Перейти к основному содержанию

«Неэкологическое окружение»

Почему чиновники саботируют заповедание 100 тысяч гектаров природы
12 марта, 10:39
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Говорят, обещанного три года ждут. Наверное, этого утверждения придерживаются в Администрации Президента — в ситуации с указами о создании новых объектов природного заповедного фонда. Еще в 2017 году Министерство экологии и природных ресурсов передало на Банковую 11 проектов таких указов. За это время не подписан ни один.

Один из последних ответов Администрации Президента на запрос народного депутата Остапа ЕДНАКА, датированный 2 января 2019 года, сформулирован следующим образом: «Проекты указов по изменению пределов национальных природных парков «Синевир», «Заколдованный край», «Белобережье Святослава», «Олешковские пески», а также «О территориях и объектах природного заповедного фонда общегосударственного значения», «О создании национального природного парка «Нобельский» и «Об объявлении прибрежной акватории Азовского моря гидрологическим заказником общегосударственного значения «Приморский» находятся на рассмотрении главы государства».

«ЭТО САБОТАЖ»

«На другие обращения такой же ответ, что в прошлом году, что в этом, — добавляет Петр ТЕСТОВ, эколог международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек». — Мое мнение — это саботаж Администрации Президента Украины».

Процедура создания таких проектов указов непростая. Петр Тестов описывает эту процедуру: «Сначала ученые выбирают перспективную для заповедания территорию и отправляют ходатайство в соответствующие подразделения областной государственной администрации. Потом пишется научное обоснование на эту территорию. После этого идет согласование с землепользователями этого участка. Это или лесхозы, или областная администрация, или Госгеокадастр, в зависимости от статуса земли. Иногда и с сельскими советами согласовывают. Когда получены все согласования на областном уровне, Минприроды согласовывает проект указа с другими структурами: Минюстом, Минфином, Гослесагентством, Госгеокадастром, Минэкономики, Минагрополитики. Потом идет голосование на заседании Кабинета министров за эти проекты. И в конце остается только подпись Президента».

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Эколог добавляет, что из-за непонятного промедления на Банковой почти 100 тысяч гектаров уникальной дикой природы до сих пор не имеют природоохранного статуса. Тем временем, большинство этих объектов, которые так и не согласовал Петр Порошенко, уже признаны на международном уровне, вошли в Изумрудную сеть Европы — сеть территорий особого природоохранного значения, важных для сохранения биоразнообразия.

«БЕЛОБЕРЕЖЬЕ СВЯТОСЛАВА» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

 

Об этой ситуации «День» рассказывал в материале «Пять минут на нацпарки» (№103 за 13 июня 2018 года), надеясь, что это ускорит действия Петра Порошенко. Еще одна надежда появилась, когда недавно об этой истории рассказали в Верховной Раде на специальном брифинге нардеп Остап Еднак и эколог МБО «Экология-Право-Человек» Алексей Василюк. В Администрации Президента даже пообещали, что подписание указов состоится 3 марта — во Всемирный день дикой природы.

«В Министерстве экологии готовили публичное подписание этих указов, но опять тишина», — констатирует Иван МОИСЕЕНКО, разработчик проекта национального природного парка «Камянская Сечь», доктор биологических наук, профессор Херсонского государственного университета.

Поскольку 3 марта было выходным, наверное, сотрудники АП не стали вынимать из ящика папку природоохранных документов. Как прибавил в «Фейсбуке» Остап Еднак, вместо обещанного подписания 11 указов о новых объектах ПЗФ, Петр Алексеевич в то время принимал участие в запуске первых ветровых турбин Приморской ветроэлектростанции в Запорожской области. Эта ВЭС принадлежит компании «ДТЭК» Рината Ахметова.

НИЗКАЯ ЗАПОВЕДНОСТЬ

Зачем Украине новые объекты природного заповедного фонда? У Ивана Моисеенко есть как минимум три аргумента. Во-первых, процент заповедности в Украине довольно низкий, всего 6,6% территории. К 2021 году мы должны увеличить его до 15%. Для сравнения, в Польше он сейчас составляет 10%, а в Австрии — 37%.

«ОЛЕШКОВСКИЕ ПЕСКИ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ ГОМОНЮКА

 

«Второй фактор — создавать объекты нужно, чтобы максимально охватить охраной виды Красной книги. У нас они не охвачены по многим позициям. Например, на Херсонщине есть шесть крупных объектов на левобережье, но нет ни одного объекта ПЗФ на севере или правобережье области. Существует много видов флоры и фауны, которых нет в биосферном заповеднике «Аскания-Нова» или Черноморском биосферном заповеднике, но они не охраняются как следует. Мы имеем низкую репрезентативность, то есть у нас нет стопроцентного охватывания объектов охраны тех видов, групп и поселищ, которые должны охраняться», — объясняет Иван Моисеенко.

ПАРК, НАД КОТОРЫМ РАБОТАЛИ ТРИ ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНЫХ

Ученый прибавил, что создание заповедного объекта — очень длительный процесс. Рассказ Петра Тестова это продемонстрировал, и такую специфику тоже нельзя игнорировать. Иван Моисеенко напоминает историю создания Национального природного парка «Нижнеднепровский». Первые публикации о необходимости создания такого заповедного объекта появились в научных трудах 1920-х годов. Сам парк был создан по указу Президента Петра Порошенко в 2015 году. Больше такие указы он не подписывал.

«То есть 90 лет пошло на это, над этим парком работали три поколения ученых, — подчеркивает Иван Моисеенко. — Для того чтобы заповедать определенные территории, экологи потратили жизнь и здоровье, это требует столько усилий, а потом это лежит у кого-то на столе. Процент создаваемости заповедных объектов показывает патриотизм, насколько человек хочет сохранить и обеспечить процветание своей страны. При президенте Викторе Ющенко было создано с десяток крупных объектов и около 30 национальных парков».

«Кстати, когда создавался парк «Олешковские пески», мы планировали создать его на площади 46 тысяч гектаров, но была допущена ошибка, которую пропустило Минэкологии, а в Администрации Президента — на то время Ющенко — заметили, что шесть тысяч гектаров передаются парку с изъятием. Юристы сказали, что так нельзя прописывать, — продолжает Иван Иванович. — Потом мы с Банковой полгода работали в телефонном режиме, чтобы исправить эту ошибку. Указ был подписан в последние дни работы Ющенко, то есть до последнего пытались создать нормальный объект природного заповедного фонда. При Викторе Януковиче все это прекратилось. При Порошенко тоже перестали создавать заповедные объекты. Возможно, вокруг него собралось неэкологическое окружение».

Понятно, что перед выборами Президенту не до парков. Но экологи надеются, что до 31 марта клерки АП таки дадут на подпись Петру Алексеевичу долгожданные указы. Если, конечно, есть желание продемонстрировать экологическое сознание.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать