Не «хуторские» идеи с хутора
Как творческие люди формируют качественно новую модель украинского села на культурно-художественной основе и благодаря... скоростному Интернету![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20121031/4197-8-3_0.jpg)
Недавно украинское правительство приняло Постановление №95 с целью привлечь 150 миллионов долларов инвестиций для реализации проекта «Село будущего». Название проекта — претензионное и многообещающее. Особенно в контексте стремительного сокращения количества сел в Украине. Впрочем, как оказалось, «Село будущего» — это не отдельный общегосударственный проект, а часть национальной программы... «Возрожденное скотоводство». Он предусматривает строительство в Харьковской области образцового высокотехнологического АПК по производству мясомолочной и плодоовощной продукции и современной социально-бытовой инфраструктуры для специалистов. Но достаточно ли этого для того, чтобы создать настоящее «село будущего», сформировать качественно новую модель современного села?
Когда речь идет о развитии села, то чаще всего культурная составляющая остается вне контекста. Хотя именно она является чувствительным показателем благополучия и уровня жизни: вынужденным выживать — не до искусства и культурного досуга. Сегодня экономическое влияние культуры на конкурентоспособность территорий в Украине признают лишь в контексте туризма, суживая ее реальные возможности в консолидации и мотивации сельского населения. А зря. Испокон веков украинское село было чем-то большим, чем сельскохозяйственными угодьями. Развивая собственную «хуторную философию», Пантелеймон Кулиш писал, что именно на «хуторе», а не в городе человеку открываются новые смыслы бытия — простота, цельность, честность ежедневной жизни, «укоренение» в аутентичную «почву». Здесь просыпается творчество, подпитанное природой, Богом и генетической памятью. Современному человеку — творческому и мыслящему — село может предложить новые возможности, которые раньше в этом контексте не рассматривались. А появление такого человека в селе, в свою очередь, может стать толчком к его возрождению и развитию. И позитивные примеры этому есть — художественный хутор «Обырок», село Легедзино, арт-резиденция Алевтины Кахидзе в Музычах. Как говорят наши герои, сегодня место не имеет никакого значения — имеет лишь человек. Даже на отдаленном хуторе можно создать мощный культурно-художественный центр: благодаря Интернету доступ к знаниям и информации есть практически всюду, а творческого пространства в сельской местности значительно больше, чем в городах. Как писал П. Кулиш в «Хуторной философии и отдаленной от мира поэзии»: «У город — по гроші, в село — по розум».
«День» попробовал исследовать, реально ли возродить украинское село, взяв за основу культурную и художественную составляющие.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: КАК СОЗДАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ХУТОР
Творческий хутор Обирок не так давно был одним из многих заброшенных и почти вымерших сел на Черниговщине. Пять лет назад кинорежиссер Леонид Кантер вместе с женой Дианой Карпенко, известные своими путешествиями-акциями «С Табуретом к Океану», основали здесь творческое экопоселение. «За это время здесь побывало свыше трех тысяч гостей из 15 стран мира. Большинство из них ехали сюда прямо из аэропорта, не заезжая в столицу и другие большие города. Потому что здесь сконцентрировано все лучшее и сюда не попала ни городская грязь, ни окурки, ни пьяницы», — рассказывает «Дню» основатель хутора Леонид Кантер.
Сегодня в Обирке, кроме семьи Кантеров, проживает еще шесть семей. Здесь есть собственный кинотеатр или, как его называют, — Киносарай, где регулярно показывают украинское кино (кстати, фильм Михаила Ильенко «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» жители Обирка посмотрели одними из первых). Воспитывая своих двух дочек — Магдалену и Патагонию — в духе естественной свободы, Леонид и Диана ежегодно устраивают на хуторе творческий лагерь для малышей «Дети Природы». В целом художественная жизнь на хуторе не останавливается никогда: здесь проходят разнообразные творческие акции, театральные спектакли, фестивали. Например, уже традиционные «Колядки International», над которыми совместно с украинскими участниками работают уличные артисты и народные коллективы из России, Беларуси, Финляндии, Литвы, Франции, Италии, Израиля, США, Канады, Кубы, Мексики и других стран.
«Каждые два месяца, а то и чаще мы проводим художественные фестивали, праздники, встречи, на которых собираются люди из разных стран и делятся уникальным опытом. Это стимулирует нас к развитию поселения, а также становится примером для других. Сегодня, вдохновленные украинским примером, подобное поселение создали и белорусы...» — рассказывает Кантер. Кинорежиссер и путешественник уверен: для того, чтобы оживить культурную среду села, достаточно желания и решительности нескольких энтузиастов и художников. «Каждое село может стать таким! У нас здесь не Крым и не Карпаты, но кто был — все в восторге! Успех зависит от людей, которые эти поселения создают», — говорит «новый крестьянин».
О ТВОРЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТАХ «СЕЛЬСКОЙ РОМАНТИКИ»
Еще одно село, успех которого строится на творческой активности небезразличных людей — Легедзино в Черкасской области. Именно здесь местный учитель истории Владислав Чабанюк уже более 15 лет возглавляет любительскую киностудию «Мальва». За годы ее существования мир увидели шесть игровых лент, среди которых: «Ойра», «Янычар», «Яблоки созрели». А последние несколько лет здесь снимали фильм по мотивам «Сказки о Черном Казаке» Сашка Лирника. В массовке — местные жители, в качестве инвентаря — «сокровища» из их ларей и шкафов...
Ежегодно в Легедзино на территории заповедника «Трипольская культура», который также возглавляет Владислав Чабанюк, проходит толока. Как объясняет директор заповедника-музея, «музей еще недостроен, и при отсутствии финансирования придется выдумывать разные пути привлечения как можно большего количества людей к его созданию. «На толоку люди приезжают из многих уголков Украины, даже из других стран. Местные жители также начали активнее принимать в этом участие, хотя все еще достаточно настороженно относятся к нашим инициативам», — рассказывает Чабанюк и добавляет: «Инициатива должна исходить от самих жителей села. Чаще всего это люди консервативные, и на новых людей смотрят как на чужих. А когда кто-нибудь из своей среды начинает что-нибудь делать, это воспринимается лучше, чем когда это делает кто-то «извне». Нужно, чтобы люди сами хотели что-либо изменить, ведь мы всегда ждем кого-то или чего-то — нового президента, новую власть, чуда...» — рассказывает Чабанюк.
Художественная среда Легедзино, сформированная творческими и активными людьми, понемногу «обрастает» новыми участниками. Среди жителей села — американский режиссер экспериментального кино Наоми Умань, которая несколько лет назад купила здесь дом и начала новую жизнь в украинской глубинке. Сельская романтика и новый опыт вдохновили Наоми на съемки документальных фильмов о селе и своей жизни в нем. О том, что Легедзино является мощным источником вдохновения, свидетельствует и персональная выставка работ режиссера, созданных в стиле наивной народной живописи.
Как показывает опыт села Легедзино, если жителей села заинтересовать своей деятельностью, привлечь и мотивировать, они примут такого «новатора» в свое устоявшееся сообщество. «Нужно, чтобы они были активными участниками события, а не просто свидетелями», — поясняет Владислав Чабанюк. Это процесс не одного дня, но и поле для деятельности здесь широкое — в сельской местности, как правило, недостает условий для культурного отдыха: то же кино здесь уже давно не показывают. И именно это дает широкие возможности тем, кто хочет оживить сельскую культурную среду.
