Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Неисправимый отличник

Ректор Черновицкого университета Николай ТКАЧ: «Мы со студентами были на баррикадах с «корыстной» целью...»
03 февраля, 19:34
ПРОФЕССОР ТКАЧ СО СВОИМ УЧЕНИКОМ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Имя ректора Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича профессора Николая Ткача в последнее время практически не сходило со страниц местных изданий. И для этого было, во всяком случае, несколько весомых оснований. В дни оранжевой революции именно студенты ЧНУ были наиболее активной движущей силой событий, и руководство вуза в лице ректора в этом их полностью поддержало. Более того, сам ректор как председатель собрания территориальной общины области — Буковинского вече на сессии облсовета 26 ноября обнародовал решение о признании законно избранным Президентом Украины Виктора Ющенко, а потом активно работал в составе Комитета национального спасения в Черновицкой области как заместитель председателя. Наконец, в эти зимние дни у господина Ткачука юбилей — 60 — золотой возраст для известного далеко за пределами страны ученого физика-теоретика, руководителя престижного в Западном регионе университета и учредителя целой научной школы в отечественной теоретической физике. Кстати, среди его первых учеников, с которым профессор поддерживает постоянные связи, и нынешний вице-спикер парламента, госсекретарь Президента Украины Александр Зинченко.

— Не было ли во время избирательного марафона давления на вас со стороны власти?

— Еще накануне выборов нас, ректоров основных черновицких вузов, пригласили в «дом со львами» (так черновчане называют административный дом, где, в частности, расположена и областная госадминистрация. — И.Ч. ) и дали понять, что было бы хорошо, если бы мы сдерживали протестную активность своих студентов. На что я тогда ответил, что очень хорошо понимаю студентов, которые не любят эту власть. Потому что ее не люблю и я лично. И за что ее любить?! В течение многих лет наш вуз не чувствовал никакой поддержки со стороны власти. Поэтому мы не скрывали, что нас не устраивает такое сотрудничество власти и народа.

— Какие, по вашему мнению, неотложные проблемы стоят сегодня перед высшей школой?

— Проблемы науки и вуза непосредственно зависят от решения кардинальных проблем в общественной жизни. Но с чего-то действительно нужно начинать. Думаю, как всегда — с кадров. С расстановки кадров на местах. Чтобы работу на различных участках возглавили те, кто знает и владеет механизмом решения проблем. А главное — готов к длительной и кропотливой работе.

Считаю, что на первых порах следует оставить и Министерство, и ВАК. Они нужны, потому что общество еще не готово работать без этих координирующих и контролирующих органов. Потому что сейчас у нас еще играет определяющую роль бумага, а не реальные знания претендента на замещение определенной должности, как это принято в западном мире. Там, у них, главное значение имеет, какой вуз ты закончил и где защищал свою диссертацию. У нас же еще можно защитить как слабую, так и сильную диссертацию и в Киеве, и в провинции, скажем, в Черновцах. В течение последнего десятилетия произошла страшная девальвация знаний и девальвация уровней вузов. Следует проанализировать этот уровень и сделать из этого соответствующие выводы. Это не означает, что новообразованные вузы, в том числе и частные, следует закрыть — пусть существуют и создают конкурентную среду. Но ведущие вузы должны соответствующим образом финансироваться со стороны государства.

Приведу наглядный пример. В Америке есть Масачусетский технологический институт, бюджет которого — только вдумайтесь! — превышает бюджет Украины. Студенты этого вуза в день своего факультета развлекаются, как мне рассказывали, приблизительно так. Скажем, приезжает профессор в институт на своем авто. И пока он читает лекцию, молодые умельцы-шутники успевают разобрать и заново собрать его автомобиль, но уже на... крыше учебного заведения. Выпускник этого вуза является конкурентоспособным на мировом рынке труда. В то же время в тех же США есть десятки и сотни вузов, наподобие Вашингтонского университета, о которых за пределами штата, может, никто и не слышал. Следовательно, речь идет о добром имени вуза, которое должно обеспечивать его выпускникам зеленую дорогу при прохождении профессиональной карьеры. К сожалению, наши абитуриенты, а также их родители, пока что ценят не престиж вуза, не знания, которые там можно реально получить, а обложку диплома и ведутся на рекламу наспех укомплектованных учебных заведений.

По моему мнению, целесообразно слияние науки и высшего образования в единый организм, как это видим на Западе. Возможно, стоило бы размежевать министерства высшей школы и науки — и среднего и начального образования. А на новообразованное министерство высшей школы и науки возложить задачу ликвидировать имеющийся в наличии разрыв между наукой и высшим образованием, который сегодня в Украине является очень ощутимым.

— А удалось ли добиться каких-то радикальных сдвигов вам как организатору научного и учебного процесса в возглавляемом вами вузе?

— В последние годы мы резко омолодили кадровый состав университета. Потому что, кроме опыта, нужна еще и энергия. Только за первый год реформы мы взяли на работу около 160-ти молодых ученых и преподавателей, а сейчас их уже около 200. Это беспрецедентный шаг, наверное, среди всех вузов Украины. Но за счет чего нам удалось провести такую реформу? Скажем, много старших опытных преподавателей имели по полторы ставки и даже больше. Однако обычная нагрузка украинского преподавателя и так значительно превышает количество часов по сравнению с зарубежными коллегами. А при повышенной нагрузке о какой реальной научной работе могла идти речь?! Следовательно, эта практика была негативной по своей сути, она существенно тормозила приток в вуз молодых сил. Кроме того, мы немного разгрузили более опытных преподавателей. Мы внедрили четкую систему выхода преподавателей на пенсию. Кандидаты наук могут работать в нашем университете на полной ставке до 65 лет, а потом до 70-летнего возраста у них постепенно уменьшается нагрузка. У докторов наук возрастной порог, соответственно, на пять лет больше. И мы уже увидели отдачу от таких нововведений.

У нас внедрена рейтинговая система для оценки вклада преподавателей, которую я лично разрабатывал и контролирую, и мы ее постоянно совершенствуем. Пытаемся учесть заслуги всех преподавателей в различных сферах: как в научной, так и учебной и воспитательной работе. Эта система позволила дифференцировать оплату труда преподавателей в зависимости от их достижений. Кстати, такая практика существует во многих зарубежных вузах.

— Николай Васильевич, у вас есть видение проблем и понимание путей их решения. С этой точки зрения как бы вы восприняли предложение, скажем, возглавить Министерство науки и высшей школы, которое, по вашему мнению, целесообразно создать?

— Я в этом университете с 1961 года. Я здесь — на своем месте. В конечном счете, и это для меня очень важно, — я в министерском кресле не смогу заниматься своим самым любимым делом — наукой. А в ней я уже что-то сделал: под моим руководством защищено 13 кандидатских и две докторских диссертации. Это — настоящая научная школа, которую ни на одном министерском кресле не высидишь.

Однако это не означает, что я не буду сотрудничать с новой властью. Ведь до сих пор мы своими силами сделали очень много — как в повышении научного потенциала, так и улучшении материального обеспечения университета. Если государство нам немножко поможет, то даже трудно представить, какие возможности открываются перед нами. Поэтому я — небескорыстный. Мы со студентами были на баррикадах с конкретной и корыстной целью — чтобы сделать нашу жизнь в Украине лучше.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать