Не стоит противопоставлять патриотизм эстетической ценности произведений
В «Дне» № 61 была опубликована статья доктора филологических наук, профессора Национального университета «Киево-Могилянская академия» Веры Агеевой «Интелектуалка или классная дама?». На мой взгляд, автор, выступая против тоталитарных утверждений, сама применяет эти же методы: только так и не иначе, хотя жизнь разнообразна и имеют право на существование разные мысли, разные методы преподавания литературы.
Я соглашаюсь с автором, что нужно изучать в школе лучшие произведения лучших украинских писателей. А если не так, то это некомпетентные действия Министерства образования. Согласен я и с тем, что нужно больше изучать оптимистических произведений, в том числе о победах украинского казачества в борьбе против врагов. Нужно напомнить о том, как украинцы воевали с Наполеоном (что замалчивалось как в СССР, так и в России), создавали за собственные средства конные казачьи полки, потому что царское правительство обещало вернуть им отобранные у них права. А замалчивать Голодомор — то же самое, что замалчивать Холокост, это преступление против человечества.
Я поддерживаю Веру Агееву и в том, что нужно больше внимания уделять творчеству Тараса Шевченко, и особенно изучению наизусть его стихотворений, потому что это знание языка, высокая нравственность и практически на всю жизнь.
Автор пишет, что «школа пребывает в глубоком кризисе не в последнюю очередь потому, что следует поменять саму модель отношений между учителями и учениками». Соглашаюсь с этим, но считаю, что основной причиной кризиса в школе является то, что учитель получает зарплату, на которую не может прожить и один человек. Поэтому большинство молодых энергичных учителей покинули школу или перешли в частную, платную, школу. Учитель на Западе получает зарплату в 25—30 раз большую, чем в Украине, поэтому они и учат детей как своих товарищей, поэтому они свободно общаются между собой. Голодный учитель — плохой учитель. И голодные полураздетые ученики — не лучшие ученики. Поэтому другого пути, как увеличить зарплату учителю до 750—1000 гривен, для преодоления кризиса в школе нет.
Вере Агеевой не нравится патриотическое воспитание, что советский патриотизм быстро заменили на украинский. Но большинство стран мира воспитывает своих детей в духе патриотизма. Почему Украина должна от этого отказаться? Во время войны в Ираке мы увидели, насколько силен патриотизм в США. А в России даже переделали всю историю, создав «альтернативную историю» Евразийства (за последние годы выдали около 20 книг, которые составляют более 10 000 страниц, большими тиражами).
На мой взгляд, ошибочным является вывод автора, что «любить Украину», т.е. свою Отчизну, как и свою мать, равнозначно любви к любой стране мира, любви к чужой матери в Оклахоме. Этим самым автор фактически проповедует советский тезис: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз», даже больше — Вселенная. Вера Агеева считает, что возможно любить девушку, если она интернационалистка, а девушку-патриотку любить нельзя. Это абсурд. Пусть те, кто любит, сами выбирают, кого им любить. Главное — любить и не предавать.
Думаю, что не нужно противопоставлять патриотизм эстетической ценности произведений. Думаю, произведениям Тараса Шевченко свойственен патриотизм, эстетическая ценность и философское содержание. И сегодня актуальны слова Тараса:
«Все йде, все минає, і краю немає...
Куди ж воно ділось? Відкіля взялось?
І дурень і мудрий нічого не знає.
Живе... умирає... Одно зацвіло,
А друге зав’яло, навіки зав’яло,
І листя пожовкле вітри рознесли.»
Выпуск газеты №:
№78, (2003)Section
Общество