Так, в творческом эко-поселении Обирок новые хуторяне сразу же нашли общий язык с местными жителями. Селяне не только с интересом наблюдают за творческими акциями и фестивалями, а и с удовольствием принимают в них участие. «Это пожилые люди, самым молодым из которых — по 60 лет. Как-то приезжала к нам группа «Перкалаба», и лесник с женой так плясали, словно студенты. Даже баба Ульяна, которой уже девятый десяток пошел и которая после шести вечера дом на все замки запирает, и та танцевала до полуночи, а затем пришла в Киносарай фильм смотреть», — делится своим опытом дружбы между старыми и новыми жителями Обирка Леонид Кантер.
АЛЕВТИНА И МУЗЫЧИ: АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ В СЕЛЕ
Иногда наиболее действенным является вариант инициативы «извне», особенно если село не имеет или не умеет показать свое культурное, историческое или природное богатство. В селе Музычи, которое расположено в 19 километрах от Киева, уже четыре года действует международная арт-резиденция. Ее основала известная украинская художница Алевтина Кахидзе вместе с мужем Владимиром Бабюком. Это своеобразная творческая площадка для художников в самом широком значении слова. Сюда приезжают пожить и погрузиться в творчество художники, режиссеры, теоретики со всего мира. «Наш проект называется «Расширенная история Музычей». Идея такова, что в селе кто-то появляется, живет и творит, — и это якобы становится поводом для гордости его жителей. С другой стороны, они даже не знают, что это за люди, и ничего из этого не берут для своей жизни», — объясняет «Дню» Алевтина. О селе уже знают в мире, ведь художники, побывав здесь в резиденции, возвращаются домой и рассказывают там о Музычах. За эти годы в селе побывали восемь художников из Сингапура, Швейцарии, Германии и Польши.
«В связи с тем, что я много путешествовала, принимая участие в разнообразных международных резиденциях, возникла идея сделать что-то подобное и здесь, в Музычах. В городе очень трудно найти дополнительное пространство, а в селе оно есть. Я родилась и росла в довольно маленьком городке Ждановка в Донецкой области, и когда начала заниматься творческими проектами, поняла, что вмешательство в такое непростое пространство, как села и маленькие города, — это очень щекотливое дело», — рассказывает Алевтина. По словам художницы, наиболее открыты ко всему новому дети, и Музычи в этом плане — не исключение. «Дети часто сидят около моих резидентов, они знают, кто это такие. Для них резиденция для иностранных художников — нормальная и понятная вещь. Я думаю, что для молодого поколения это все станет нормой», — подытоживает художница.
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАКРУЧИВАЮТ ВОКРУГ СЕБЯ МИР
Все эти истории наглядно демонстрируют, что одним из важнейших условий для возрождения и развития села является наличие творческих людей, которые не боятся воплощать в жизнь свои идеи.
«О таких селах знают, потому что там появляется кто-то, кто начинает творить и закручивает вокруг этого места целый мир. Таких сел в Украине немало, поскольку есть много талантливых людей, которые создают свой круг, и в конечном итоге эти круги начинают расходиться от своего центра так далеко, что встречают новые круги. Именно так, медленно мы создаем украинское общество», — объясняет «Дню» Ольга Годованец, журналист, фотограф и продюсер «Сказки о Черном Казаке». В случае с Легедзино, убеждена Ольга, успех села — именно в людях. В частности, во Владиславе Чабанюке, который «родился с пониманием, что не столько того мира, что в окне, и теперь весь мир пытается заглянуть в окно его хаты».
И хотя такие творческие поселения, как хутор Обирок и Легедзино, все еще являются единичными примерами на карте Украине, Леонид Кантер убежден: совсем скоро это станет позитивной тенденцией. «Нужно дать вымереть всему, что стремится вымереть, либо переехать в мегаполис тем, кто мечтает о квартире в небоскребе, — и тогда их место займут молодые, полные вдохновения люди с новым складом ума. Это не только украинская тенденция, это — мировой процесс. На планете начинается зеленая революция», — подытоживает Леонид.
Выпуск газеты №:
№197, (2012)Section
Общество