«Не ждите от конфуцианца слова «нет»,
советует председатель правления общественной организации «Дальний Восток» Андрей ПОПИКДо 1986 года изучать Дальний Восток имели право только университеты Москвы, Петербурга и Владивостока. Киев «изучал» его на уровне Вторых городских курсов иностранных языков. Украина тогда была безнадежно отдалена от этого края — и в прямом, и в переносном смысле этого слова, хотя та большая страна, частью которой она была, имела границы с некоторыми из этих стран, а с некоторыми —и довольно теплые отношения. Сегодняшняя ситуация — полная противоположность. Восток можно изучать, не покидая пределов родного города. Китайские рестораны, магазины с вьетнамским ширпотребом, корейские салаты на базарах, чайные, оздоровительные техники, палочки для еды, курсы изучения Вед. Дальний Восток, такой далекий географически, уже стал привычно близким, даже — осязаемым. Но при этом его магнетизм не исчезает. Фонд «Дальний Восток», основанный в 1994 году Андреем Попиком совместно с четырьмя друзьями- востоковедами — чуть ли не единственная общественная структура, поставившая себе целью знакомить украинцев с традиционной восточной культурой — и последовательно следует ей. Для тех, кто посещал его мероприятия — а это концерты, выставки, кинофестивали, научные семинары — Восток приобрел более реальные очертания. Андрей отмечает рост интереса к востоковедению за эти годы — а с ним и увеличение количества желающих заниматься этим направлением профессионально. Однако, говорит он, в Украине с востоковедением существует проблема: 90% специалистов, потративших пять лет на изучение языка, культуры, сегодня работают не по специальности.
«НА ВОСТОКЕ МЫ ИЩЕМ ГАРМОНИЮ»
— А где сегодня эти специалисты могли бы применять свои знания?
— Где угодно. Могли бы в МИДе и других государственных и коммерческих структурах, которые хотят сотрудничать с этим регионом. Но в этом вопросе должна быть еще и заинтересованность на государственном уровне в трудоустройстве таких специалистов. А тем временем наши бизнесмены пока что обходятся английским языком, не понимая, что кроме языка, человек должен понимать менталитет собеседника. Например, что именно он имеет в виду, когда говорит «да». Дело в том, что в странах конфуцианского региона вам никогда не скажут «нет». Вам будут всегда говорить «да». И это может означать и «да», а может и — «мне неудобно вам отказать, я не хочу вас поставить в неудобное положение, поэтому я вам говорю «да», но, простите, у нас с вами ничего не выйдет». Слово «да» на Востоке полисемантическое, и потому тут нужно знать специфику поведения восточного человека. Конечно, бизнесмены договариваются между собой, и все это заканчивается успешными соглашениями, но все-таки одного английского недостаточно, чтобы вести деловые, культурные, образовательные дела с Востоком.
Конечно, если говорить с позиции прагматизма, все-таки нужно на уровне правительства создавать условия для комплексного решения этих вопросов. Возможно, если экономика Украины будет развиваться, рынок будет увеличиваться, то специалисты-востоковеды смогут вернуться из случайных структур, где они сейчас устроились — и тогда мы действительно сможем говорить о взаимопонимании украинцев с восточным регионом.
— Что, на ваш взгляд, западный человек ищет на Востоке?
— Существует определенный стереотип Востока — и его столетиями создавал сам Запад. При этом никто не учитывал восточный прагматизм. Ведь те же японцы при построении собственной экономики придерживались протекционистской политики, сурово распределяя кредиты на закупку импортной продукции и проводя так называемую «агрессивную экспортную политику». Таким образом они создали условия для того, чтобы вырос собственный производитель, и одновременно активно продвигали свою продукцию во всем мире.
Поэтому пытаясь понять, чего именно нам не хватает и что мы ищем, мне кажется, что нам не хватает той гармонии — особенно той социальной гармонии, которую создал Восток. Посмотрите: средний возраст японцев — 80, украинцев — 67 лет. В Японии сейчас большая проблема — старение населения. Им приходится решать, как сбалансировать экономику, чтобы достойно обеспечить пенсионеров — и именно это является результатом нормальной социальной политики государства. Там действует принцип пожизненного найма. К тому же в Японии всегда был наименьший процент безработицы — не больше 1%. В пиковых ситуациях, например, во время нефтяного кризиса 1973 — 1979 годов этот показатель несколько рос, но они его быстро гасили. И, что самое интересное, не за счет безработицы.
Кроме того, Восток нас, безусловно, привлекает своей созерцательной культурой. Наша же культура скорее потребительская. Есть определенная доля истины в разработках тех украинских ученых, которые выдвигают сравнительную концепцию аристотелевской и конфуцианской парадигм развития общества. Они, в частности, утверждают, что всеми своими современными проблемами, в том числе — экологическими — западная цивилизация обязана философии Аристотеля, то есть сознательному отделению природы от общества. Обратите внимание, как изображают человека в восточной живописи. Там он — только небольшая фигурка на фоне величественной природы. Или другой пример: китайский иероглиф «ван» — «князь». Он состоит из трех параллельных горизонтальных черточек и одной вертикальной, пересекающей их посредине. Горизонтальные — это небо, человек, земля, а вертикаль соединяет все эти элементы вселенной. Этот иероглиф можно созерцать, как картину. Все это — отличающийся от нашего подход, и потому, бесспорно, привлекательный.
Для моего поколения открытие мира Востока началось с боевых искусств. Потом был интерес к буддизму, Ведам, упанишадам. Мы пытались понять даосизм, читали «Лао Цзы», но читали больше как поэзию. Конфуция читать было легче — он был интересен именно как книга мудрости. Нам тогда запрещали читать Библию, но позволяли читать Конфуция — именно как книгу писателя древности.
«ДЕМОКРАТИЯ СУЩЕСТВУЕТ КАК НА ВОСТОКЕ, ТАК И НА ЗАПАДЕ, НО ЕЕ ПОНИМАНИЕ У КАЖДОГО СВОЕ»
— Как сочетается тоталитарное отношение к социуму с таким резким экономическим скачком после войны? На чем основан сегодняшний успех «молодых драконов»?
— Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (тогда еще — колония Англии) и Сингапур — это страны так называемой первой волны. Сразу же после войны все эти страны развивались по парадигме гуманистической диктатуры. То есть это была власть одной партии. Везде, кроме Японии, во главе были генералы. За счет сочетания дисциплины, жесткой однопартийной системы (никакой демократии там не было) с конфуцианской парадигмой общество развивалось естественно и гармонично. Государство создало такие условия, чтобы внутри него появилось много конкурирующих фирм. Для того, чтобы выжить, они вынуждены были создавать высококачественную конкурентоспособную продукцию и выходить на внешний рынок. Сначала все эти страны были импортозамещающими, но очень быстро (например, Япония уже в 1964г., через 13 лет после начала экономических реформ) были признаны развитыми капиталистическими странами.
Сработал здесь еще один очень важный фактор — восточный менеджмент. Он основан на конфуцианской парадигме «отец-сын» (где фирма — отец, а рабочий — сын). Согласно ей, когда человек приходит на фирму, он будто попадает в семью. Фирма гарантирует ему пожизненную стабильную работу, он уверен, что никогда не останется без денег, без работы — и потому благодарен «отцу». А это значит, что менеджер может «заставить» тебя работать не восемь часов, а десять и больше не приказом, а именно этим семейным моралити. Следующая особенность восточного менеджмента — это так называемые кружки качества. Их создавали сами рабочие — и не потому, что их заставляли, а потому, что они понимали, что в своей семье они не могут что-то делать не так, как им велит отец. А понятия «отец», «старший» святы для всего конфуцианского региона. Все эти три момента: отношение к фирме, пожизненный найм, качество — срабатывают и сегодня.
«МЫ НЕ СМОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ НЕОБРАЗОВАННЫХ НЕЛЕГАЛОВ»
— На наших глазах — особенно это касается больших городов — формируются восточные землячества. Не происходит ли так, что в Украине недооценивают их потенциал?
— Если говорить о легальной диаспоре, то у нас ее составляют бизнесмены и студенты. Есть и нелегальная — полмиллиона людей, попавших сюда в основном из Китая, Вьетнама, Индии, Шри-Ланки, Афганистана. Они переходят границу не для того, чтобы у нас жить, а для того, чтобы попасть на Запад.
Что касается легальной диаспоры, создающей здесь имидж восточного человека, то она уже сейчас неплохо себя показала. И в будущем, думаю, будет развиваться и создавать свой неповторимый культурный срез. Со временем, возможно, появятся те же «чайна- таун», как на Западе. Сейчас это уже мощная система магазинов, ресторанов — китайских, вьетнамских, корейских, индийских и т.п. Интересно, что китайские рестораны создают сами китайцы, а японцы сюда не едут. Японские суши-бары открывают украинцы и приглашают туда японских поваров. Японцы считают, что рестораны — это для них мелкий бизнес.
Кстати, что касается Китая, то он сейчас не делает больших инвестиций в другие страны. Но с 1979 года — с начала реформ Дэн Сяопина — он получил более 250 млрд. прямых иностранных инвестиций. Украина же за десять лет независимости получила четыре милиарда. Если посчитать, сколько приходится на год и сравнить, то можно понять, почему мы так «быстро» развиваемся — и какие возможности у Китая.
— Все-таки вернемся к вопросу о нелегалах. Украина после введения шенгенских виз Польшей и Венгрией может превратиться в большой отстойник. В чем вы видите выход из этой ситуации?
— Это очень специфический вопрос. Он касается всех пограничных служб. Мы знаем, что такое пограничная полоса с Россией, а именно из России попадают к нам нелегалы. Железный занавес с Россией и Белорусью мы, конечно, не будем строить — нам невыгодно вкладывать в это средства, а как построить нормальные отношения с этими странами, чтобы они брали на себя решение этого вопроса — это вопрос скорее к специалистам. Я могу сказать только одно: использовать потенциал необразованных людей мы никак не сможем. Большинство нелегалов — малообразованные. Они ищут счастья на Западе. Человек, который смог получить образование, как правило, получает работу в той же Индии, может пойти там работать в какую-то западную фирму — и оказаться на том же Западе.
«ДЛЯ РАЗВИТЫХ СТРАН ВОСТОКА УКРАИНА — ВЫГОДНЫЙ ПЛАЦДАРМ»
— Как может помочь Восток нашему движению на Запад?
— Иначе говоря, чем мы можем воспользоваться из того, чего достигли развитые восточные страны? В первую очередь — диверсифицировать топливно-энергетическую сферу. С 1998 года, с тех пор, как я вернулся с Тайваня, только и слышу о необходимости этого. Для этого нужно заключить соглашения с тем же Ираном, Ираком, построить трубопроводы и поставлять газ в Европу через свою территорию. Можно его просто купить, как это делает Япония, которая 70% топлива, нефти получает со Среднего и Ближнего Востока. И на подобный шаг мы должны отважиться без всяких политических опасений. С нами ведь никто не церемонился — ни Запад, ни Россия. Страны, для которых, в первую очередь, существуют экономические интересы собственной страны. Нам необходимо купить дешевую нефть в нескольких регионах. Это первое, что следует сделать, чтобы действительно интегрироваться в ту же Европу, которая также берет нефть не только в России. Ведь завися от русской нефти, мы сильно себя привязываем, политически и экономически, к одному региону — и это ненормально. Это вопрос национальной безопасности.
Чем мы можем воспользоваться еще? Мне кажется, что мы должны максимально сосредоточиться на том, чтобы начать получать трансфер технологий с Востока, из таких стран, как Сингапур, Япония, Тайвань, Гонконг. Это страны, имеющие определенный потенциал, и для них Украина — выгодный плацдарм, где они могут использовать дешевые природные ресурсы, дешевую, но квалифицированную рабочую силу для создания конкурентоспособного продукта. Ведь не следует забывать, что наши более 500 университетов готовят серьезных специалистов, которые могут на равных говорить с любыми специалистами США, Европы. Многие наши преподаватели, с которыми я знаком, преподают в том же Тайване, Гонконге и Японии. Развитые страны Востока, имея развитую торговую инфраструктуру на Западе и в Америке, могут использовать Украину в качестве удобного плацдарма для создания качественной продукции и экспорта в эти страны.
Такие же страны, как Китай и Турция, являются одними из главных торговых партнеров для Украины. В течение десяти лет мы имели с государствами азиатского региона более 2 млрд. долларов позитивного сальдо, а это — пополнение валютного запаса и стабильность для нашей страны. Азия для нас является фактором стабильности. Для сравнения: с западными странами до 1999 года мы имели отрицательное сальдо, то есть продавали туда меньше, чем покупали у них. Сейчас (данные за 2001г.) у нас с Европой — 739 млн. позитивного сальдо, а с Америкой — всего 271 млн.
То есть у тех стран Востока, которые считаются развитыми индустриальными странами, мы можем учиться менеджменту, поощрять их к трансферу технологий в Украину, создавать вместе с ними конкурентоспособную продукцию. Восток предлагает нам разные подходы и возможности для развития и совершенствования своей Родины. Только это следует использовать взвешенно, с учетом специфики нашего культурного региона. Как обычно это делают на Востоке.
СПРАВКА «Дня»
Андрей ПОПИК — председатель правления общественной организации — фонд «Дальний Восток». Родился в 1965 году. Закончил КПИ в 1988 году, по профессии — программист. Второе высшее образование (Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса) — экономика предпринимательства. В Тайване учился в Международном буддистском центре и Академии Синика, изучал китайский язык, культуру и экономику. Фонд «Дальний Восток» основан в 1994 году. Создали его совместно с А. Попиком специалисты-востоковеды: Сергей Капранов (кандидат философских наук, преподаватель Национального университета «Киево-Могилянская академия»), Юрий Завгородний (магистр философских наук, преподаватель Национального университета «Киево-Могилянская академия»), Сун Найхан — китаянка, врач традиционной китайской медицины, Елена Капранова — специалист по икебане школы Икенобо. Главная цель — ознакомление украинцев с традиционной восточной культурой через проведение творческих мероприятий, научных исследований, семинаров и издательскую деятельность. Регион изучения: Средняя, Южная и Восточная Азия (от Индии и Калмыкии до Китая и Японии, от Бурятии и Тувы до Сингапура и Индонезии).
Выпуск газеты №:
№133, (2002)Section
Общество