Недофинансирования не выдерживают... реки
На Черниговщине Десна может разрушить мост. Тогда местным жителям придется объезжать 130 километровВпервые вопрос укрепления берега близ сел Малое и Большое Устье, что на Черниговщине, встал в 2003 году. Отмечая дочередную годовщину победы во Второй мировой войне, районное начальство вместе с ветеранами по привычке выехало выпить «фронтовые 100 грамм» на берег Десны. Каким же было их удивление, когда на месте, где раньше стояли столики, теперь была вода... В том году Десна забрала 34 метра берега близ Малого Устья.
С 1982 ГОДА РУСЛО ДЕСНЫ СМЕСТИЛОСЬ НА 150 МЕТРОВ
Начальник Деснянского бассейнового управления водных ресурсов Сергей Нагалюк рассказывает, что его ведомство ведет наблюдение за поведением Десны с 1982 года. По его словам, за этот период русло Десны сместилось аж на 150 метров. «До 2003 года на этом участке река вела себя спокойно, угроз не возникало», — рассказывает Сергей Нагалюк. В 2004 году на реализацию проекта берегоукрепления близ сел Малое и Большое Устье необходимо было около 24 миллионов гривен. Работы нужно было начинать безотлагательно, ведь к ближайшему дому Малого Устья воде оставалось каких-то три метра.
Часть затребованных средств работники водного хозяйства Черниговщины получили, однако в связи с нестабильным финансированием укрепление они проводили на протяжении четырех лет. На укрепление берега близ Малого Устья работники Деснянского бассейнового управления израсходовали около 9 миллионов гривен, на укрепление берега с другой стороны Десны денег не хватило. Как только работники насыпали шпоры, способные отбивать течения, дополнительную водную нагрузку испытал берег со стороны Большого Устья, на участке стратегически важного для нескольких районов области автомобильного моста. Фактически водники помогли Десне вернуть часть старого русла, но есть ли в этом их вина?
ЛЕВЫЙ БЕРЕГ МОЖЕТ ОТРЕЗАТЬ
«В том, что может произойти, нашей вины нет, — говорит начальник Деснянского бассейнового управления водных ресурсов Сергей Нагалюк. — Проект берегоукрепления был у нас на руках еще в 2009 году, однако финансирования мы так и не получили. За это время Десна забрала еще ориентировочно 12 метров берега».
По словам чиновника, теперь существует угроза разрушения крайней опоры моста, которая может просесть под действием разрушительного течения, а следовательно — разрушить мост. А это важная транспортная артерия, соединяющая райцентр Сосницу с Задесеньем и несколькими прилегающими районами, расположенными по левую сторону Десны. Следовательно, если мост все-таки затопит, то попасть на ту сторону Десны можно будет, объехав 130 километров пути. Об этом говорят и в самом районе. Председатель Великоустьеского сельского совета Валентина Цыганок делает неутешительный прогноз: с такими темпами через пять лет мост полностью отрежет, а Десна изменит русло.
ЦЕНА ВОПРОСА — 50 МИЛЛИОНОВ ГРИВЕН
По словам заместителя начальника Деснянского бассейнового управления водных ресурсов Вадима Потапенко, общая протяженность участка берега, который нуждается в защите от разрушения, составляет 1,2 километра, вертикальный уступ — около трех метров. «По состоянию на 2011 год для реализации проекта необходимо было 24 миллиона гривен. Сейчас эта цифра как минимум вдвое больше. Это только на сами работы, плюс коррекция проекта», — говорит Потапенко. По словам представителя Деснянского БУВР, ситуация действительно опасная, а последствия могут быть катастрофическими. «Мы постоянно ведем наблюдение за поведением реки. Так, за 2014 год размыло 7 метров берега», — замечает он.
Вадим Потапенко признается, что государство выделяло управлению средства на корректировку проекта, но работники Деснянского БУВР не стали этого делать, потому что откорректировать проект, не зная, будут ли средства на его реализацию, — это как минимум не по-хозяйски.
МИЛЛИАРДЫ ПОД ВОДОЙ
По мнению Вадима Потапенко, размыв берегов Десны в населенных пунктах — одна из главных проблем Черниговщины. Она порождена наличием песчаных грунтов в прибрежной полосе и довольно быстрым течением реки, которое легко вымывает эти пески. По предварительной оценке, в настоящее время протяжность деснянских берегов, требующих укрепления, достигает 100 километров. Из них на 30 километров необходимо укреплять первоочередно. «Раньше, когда Десна была судоходной, — работали земснаряды, и это снижало интенсивность размыва. А теперь берег подмывает, большие массы почвы обваливаются в реку, образуют перекаты и обмеления», — объясняет специалист.
Он отметил, что работы по укреплению берегов не проводятся уже несколько лет. Государственный бюджет не выделяет на это средства.
Начальник Деснянского бассейнового управления водных ресурсов Сергей Нагалюк добавляет, что проблему берегоукрепления необходимо решать более глобально и начинать с очистки русел рек. «Сейчас как минимум 30 миллионов кубов песка лежит в одной лишь Десне. Есть такие перекаты, которые образовали целые острова, — говорит Сергей Нагалюк. — Это фактически бесплатный песок для строительства».
По убеждению специалистов, к проекту расчистки русел рек кроме государства необходимо приобщить инвесторов, так как фактически десятки миллиардов гривен в настоящее время лежат под водой. Расчищенные же русла автоматически устранят проблему берегоукрепления и дадут толчок к развитию строительной отрасли и судоходства.
Выпуск газеты №:
№62-63, (2016)Section
Общество