Небоскребы и государственный строй. Какая связь?
Почему архитектура многих стран бывшего СССР до сих пор опирается на советские традиции
Недавно мир увидел фотоальбом немецкого фотографа Франка Херфорта «Имперская помпа. Постсоветский небоскреб» («Иmperial Pomp — Post Soviet High-Rise»). В книге собраны снимки, которые известный фотограф, в настоящее время работающий на два города — Берлин и Москву, сделал в странах постсоветского пространства. На них — странные сооружения — причудливые небоскребы, золотые башни, жилищные комплексы, поражающие своими масштабами и отделкой. И все это на фоне привычной постсоветской действительности — старые дома, которые нуждаются в ремонте и реконструкциях, березовые скверики, люди, разбитые дороги, гаражные кооперативы еще тех времен, советские автомобили, МАФы. Просматривая эти снимки, сначала трудно даже сказать, где они были сделаны — Москва? Киев? Астана? Ханты-Мансийск? Баку? Минск? Более того, то, что на фотографиях Херфорта кажется чем-то сюрреалистическим, неуместным и нереально контрастным, в нашей ежедневной жизни уже превратилось в привычную картину. Очень немногих жителей Киева, скажем, удивляет, пугает или возмущает небоскреб, который внезапно вырастает в исторической части города между историческими зданиями.
Этот альбом Франка Херфорта о том, как современная архитектура, пытаясь идти в ногу с западными тенденциями, парадоксально пропитанная ностальгией по Советскому Союзу, его духом. Об этом в предисловии к фотокниге пишет Дмитрий Хмельницкий, назвав свой текст «Архитектура несуществующего общества» (этот текст также был опубликован на русском языке в журнале «Современная архитектура» № 5, 2013). Это все, кстати, и о нашей, украинской, архитектуре тоже. «Архитектура любой страны и эпохи отображает общественный строй и общественные отношения этой страны и этой эпохи. Таковой является аксиома, с которой начинается любое изучение истории архитектуры. Она, как и раньше, верна и актуальна.
Причудливое, экзотично устроенное на внешний взгляд общество, как правило, выражает себя в причудливой архитектуре. И, наоборот — за причудливой с точки зрения наблюдателя архитектурой почти неизменно прячутся необычные для него формы жизни и общественного строя», — идет речь в статье. Дмитрий Хмельницкий пишет: «Есть внешний наблюдатель и абсурдная с его точки зрения, по большей части ни на что привычное и естественное не похожая, архитектура. И есть странное общество, которое породило эту архитектуру. Точнее, много обществ, которые возникли на месте советской империи, которая распалась в начале 90-х годов.
На фотографиях Фрэнка Херфорта показаны почти исключительно небоскребы — богатые жилые дома и штаб-квартиры больших государственных и частных фирм. Все они построены за последнюю пару десятилетий в странах бывшего СССР. Многие из этих стран сегодня можно без особых натяжек считать, в той или иной степени, диктатурами (включая Россию — сомнений на этот счет вроде бы больше нет).
Диктатура — это не только режим, в котором отсутствуют (или не действуют) демократические законы и права. Это еще такой государственный строй, в котором социальные программы сведены к минимуму, а правящий слой, как правило, выражает свое величие, иерархическое положение своих членов и их богатство визуальными средствами. Архитектура для этой цели подходит идеально. Особенно — архитектура небоскребов. Жилье, офисы фирм и государственные учреждения превращаются в таких условиях в символы социального, финансового и политического успеха — и неизменно теряют при этом те качества, которыми должна обладать хорошая архитектура.
В этих условиях функциональное назначение здания теряет значение. Ни задачи пространственной организации функции определяют форму здания, они вторичны и проектировщикам неинтересны. Главная задача — произвести нужное впечатление внешним видом. А нужное впечатление — это ощущение могущества, величия, богатства и исключительности. И самого здания, и тех, кто им пользуется. Так было в СССР. В этом смысле, архитектура многих стран бывшего СССР полностью опирается на советские традиции».
Дмитрий Хмельницкий обращает внимание, что строительство небоскребов, изображенных на фотографиях Херфорта, никоим образом не вызвано экономией места: «...Небоскребы отдельно стоят на достаточно свободной площади. При этом, ни в одном случае не возникает ощущения того, что высотность вызвана необходимостью экономии территории, которая застраивается, как это происходит в современных мегаполисах первого или третьего мира. Напротив, пустыня или малоэтажное окружение необходимы для правильного восприятия этой архитектуры, для осознания ее богатства, величия и исключительности». Также он обращает внимание на щедрую отделку этих зданий, их причудливую архитектуру: «...колоны с гипертрофированными карнизами-капителями, триумфальные арки, ступенчатые или геометрические пирамиды, просто статуэтки с разнообразным декором, похожие на постаменты под несуществующие памятники. Иногда они стилизованы подо что-то историческое и знакомое. Особенно узнаваемы клоны московских высоток и сталинских жилых домов 40-50-х годов. Или американских небоскребов начала ХХ века. Там, где прямых исторических стилизаций нет, очевидны композиционные клише, напоминающие о советских традициях архитектурного величия — симметричности, ступенчатости, завершении шпилями или декорированными башенками-ротондами.
Стилизации под западную современную архитектуру — под то, что называется «хайтеком», — тоже выглядят неуловимо советскими. Формы здания в таких случаях не обусловлены ни внутренним пространственным решением, ни конструкцией. В полном соответствии с советской традицией они создают какой-то самоценный «образ», существующий сам по себе. И пытаются влиять на зрителя тем же стандартным набором варварских советских ощущений».
Хмельницкий также перечисляет черты постсоветского жилья, которые приближают его к типовому советскому — изоляция от внешнего мира, отсутствие балконов, банальное и неинтересное планирование квартиры. А еще — кричащая роскошь внешнего декора.
«В КИЕВЕ В АРХИТЕКТУРЕ ПРОИСХОДИТ ПОЧТИ ТО ЖЕ, ЧТО БЫЛО В США В КОНЦЕ 1920-Х ГОДОВ...»
Во время встречи с участниками Летней школы журналистики «Дня» известный киевовед и автор многих путеводителей и краеведческих монографий Дмитрий Малаков заметил, что «сегодня в Киеве в архитектуре происходит почти то же, что было в США в конце 1920-х годов...» (полный разговор студентов с Дмитрием Малаковым — о зодчих абсурдах советского Киева, «сталинском барокко» и проявлениях имперской политики в архитектуре — читайте в ближайших номерах «Дня»)
«Изменились социально-экономические принципы общества, изменился фактически государственный строй и наступила та эпоха, к которой общество не было готово. Современные практикующие архитекторы — люди, воспитанные советской системой, воспитанные в период, когда государственный строй был социалистическим, была так называемая экономика народного хозяйства, и все происходило по регламентированному порядку вещей. И вот независимая Украина в настоящий момент оказалась в том положении, когда все нужно начинать фактически сначала. И строительство — тоже!
Когда была уничтожена плановая система народного хозяйства, и когда началась «прихватизация», то все промышленные учреждения их руководители превратили в частную собственность. В городах архитекторы получили возможность строить по собственным проектам и по частному заказу, но обученные в той системе, которая господствовала до тех пор, они не могли сразу переключиться. И оказалось, что эта беспомощность, неподготовленность к такому проектированию и выявлению собственного вкуса, своих собственных способностей как человека творческого очень дала о себе знать — началось вот это массовое строительство новых небоскребов — и деловых, и банковских, и частных — без знания принципов, которым нас уже не учили. И теперь, как сказал Леонид Кравчук: «Имеем то, что имеем». Мне удалось побывать трижды по полтора месяца в США и у меня есть некоторые впечатления от небоскребов. У нас всегда считалось, что это что-то не то, что нужно, но каждое из этих сооружений является образцом архитектуры в смысле неиспользования картинных украшений», — рассказал Дмитрий Васильевич.
Дмитрий Малаков напомнил, что когда-то было такое крылатое высказывание Леонида Утесова, что в советское время такие понятия, как саксофон и небоскреб символизировали капитализм. «И когда в Москве начали строить в конце 1940-х годов эти дома, они назывались «высотные дома». А употреблять слово «небоскреб» — Боже упаси! Так вот образцом для этих московских «небоскребов» конца 1940-х — начала 1950 годов служили небоскребы Чикаго начала 1920-х годов. Это был шаг назад. Там такое строили двадцать лет перед тем и отошли от этого «украшательства», потому что поняли, что красота небоскреба заключается в его пропорциональности, точно найденных соотношениях: высоты, ширины, глубины, цвета, фактуры, фасада. И эти сооружения не одинаковы — они все отличаются. Но каждый из них до сих пор остается недосягаемым по вкусу, по эстетике для наших так называемых «практикующих архитекторов», по крайней мере, Киева. В Киеве в архитектуре происходит почти то же, что было в США в конце 1920-х годов», — подытоживает киевовед.
КОММЕНТАРИЙ
«ДОМА ЯВЛЯЮТСЯ ТАКИМИ, КАКИМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЮДИ, ИХ ВОЗВОДЯЩИЕ»
Олег ГРЕЧУХ, архитектор, Киев:
— Многие из экспертов говорят, что время изменилось, но советская система у нас осталась. Ее якобы пытаются модернизировать, но она есть. В советское время большая часть бюджета выделялась на военную промышленность и фактически каждый большой город — например Киев, Москва и тому подобное — имел большую часть своей территории, отданную под военные цели. То есть прямо в центре города было много территорий, которые использовались для военной промышленности. И потом эти территории предприниматели начали использовать для застройки, чтобы получить прибыль. Развитие шло не таким путем: мы имеем территории, являющиеся перспективными для комфортного жилья. А таким: то ли это склад, то ли военная комендатура, и на ее территории нужно что-то сделать.
То есть, развитие проходило в соответствии с другими параметрами. Исходные данные, которые имели строители небоскребов в том же Париже, где офисный центр построили за пределами исторического центра, и те, которые были в Киеве или других постсоветских городах, очень отличаются. Поэтому и последствия таковы. Участки уже не распределяют командным путем, как это было при административной экономике. В настоящий момент кто-то каким-то образом приватизировал участок или как-то вывел его из государственной собственности в частную и хочет максимально получить прибыль на этом месте. Независимо от того, там ли достаточно параметров канализации, электроснабжения, — коммуникаций, от которых здание должно работать. Ведь и свет там нужно включать, и мусор вывозить, и машины где-то парковать. Фактически из-за того, что инфраструктура не готова для принятия таких домов, возникают такие перманентные коллапсы — то транспортные, то коммуникационные. Поэтому все современные проблемы, которые есть, отображаются в камне. Дома являются такими, какими являются люди, их возводящие. И коррупция, и недальновидность, и нереформированность, и устарелость системы, которую не знают, как нужно менять, — конечно, это все отражается в конструкциях, зданиях.
Выпуск газеты №:
№145, (2013)Section
Общество