уже потом — логично — и право быть в ЕС в экономической и политической плоскостях.
19 ЛУЧШИХ КНИГ 20 ФОРУМА ИЗДАТЕЛЕЙ
- Грицько Чубай. П’ятикнижжя. (Видавництво Старого Лева)
- Наталія Хобзей, Тетяна Ястремська, Оксана Сімович, Ганна Дидик-Меуш. Гуцульські світи: Лексикон. (Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича НАН України)
- Мічіо Кайку. Фізика майбутнього. (Літопис)
- Серія «Українська Поетична Антологія». (А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА)
- Наталя Яковенко. Дзеркала ідентичності. (Laurus)
- «Доросла Серія». (А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА)
- Мар'ян Бесага. Іван Остафійчук. Джерела творчості. Альбом-монографія. (Р. К. Майстер-Принт)
- Серія газети «День» «Підривна література» (За загальною редакцією Лариси Івшиної). (Українська прес-група)
- Віталій Андрєєв. Віктор Петров. Нариси інтелектуальної біографії вченого: Монографія. В. Петров. Скіфи. Мова і етнос. (Герда)
- Ів Аньєс. Підручник із журналістики. (Видавничий дім «Києво-Могилянська академія»)
- Леонід Кисельов. Над київськими зошитами. (Ярославів Вал)
- Тарас Шевченко. Гайдамаки: Факсимільне видання. Історія книжки. Інтерпретація.. (Критика)
- Жан-Клод Маркаде. Малевич. (Родовід)
- Олена Гусейнова. Відкритий райдер. (Ярославів Вал)
- Павло Жолтовський. Umbra vitae. (Видавець Олександр Савчук)
- Богдан Горинь. Любов і творчість Софії Караффи-Корбут. (Апріорі)
- Сіддгартха Мукерджі. Імператор усіх хвороб. Біографія раку. (Видавництво Жупанського)
- Європейський словник філософій. У 3-х т. (Дух і Літера)
- Худаш Михайло. Походження імен та релігійно-міфологічні функції давньоруських і спільнослов’янських язичницьких божеств. (Інститут народознавства НАН України)
Выпуск газеты №:
№167, (2013)Section
Общество