Перейти к основному содержанию

«Не пийте, хлопці, — Вкраїна просить...»

Священник борется с алкоголизмом в селе молитвой
06 февраля, 18:20
СТОПКА-ВТОРАЯ НА ПРАЗДНИК — ЭТО ДЛЯ УКРАИНЦЕВ ТРАДИЦИЯ. НО ГДЕ ГРАНИЦА, ЗА КОТОРОЙ ТРАДИЦИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ? / ФОТО ГРИГОРИЯ СЛАБЕНКО

Ни много, ни мало — 600 прихожан из более 1000 жителей села Станков на Стрыйщине вышли на Крестный ход «Похороны алкоголизма». Они останавливались у каждой хаты, где торговали водкой, и молились, чтобы обратить продавцов на покаяние и добрые дела. А потом сделали символическую могилу. В яму бросили бутылки с водкой и сделали насыпь. Кто-то сказал: «Вот увидите — пьяницы ночью придут и выкопают бутылки...», и тогда бутылки побили, а на насыпи установили надпись: «Бог есть любовь».

Когда первый раз рассказывал отец Игорь Гилецкий о своей антиалкогольной деятельности, над ним шутили, бывало и такое, что смеялись даже священники, кое- кто из людей сочинял о нем анекдоты. А он упрямо свое делал! Решил, что седьмого числа каждого месяца в седьмом часу вечера все прихожане церкви будут молиться за тех, кто не может избавиться от зависимости: употребляют сверх меры водку или наркотики, или кого захватила новомодная страсть — игровые автоматы. А что будешь делать, если на 289 дворов в 30 хатах можно было свободно купить водку?! Хотя Гилецкому даже угрожали...

«Недавно ко мне подошла женщина, — признается отец Игорь, — и спрашивает: «Не узнаете меня, отче?» — «Нет!» — «Но это же я, Ольга, вы же у моей хаты молились, чтобы я водкой не торговала. Помните, как я плакала тогда, а теперь довольна — работу нашла, не пью, как будто новая жизнь началась...»

А женщина действительно помолодела, как будто ожила. «Меня такая радость охватила! Для меня это стало еще одним свидетельством того, что правильно делаю, что есть результаты. В моем селе уже 10 бывших пьяниц поклялись, что не будут пить, и пока данному слову верны.

Вы, вероятно, знаете, еще митрополит Андрей в феврале 1930 года выступил с воззванием. Вот оно, читайте: «Украинский народ!... Не слышишь ли ежедневно о преступлениях, убийствах, кражах и разбоях, которые допускают подвыпившие старики и молодежь?

Не знаешь ли, что родители пьяницы приводят на свет тупоумных детей, идиотов, эпилептиков, туберкулезников или с врожденной наклонностью к преступности.

Пришло время опомниться и посмотреть в глаза печальной действительности. Надо уже разузнать эту неумолимую правду, что сила единицы и всего народа лежит в трезвости, что когда хотим дождаться лучшего будущего, то должны объявить беспощадную борьбу алкогольным напиткам и их рассадникам — корчмам.

Для этой цели провозглашаем в этом году, как и в каждом, месяц февраль — месяцем борьбы с алкоголем и корчмами.

Пусть каждый начнет с самого себя! Отречемся употреблять этот яд и перестанем принуждать к нему других!

... Не словом, а примером докажем, что мы живой великий народ, который хочет лучшего будущего и умеет за него бороться!»

Что здесь говорить, — столько лет прошло, а как будто для сегодняшней Украины написано.

Да, верно сказано. И свидетельства этого случаются на каждом шагу. Практически через одного, кто подсаживался в автобус сельской дорогой, был подвыпившим.

«В УКРАИНЕ МНОГИЕ ЛЮДИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ, ЧТОБЫ НАРОД ПИЛ»

Смотрела на них и вспомнила о маленькой брошюре, когда-то подаренной мне Василием Лабой, самобытным этнографом, который кратко, однако просто в совершенстве изложил историю развития движения трезвости на Галичине в ХVIII—ХХ вв. Еще до недавнего времени эта борьба с пьянством относилась к многочисленным «белым пятнам» в истории украинского народа. Тогда, в 2000 году, когда брошюра только вышла, Василий Лаба мечтал, что практическая польза от его исследования будет большой, что станет оно своеобразным «букварем» для новой мощной антиалкогольной волны.

