Не сверху, а совместно
Что касается зарубежного опыта, то наши восточные соседи, например, реформируя старый закон о самоуправлении, пересмотрели более 200 законов и в конечном счете пришли к выводу, что лучше написать новый. Как сказал советник секретариата администрации президента Российской Федерации Владимир Жигулин, в России на регионы возлагается много функций, но отсутствует достаточное финансирование, и этот дисбаланс порождает проблемы управления на местах. А как следствие — усиливается социальная напряженность. В поисках сейчас и Польша, хотя там в свое время провели успешную административную реформу, что дало возможность их региональным единицам экономически развиваться. По словам Марека Зюлковски, один из путей развития экономики наших регионов — привлечение иностранных инвестиций. Особенно это актуально для малых городов.
Своими соображениями поделились еще несколько участников конференции:
Иван БОНДАРЧУК, председатель постоянной комиссии Винницкого областного совета:
— До тех пор, пока действительно не реформируем политическую систему, мы не сможем говорить о предоставлении местному самоуправлению тех полномочий, которые зафиксированы в Европейской хартии.
Юрий ИВАНОВ, председатель Винницкого областного совета:
— Не решив основного вопроса относительно принципов взаимоотношений центра и регионов, нельзя определить, где должна проходить граница между расширением прав регионов и обеспечением суверенитета государства в различных сферах: экономической, налоговой и тому подобное. За некоторые вопросы в регионе никто не отвечает, в то же время есть вопросы, за которые отвечают сразу несколько уровней власти: центральные органы, местные администрации, местные советы, муниципалитеты. На мой взгляд, нужна система соглашений с министерствами, которые предусматривали бы стимулирующие меры, а также четкую ответственность за обязательность или несоответствие взаимных действий регионов и центра. Эта практика существует в Европе. Такая же система соглашений должна быть и на уровне область — район, район — село.
Ежи СУХАНСКИ, сенатор Республики Польша:
— Не может быть управления сверху. Должно быть совместное управление. Не люди для органов самоуправления, а наоборот. Однако самые конструктивные предложения, которых только на этой конференции внесли более 70, ничего не стоят, если после обсуждения не наступит время реальных действий, подкрепленных реальными деньгами. А амбиций, природных и человеческих ресурсов в Украине, как отметила Хелен Кларк, достаточно, чтобы претендовать на вступление в Евросоюз и стать равной среди европейских стран.
Выпуск газеты №:
№79, (2003)Section
Общество