Не нужно сажать летчиков и командиров. Но...
Последовавшее после трагических событий на аэродроме Скнылив заявление Главкома ВВС В. Стрельникова о том, что в катастрофе он не виноват, а во всем виноваты летчики, вызывает удивление. Во всех военных училищах и академиях наставники внушают своим воспитанникам, что воинская честь обязывает командира брать на себя ответственность за все недостатки, обнаруженные в его подразделении. Неужели г-н Стрельников уже забыл, чему его учили?
Помимо общей ответственности, Главком ВВС несет также персональную ответственность за обучение и воспитание командира авиакорпуса. Он должен был научить его, как поддерживать дисциплину в период подготовки и проведения полетов. Похоже, что командир авиакорпуса не умеет делать это. Сообщают, что во Львове было не авиашоу, а демонстрационный полет. Но такой полет не предусматривает выполнение фигур высшего пилотажа. Почему же ни командир, ни руководитель полетов не прекратили полет, видя нарушение летного задания?
Сообщают, что самолет имел запас горючего на две тонны больше положенного, что летчики имели не ту полетную карту, что они не были знакомы с районом аэродрома. Учитывая высокий ранг летчиков, командир авиакорпуса обязан был лично проверить готовность летчиков и авиатехники к полету, выявить указанные недостатки и отменить полет. Это его обязанность.
Особое удивление вызывает у меня высший пилотаж при полной заправке горючим самолета. Практически на всех типах самолетов-истребителей запрещен или существенно ограничен высший пилотаж с полной заправкой. Если самолет перегружен топливом, то его управляемость ухудшается, он легко выходит на закритические углы атаки, затруднен его выход из отвесного пикирования. Зачем же было лезть на рожон?
Все это не означает, что кто- то, как говорится, «жаждет крови». Совсем не нужно, на мой взгляд, сажать летчиков и командиров в тюрьму. Но необходимо четко и недвусмысленно определить, что причиной львовской трагедии является не недофинансирование или устаревшая авиатехника, а недисциплинированность и расхлябанность летчиков и командиров украинских ВВС. Вот за это и несут ответственность командиры.
Непонятно почему, но подобные выводы не были сделаны после крымской трагедии (поражение российского самолета Ту- 154 зенитной ракетой. — Ред.). Мне приходилось участвовать в такого рода учениях еще в советское время. Тогда старший начальник, прибывая на КП, прежде всего подходил к карте и спрашивал руководителя учений, дан ли запрет на любые полеты самолетов в радиусе действия ракеты. Если бы такого запрета не было, то учения немедленно были бы прекращены. В Крыму руководители полетов, по-видимому, забыли дать запрет, но почему-то ни главком ПВО, ни министр обороны не обратили на это внимания.
Выпуск газеты №:
№143, (2002)Section
Общество