Но спустя пять лет, когда мы с ним общались, у него уже было другое настроение. Разуверенный и разочарованный во всем он говорил: «Да вам даже не дадут статью напечатать. Ведь в нашем государстве многие люди заинтересованы в том, чтобы народ пил. Слишком это большие прибыли...» Каюсь, я тогда не написала, сейчас же упоминание об исследовании, которое вытекло из глубин памяти после разговора с отцом Игорем Гилецким, переросло в уверенность — не просто актуальная, больная это тема.

Согласно подсчетам ВОЗ, полное повреждение генофонда народа наступает уже при объеме производства алкоголя в восемь литров на душу населения в год (при Горбачеве этот показатель достиг 10 литров). Ныне наша официальная статистика, которая не учитывает колоссальный теневой алкогольный рынок, говорит о более чем 13 литрах!

Судя по архивным исследованиям, такая картина возникала и в ХIХ, и в ХХ веках. И тогда в защиту своего духовного здоровья становился простой народ. «На Пасху в 1910 году вся община села Яричи на Стрыйщине по призыву о. Кордубы присягнула не употреблять водки в течение шести лет, а также не заходить в корчму за каким-либо товаром. Вскоре на месте корчмы возникла школа и часовня. А на торжество освящения места под строительство прибыло около 2000 человек из соседних сел».

ДВИЖЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ

... В 1911-м община села Пониква решила бойкотировать корчму под страхом штрафа — 10 крон, наложенных на нарушителей. В селе Добривляне Жидачевского уезда корчма стояла как раз напротив школы и крестьяне начали своего рода психологическую войну против корчмаря — шумом и криками не давали ему ночью спать. Но по его просьбе Жидачевский староста прислал в село четырех жандармов, но это воли крестьян не сломало и корчмарь все равно вынужден был выехать из села, потому что не имел там никакой прибыли.

Нельзя утверждать, что движение трезвости возникло спонтанно. В начале ХХ века это движение в значительной степени возглавляло общество «Відродження», организаторами которого становились часто представители сельской интеллигенции. Хотя среди архивных документов сохранился устав антиалкогольного кружка «Поступ», которое возникло осенью 1906 года в селе Пороги Богородчанского уезда. Под уставом стоят подписи 12 крестьян и именно они, очевидно стали основателями первого на Галичине украинского светского общества такого типа.

Что касается организационных моментов, узаконения движения, то 1—2 февраля в Львове состоялся первый украинский образовательно-хозяйственный конгресс, на котором было произнесено 4 антиалкогольных доклада. Выступили писатель и адвокат Андрей Чайковский, Иван Раковский, о. Теодозий Лежогубский и студент Владимир Держирука. Последний был известен общине как переводчик с немецкого и издатель брошюры «Борьба с алкоголем» Матти Гелениуса и Алли Триг-Триг Гелениус.

А уже 14 февраля 1909 года было официально основано в Львове антиалкогольное общество «Відродження», устав которого написал учитель Александр Гарасевич. Влияние общества распространилось с удивительной скоростью. Уже через пару месяцев 700 галицких общин высказались против трактиров на своих территориях. 11 ноября 1908 года на стадионе «Сокол» состоялся митинг, участники которого приняли несколько требований к власти: закрыть часть трактиров, начать борьбу с алкоголизмом, а в городе запретить продажу алкогольных напитков после шести часов вечера перед праздниками и воскресеньями, а также до шести часов утра после воскресенья.

Была издана и листовка «Чего хочет общество «Відродження». А хотело общество «Чтобы весь украинский народ не пропивал ежегодно более 100 млн. крон, но чтобы эти деньги внес в общество на борьбу с алкоголизмом, на цели просвещения, культурные и экономические;

— Чтобы воскресенья и праздники праздновал, как подобает, и перестал травить себя, родню и самых близких;

— Чтобы ядовитые напитки не отправляли из года в год тысячи несчастных наших приятелей, братьев и сестер в тюрьмы, госпитали, в могилу, но чтобы каждый ценил жизнь, имущество и честь;

...только через полную воздержанность, через утверждение обычаев, подъем просвещения, физической и духовной культуры ведет дорога к самостоятельной, независимой Украине».

