Немножечко Шотландии в... Цегове
Породистых пони из конюшни Виктории Колесник покупает преимущественно Киев![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070530/486-6-2.jpg)
Скорее рыжий, чем бело-рыжий пони Мадьяр (в жилах которого течет и венгерская кровь) готовился к большой дороге. После обеда его микроавтобусом в специальной удобной клетке отправляли в столицу. Перед глазами новых хозяев пони должен предстать во всей красе, поэтому терпеливо выдерживал макияж с помощью щетки пылесоса. С пылесосом и с самим Мадьяром справлялась старшая дочь Виктории Настя. «Армейская» сдержанность пони — он же не безъязыкий коврик, которому все равно, чем по нему водят — удивляла, но такую процедуру эти лошадки, оказывается, очень любят.
И вдруг послушно-апатичный, чистый и лоснящийся Мадьяр вырвался из конюшни на волю. Он наматывал круги по двору фермы, исчезал за воротами, чтобы появиться в новом облаке пыли...
— Чувствует, что поедет далеко! — говорит Виктория и сдерживает дочь, которая не знает, в какую сторону за Мадьяром гнаться. Набегается — придет на место. Она не первый раз продает конька со своей конюшни, и бывали случаи, когда воспитанные ею пони узнавали ее по голосу через несколько месяцев.
РАНЬШЕ КАТАТЬСЯ, ЧЕМ ХОДИТЬ
Картина на дворе фермы вызывает восхищение. Маленький пони-жеребенок, которому только две недели (а рождаются они весом килограммов семь), напоминает бархатную игрушку. Черно-белый пятилетний жеребчик, который на конюшне является главным мужчиной, вызывает понятное уважение. А кто это задержался в конюшне?.. Жеребчик редкого буланого окраса, который пони не свойственен и в Европе таких коней, кроме как в Цегове, по-видимому, и нет. Его грива напоминает индейский ирокез, а гордые глаза — с «монгольским» разрезом. Недаром Буланый (или просто Бублик) стал общим любимцем детворы из Цегова, Марьяновки, Борочич и Горохова. После уроков здесь, как в улье. От добровольных помощников и наездников нет отбоя. Теперь же только трехлетняя Ульяна не дает маме сказать и слова, потому что хочет покататься на Бублике. Или на Шейхе, который ходит за ней как собака, или на Ненси... Маленькая девочка знает клички, умеет держаться в седле.
— Такая же селянка, как и я! — смеется Виктория. — Старшая, Настенька, тоже раньше научилась на пони сидеть, чем ходить, тачка с силосом ей заменяла коляску. Но ее уже привлекает наука, интересуют иностранные языки... Пони она уже переросла. А Ульянка к коням очень тянется!
Далеко не каждый пони, несмотря на видимую смирность и индифферентность к окружающим, может катать на себе детей. Для этого воспитанники из конюшни Виктории Колесник проходят, как она говорит в шутку, очень строгий кастинг. Конь для ребенка должен быть идеально спокоен. Каждое воскресенье и в праздники она вывозит своих лошадок в Луцк. Наверное, многие видели их на площади при входе в центральный парк культуры и отдыха. Вокруг — море людей, среди которых обязательно найдутся нахальные юнцы, которым захочется цапнуть пони за хвост или ухо. Случается, взрослые оттягивают ребенка от пони: «Не трогай, а вдруг оно кусается!» Но исполненные восторга глаза малыша, который еще и на ножках хорошо не стоит, а на лошадке проехал, растапливают холод в любом сердце. В Луцк своих пони Виктория вывозит для того, чтобы люди о них знали. Пока что в Украине серьезно детским конным спортом особенно не интересуются. На лошадях у нас делают большие деньги... Когда государство финансово поддерживало большие конные комплексы, то они содержали и пони. А теперь этим непростым и благородным делом занимаются только энтузиасты.
ПОНИ — ТОЖЕ КОНИ
Рыжеватый Шейх, который по росту ныне немного выше Ульянки, сосредоточено выискивает какое-то лакомство в кормушке. В конце концов его усилия увенчались успехом: из кучи зеленой массы он вытягивает... кусок старого резинового шланга, который маленькая наездница здесь же у него по приказу мамы отбирает. Ульянка рядом с пони кажется более взрослой. Полугодовалый жеребчик на удивление комичный своим малым, даже по сравнению с другими пони, ростом. Он из той партии, из которой зарубежные селекционеры выводили фалабеллов — так называемых комнатных пони, высотой в холке не более 75 сантиметров, которые ныне очень в моде и которых держат только для экзотики. Но он не единственный «иностранец» на конюшне. Есть здесь пони по происхождению из разных стран, но больше всего так называемых шетлендских или шотландских.
— Их предки происходят из Шетлендских и Оркнейских островов на границе Атлантики и Тихого океана. В природе пони нигде не существуют, кроме этих островов, — рассказывает Виктория. — Есть две версии их появления здесь. Первая — это кони еще древних викингов, корабли которых вынесло на каменистые берега. Люди погибли, а кони выжили, приспособившись к суровым условиям островов. Там каменистая земля, дуют сильные ветры, легче было самым маленьким. Произошел естественный отбор. Вторая версия — их завезли в XVI веке воины непобедимой Армады. Сначала островитяне перевозили на них воду, выловленную рыбу. Потом начали покупать англичане: для работы на шахтах, детям для развлечения. В мире теперь есть немало стран, где их разводят: Голландия, Дания, Германия, Англия...
— ... И Цегов!
Сначала любовью Виктории стали кони большие. В селе Борочиче, между Гороховом и Цеговом, при совхозе была большая конеферма. Тут работали тренерами одни из лучших наездников тогдашнего Советского Союза. Но провинция не побуждала к реализации мечты и планов. Даже на соревнование коней нужно было везти далеко... И украинская независимость не посодействовала развитию верхового коневодства. Виктория впервые села на коня в 11 лет. Верховой ездой пробовала заниматься серьезно. Закончив школу с серебряной медалью (золотую помешала получить четверка по... физкультуре), поступила в Национальный аграрный университет в Киеве, где есть кафедра коневодства. В Цегов вернулась в период общего упадка, местное хозяйство расформировывалось. Поэтому занялась лошадьми частным образом. Выращивала коней для любителей верховой езды и сама же учила их ездить. Потом появилась Ульянка. С большими конями стало еще тяжелее. У самой Виктории килограммов 60, а массивные породистые кони весили по 600! Понемногу начала их распродавать. Но одна поничка, по кличке Запонка, жила у них уже давно. С нее и началась конюшня пони, в которой семья Колесников управлялась сама. Без наемных работников. Приобрели Запонку в свое время для Настеньки. Маленького роста пони имеет неповторимый характер. Руководила большими лошадьми, как будто их мама, ухаживала за Ульянкой.
— Мы жили при родителях в Марьяновке... Коляска с Ульянкой — на улице, спит на свежем воздухе. Отойдешь: что такое, одеяло мокрое и грязное! А это Запонка мордою проверяла, хорошо ли укрыт ребенок! — смеется Виктория.
С Запонки начинают свое знакомство с верховой ездой едва ли не все дети. Она самая надежная, никогда не принесет вреда.
— Приехали бы вы под вечер! — говорит Виктория. — Сколько тогда детей! Иногда между собой и поссорятся за право почистить того или иного конька. Кататься на пони разрешено всем и абсолютно бесплатно. Если сидеть часами перед телевизором или за игровыми автоматами, так уж лучше пусть проведет время на конюшне. Бывает, ребенок озорничает, а родители наказывают тем, что не пускают к лошадкам. Так делать неумно! К нам ребенок приходит после школы, у него перегружен мозг. С лошадками поработает физически, а разгрузится психологически. Видите, какие у нас пейзажи! Рядом речка, поля — и послушная лошадка под тобой!
ВРАЧИ ДУШИ
Изменив местожительство в провинциальном Цегове на столичный Киев, Мадьяр будет радовать детей небедных, скажем так, родителей. Пони покупают преимущественно в цирк, в частные зоопарки, просто в парки культуры и отдыха. Есть и на Волыни несколько семей, которые купили детям или внукам этих маленьких лошадок. Чаще всего такие взрослые и сами увлекаются верховой ездой. Но появляются у Виктории и клиенты, у которых нет слишком толстого кошелька, однако понимают, что пони-кони — это здоровье.
— Одна семья в Фастове, куда я возила поничку, держит шиншилу, попугаев, бульдога и сенбернара. Поничку купили деткам, а себе для катания — обычных, без понтов, рабочих лошадей.
Однако самое первое, считает Виктория, кони и пони лечат душу. Позитивные эмоции дает именно общение с этими животными. А еще существует так называемая ипотерапия — лечебная терапия с помощью пони. При верховой езде задействованы все группы мышц, ребенок должен балансировать, чтобы удержать равновесие. Ножка тянется, спинка выравнивается... Поэтому часто ипотерапию используют для лечения детей с церебральным параличем и другими подобными проблемами. Правда, одной езды на пони для лечения недостаточно. Врач должен разработать упражнения езды для каждого ребенка, а инструктор — научить ребенка этим упражнениям. В Киеве Виктория знает одну семью, которой удалось почти полностью реабилитировать больную параличем дочь. Еще не умела ходить, только пробовала садиться, а ее уже, не отбрасывая и других средств лечения, сажали на пони, занимались с ней. Ее на пони и посадить сначала не могли, так сводила судорога.
Теперь эта девочка ездит на взрослых больших лошадях, папа готовит ее к параолимпийским играм. Он по происхождению немец, а в Европе значительно раньше, чем в Украине, поняли, что такое кони-пони.
Выпуск газеты №:
№86, (2007)Section
Общество