Не загоняйте предпринимателя в «тень»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020531/496-21-1_0.jpg)
Новый Налоговый кодекс должен подвести черту под нашими многолетними «налоговыми страданиями» и ввести, наконец, поток множества инструкций, положений, порядков, законов и бесконечных изменений к ним в рамки если не цивилизованные, то хотя бы укладывающиеся в понятия простой человеческой логики. Этот кодекс заочно окрестили «самым либеральным в мире». На мой взгляд, это, мягко говоря, не так, даже по сравнению с соседней Россией, особенно в части налогообложения физических лиц, т.е. подоходного налога с граждан. Но самое главное — в проекте Налогового кодекса отсутствует упрощенная система налогообложения и отчетности, подобная той, что действует сейчас. Нынешняя система касается малого бизнеса — среднего класса, о коем так пекутся государственные мужи. Ее суть заключается в том, что при ограниченных объемах продаж до одного миллиона гривен юридические лица имеют право платить умеренный единый налог с оборота, освобождаясь от уплаты налога на прибыль, начислений на Фонд заработной платы, в ряде случаев — налога на добавленную стоимость и т.д. С частными предпринимателями — еще проще. При ограничении объема реализации полумиллионом гривен и уплате, независимо от результатов деятельности, налога максимум в 200 гривен, предприниматель не платит больше ничего. Такая система была введена известным Указом Президента, который в соответствии с переходными положениями Конституции Украины имеет силу закона. А изменения к Декрету Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» дают возможность многочисленному торговому люду платить за торговый патент всего 100 гривен при условии уплаты рыночного сбора и не вести никакой отчетности.
Положительным моментом данной системы является то, что она позволяет:
— зарабатывать на жизнь и содержать себя и свою семью;
— законно платить умеренный налог, а утаивание доходов становится абсурдным, вследствие чего база для развития криминала уменьшается;
— вывести деньги из тени: мелкий предприниматель отучается платить наличными из кармана в карман, а привыкает пользоваться услугами банков, как принято в цивилизованном мире;
— значительно упростить отчетность, т.е. дать возможность людям работать, а не заниматься бумажной суетой.
Бюджет от такого уменьшения налогов только выиграл. В 2001 году его доходы от единого налога уже составили один миллиард гривен — и это не предел. Значительное уменьшение налогового давления привело к значительному же увеличению поступлений в бюджет за счет вывода из тени доходов граждан и активизации предпринимательства. И этот процесс нарастает. Но до тех пор, пока не будет принят новый Налоговый кодекс, в котором, на мой взгляд, сознательно проигнорирована указанная форма взаимоотношений государства и налогоплательщиков.
В связи с этим возникает вопрос: чего добиваются наши законодатели? Чтобы бизнес опять спрятался в тень? Но наш многоопытный налогоплательщик найдет десяток способов уйти от налогов. А выявить и наказать несколько миллионов экономически активных граждан — не хватит никакой налоговой милиции. Кому это нужно?
Согласно упомянутому Указу Президента, 23% единого налога с юридических лиц и 43% — с физических идет в местный бюджет, который содержит медицину, образование и культуру; 15% — на социальное страхование. Частный предприниматель отдает ежемесячно 84 гривни в Пенсионный фонд. Если же у него есть наемные работники, то еще больше. А многие крупные фирмы, показывая минимальную зарплату в 140 гривен, выплачивают с нее в Пенсионный фонд всего 45 гривен.
С социально-экономической точки зрения, отмена упрощенной системы является абсурдом. Но есть еще одна сторона — социально-психологическая. Заплатив разумный, а потому выгодный и обществу, и бизнесу налог, ведя простую и ясную систему учета, предприниматель чувствует себя свободным человеком. Его нельзя поймать на неуплате налогов, на ошибках в бухгалтерском учете, по сложности которого мы обошли всю планету. Такому бизнесмену нельзя «впаять» штраф, пеню, недоимку. У современного бизнесмена на подсознательном уровне сидит комплекс виновного и готового в любой момент дать взятку, чтобы отстали и дали возможность жить и работать. Эта ментальность — не наследие недалекого советского прошлого, а результат деформаций в общественной психике последнего десятилетия. Предприниматель, который вынужденно становится преступником, легко управляем, а потому значительно более удобен для нашего бюрократического аппарата, чем свободный индивид, добровольно и сознательно уплативший умеренный налог, а потому имеющий возможность поставить на место любого клерка.
Принятие демократического Налогового кодекса с упрощенной системой налогообложения демократизирует общество, отмена упрощенной системы — шаг назад. Это понимают ответственные политики — лидер СДПУ(О) Виктор Медведчук четко заявлял о своей поддержке упрощенной системы налогообложения. Многое в этом вопросе зависит от Президента, который вправе наложить вето на Налоговый кодекс, если там не будет упрощенной системы. Но больше всего зависит от общества — если оно сумеет организоваться, если не возобладает классическое «моя хата с краю», если предприниматели заставят бюрократию с собой считаться, то мы выберемся, наконец, из экономической ямы, которую сами себе рыли все эти годы.
P.S. Глава Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александра Кужель в «Дне» №230 за 2001 г. сообщила, что в Налоговом кодексе предусмотрен раздел об упрощенных системах налогообложения. Вместе с тем г- жа Кужель признает, что «по предварительным оценкам, общая налоговая нагрузка возрастет на 3—4%». По мнению главы Госкомпредпринимательства, нынешний проект Налогового кодекса нуждается в пересмотре и общественном обсуждении. Возникает вопрос: в чем же суть упрощенных систем налогообложения, содержащихся в новом кодексе? Ведь до сих пор широкие массы налогоплательщиков не ознакомлены хотя бы с его основными положениями.
Выпуск газеты №:
№96, (2002)Section
Общество