Выступая в галицком сейме 23 февраля 1866 года, посол С. Качала с грустью утверждал: «Ныне разбросано множество трактиров по полям, по лесам и по селам, их просто не меряно. Даже по селам маленьким, где до недавнего времени был трактир, ныне их число утроилось, так же и по хатам крестьянским трактиры закладываются без препятствия». (Не кажется ли вам, что значительное подобие к тамошней ситуации можно найти и сегодня?).

Митрополит Иосиф Сембратович 3 апреля 1874 года обратился к народу с посланием «О высоком достоинстве человека». По его же просьбе папа Пий IХ предоставил «Братствам трезвости» духовные льготы и такие братства начали восстанавливаться. (По архивным данным братства зарождаются еще в 40-е годы ХIХ века, сначала при костелах и церквях). То, что для такой активной борьбы были серьезные основания свидетельствует и такой факт: согласно подсчетам Навроцкого на Галичине ежегодно выпивали в среднем на душу по 26 литров водки, а одна корчма приходилась на 233 человека.

Митрополичья консистория 29 октября 1872 года разрешила проводить в Львовской епархии духовные миссии против пьянства, которые выливались в многотысячные собрания крестьян. Священники произносили длинные речи против пьянства, устраивались символические похороны водки, устанавливались памятные кресты трезвости. Крестьяне в эти дни массово принимали присяги трезвости. Им вручались «Грамоты братства воздержанности» или брошюры «Меч духовный». Только с конца 1874 года до середины 1875-го было роздано три тиража — 45 тысяч экземпляров «Грамоты», напечатанной в типографии Ставропигийского института. В мае 1875 года галицкий сейм под давлением общественности принял закон против пьянства, по которому задержанных в общественных местах пьяниц наказывали штрафом пять ринских или арестом до трех суток. Назначались штрафы и для трактирщиков — за спаивание подростков, продажу водки лицам в нетрезвом состоянии и продажу вне корчмы.

Надо сказать, что власть всегда проявляла противоречивые намерения. В конце марта 1901 года в Вене начал свою работу антиалкогольный конгресс и его почетный президент, австрийский министр образования Гартль отметил, что на Галичине есть краевой закон против пьянства, который стоило бы применить по всей стране. Это, конечно, не произошло, потому что и тогда, и сегодня доходы власть имущих ценились больше, чем здоровье народа.

Когда люди переставали посещать шинки и прибыли производителей водки падали, они нажимали на различные тормоза — и законы по алкоголю «смягчались». Так в октябре 1882 года польские помещики добились устранения «неудобного» митрополита Сембратовича, потому что слишком сильным во времена его правления было движение трезвости.

А НАМ НЕ ДО ТРЕЗВОСТИ?

Я задаю себе вопрос: готова ли наша община сегодня, дойдя до предела, начать активную борьбу с алкоголизмом? Его я задавала немало раз, причем людям с различным социальным статусом и образованием, и каждый раз слышала: нет! Ведь Движение трезвости шло рука об руку с национально-освободительной борьбой, с влиянием социалистических идей. Вспомните хотя бы довоенные годы.

«Когда наступил 1939 год, то Украина уже была готова к борьбе. Важнейшим учреждением в каждом селе была читальня «Просвіта». Велась антиалкогольная пропаганда. Дошло до того, что даже на свадьбах ставили разве что одну бутылку, а потом — нет, потом ставили записку: «Вместо алкогольных напитков — деньги на политзаключенных». Деньги на политзаключенных шли с коляды, со всего. Вот такая была воспитательная работа!» — вспоминает многолетняя политзаключенная Люба Возняк, вдова Миколы Лемика.

Почему бы нам сейчас не развернуть борьбу с алкоголизмом, которую должна возглавить духовная элита наша — писатели, ученые, простые учителя и врачи? А ведь все — наоборот: везде реклама табака и алкоголя... Власть это как будто и не волнует. О таких трагических перспективах она если говорит, то для «галочки». Каждому — и последнему пьянице, и едва образованному деду, который уже пить и не способен, понятно, к чему это ведет — к сверхприбылям.

И что нам остается. Разве что надеяться на таких как отец Игорь Гилецкий, и еще громче петь старую украинскую песню:
«Шинкарка швидко горілку носить.
— Козацтво п’яне! — регоче ніч.
— Не пийте, хлопці, — Вкраїна просить.
— Не пийте хлопці, — проп’єте Січ.
А турок платить, шинкарка носить.
І ллє горілки, і ллє вина.
— Не пийте, діти, — Вкраїна просить,
— Не пийте, діти, я в вас одна...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать