«Немыми не хотели быть»
Своей главной задачей «Просвита» считала издание дешевых книг, понимая, что печатное слово является наиболее эффективным орудием духовного влиянияОб уровне духовного развития общества свидетельствует, прежде всего, наличие в нем определенной сети культурно-образовательных центров, разных обществ, союзов и общин, которые направляют свою деятельность на подъем интеллектуального и культурного уровня, воспитание национального сознания его граждан.
На украинских землях подобные центры — братства — появились в XVI в. под влиянием распространения идей Ренеcсанса в Западной Европе и внутренних потребностей украинского общества. Со второй половины XIX в. возникают последователи братств — «Просвиты», ставшие центрами развития образования, культурного и национального воспитания.
«СИЯНИЕ КУЛЬТУРНОГО УВАЖЕНИЯ»
Основанное впервые во Львове в 1868 г., общество «Просвита» одним из основных направлений своей деятельности определило книгоиздательское дело. За первые 50 лет своего существования общество выпустило 348 разнообразных, преимущественно научно-популярных книжных изданий.
На подроссийской части Украины вопрос об организации «Просвит» стал возможным только в разгар Первой русской революции. Под ее влиянием 4 марта 1906 года были приняты «Высочайше утвержденные Временные правила об обществах и союзах». «Просвита» стала одним из немногих легальных культурно-образовательных обществ, в деятельности которого книга занимала одно из ведущих мест.
К тому времени в Киеве уже действовало издательство «Вік», основанное в 1895 году. К 100-летию издания «Энеиды» И. П. Котляревского оно выпустило трехтомную антологию украинской литературы и постепенно наращивало свое книгоиздание. В 1898 году в Петербурге было основано первое легальное издательское объединение — «Благотворительное общество для издания общеполезных и дешевых книг» — для выпуска украинских книг. Однако объем их книжной продукции составлял незначительную часть реальных потребностей. Поэтому появление «Просвит» с их книгоиздательскими намерениями было более чем своевременным.
Первым организовалось Екатеринославское литературно-артистическое украинское общество «Просвита», устав которого был утвержден 8 октября 1905 года. Его более чем 400 членов работали в четырех секциях (драматическая, вокально-музыкальная, литературная и библиотечная), к которым с 1912 года присоединилась издательская с несколькими периодическими изданиями («Добра порада», «Дніпрові хвилі» и др.) та издательским фондом им. М. Дмитриева.
«Устав Общества «Просвита» в Киеве, основанного в память Т. Шевченко», был утвержден 26 мая 1906 года. В том же году «Просвиты» были организованы в Каменце-Подольском, Одессе, Харькове, (во главе с Д. Багалием), Чернигове (во главе с М. Коцюбинским и И. Шрагом), в 1907 году — в Николаеве (под руководством Н. Аркаса), Житомире и других городах Украины.
Лидером региональных «Просвит» стала киевская «Просвита», где плеяда выдающихся деятелей украинского национально-освободительного и культурно-образовательного движения активно включилась в ее работу. Поэтому, открывая 25 июня 1906 года первое общее собрание киевской «Просвиты», ее основатель и глава Борис Гринченко, подчеркивая историческое значение Киева в становлении и развитии национальной духовной жизни, отмечал: «Наступает время, когда мы сможем вернуть нашему культурному центру то сияние культурного уважения, которое одно лишь дает нации право на место среди других наций. И сие возлагает на наше общество большую и дорогую нам, но и тяжкую повинность».
В просьбе к киевскому губернатору об утверждении устава Общества «Просвита», подписанной Н. В. Лысенко, Б. Д. Гринченко и др., определялась основная его цель — «содействовать развитию украинской культуры и, главным образом, просвещению украинского народа на его родном языке».
Согласно «Уставу», общество имело право издавать книги, газеты и журналы на украинском языке, открывать библиотеки, читальни, осуществлять торговлю книгами, основывать музеи, учебные, литературные, научные и просветительские учреждения, устраивать публичные лекции, литературно-музыкальные вечера, основывать стипендии при учебных заведениях и объявлять конкурсы на лучшее произведение литературы и науки.
ФАКТОР ВРЕМЕНИ
Уже с самого начала в «Просвите» наметились два течения: сторонников политизации деятельности общества и собственно «просветителей». Общее собрание, на котором был избран Совет общества, выявило, что большинство членов «Просвиты» склоняются к культурно-просветительскому характеру деятельности: «просветители» Н. Левицкий и Леся Украинка получили 46 из 47 голосов, Б. Гринченко — 45, а «политик» В. Винниченко едва собрал 23 голоса. Этим же большинством была принята резолюция, которая провозглашала, что «общество «Просвита» — общество просветительско-культурное и беспартийное, и таковыми должны быть и его издания».
Это вызвало существенные возражения со стороны более радикально настроенных членов «Просвиты». «Теперь развивается партийная жизнь, — утверждал В. Винниченко, — должны давать учебники не для детей, а для взрослых — политические книги характера партийного и агитационного». Другие члены общества (Н. Левицкий, Ф. Матушевский, М. Грушевский), наоборот, доказывали, что политизация может заставить членов, которые не принадлежат к партии, выразителем идей и органом которой станет «Просвита», покинуть ее.
Перевесили, как видим, представители умеренного пути борьбы за независимость. И это не было случайностью. Поскольку отображало едва ли не главнейший недостаток лидеров украинской нации при решении «украинского вопроса» — забвение или игнорирование фактора времени. Ведь слишком длительное пребывание нации в подневольном состоянии крайне опасно для нее, если не фатально, из-за неизбежного уничтожения (физического и морального) сознательной части порабощенной нации и ассимиляции ее основной массы, которую со временем заставят привыкнуть к своему состоянию и примириться со своим положением.
Следует напомнить, что «Просвиты» организовывались в довольно неспокойное время. Поэтому, например, в последнем пункте устава «Харьковского Украинского Общества «Просвита» памяти местного [!] украинского писателя Григория Квитки-Основьяненко» было записано: «Если общество будет упразднено, то все его добро по приговору последнего группового схода должно быть передано одному из просветительских обществ ради той же самой цели». На самом деле получилось еще хуже: уже сформированная «Просвита» не была разрешена местной администрацией.
Главнейшей своей задачей киевская «Просвита» (как и другие) считала издание дешевых книг, понимая, что печатное слово является наиболее эффективным орудием духовного влияния на самые широкие массы и формирование их национального сознания. Поэтому издательскую комиссию возглавил Б. Д. Гринченко, а ее членами стали известные деятели: Д. И. Дорошенко, В. М. Чеховский, Ф. С. Красицкий, Н. П. Левицкий, Л. П. Косач, П. А. и С. А. Ефремовы, М. И. Тобилевич, И. Ф. Рыльский, В. Щербакивский и др.
На общем собрании Б. Д. Гринченко выступил с обоснованием издательской программы «Просвиты», которая была им сформулирована для себя еще перед началом его издательской деятельности в Чернигове: «Острая теперь у нас потребность дать народу доступную ему и по цене, и по смыслу, и по форме литературу. Если мы не дадим народу литературы на своем языке, то народ будет читать книги, как и до сих пор, на языке чужом... Так вот и надо теперь как можно больше изготовить и издать дешевых книжек научно-популярных, утилитарного содержания и изящной словесности».
Книги «Просвиты», по его мнению, должны отражать все области науки и литературы, однако наибольшее внимание должно быть уделено украиноведению. Значительна также потребность в учебниках и детских книжках. Что касается обучения на родном языке, то «нельзя ожидать, пока дадут нам школу. Нам школу дадут только тогда, когда мы сами ее возьмем, то есть составим и напечатаем учебники и начнем их учить».
Издательская комиссия уже на первом своем организационном собрании постановила: не теряя времени, приступить к изданию сначала имеющихся книг, которые по своему смыслу подходят под программу издательства, а потом разработать собственный репертуар будущих изданий. Вскоре своеобразный заказ — «Темы для книг» «Просвиты» был опубликован в газете «Рада», а потом отпечатан тиражом в 1000 экземпляров.
«ГДЕ МЫ И СКОЛЬКО НАС?»
Первым изданием киевской «Просвиты» стала известная работа М. Драгоманова «Про українських козаків, татар та турків». (Знаменательно, что одесская «Просвита» начала в 1907 г. издательскую деятельность брошюрой известного литератора и библиографа Н. Ф. Комарова «Про запорожські вольності»). В ноябре 1906 г. Б. Гринченко уже докладывал об издании четырех книг, а в следующем году общество удвоило свое книгоиздание.
Популярными в народе изданиями всегда были календари. Поэтому в издательской комиссии было организовано специальное подразделение — Календарная комиссия, где были выработаны специальные требования к их изданию, реализованные в «Календаре «Просвиты» на 1907 г.». О его отчетливой национально-патриотической направленности, ориентированной на наиболее многочисленную прослойку украинской людности — крестьянство, красноречиво говорит его содержание. В частности, статьи Б. Гринченко: «Де ми і скільки нас?» (которая, кстати, оказалась крайне полезной при определении границ Украинской Народной Республики!), «Якої нам треба школи»; В. Доманицкого: «Про давній лад на Вкраїні», «Про Тараса Шевченка»; М. Павловского: «Відродження України»; М. Левицкого: «Як рятуватися при наглих випадках та каліцтвах»; В. Королева: «Перша поміч хворій скотині» и т.д. В 1908 году был издан подготовленный Б. Гринченко от имени издательской комиссии «Каталог книжок для народного читання (найбільше — сільського)», дважды переизданный с дополнениями в 1910 году.
Крайне важной сферой было издание школьных учебников. Этим вопросом занимались три комиссии — издательская, школьно-лекционная и библиотечная. Тогда же были приняты и основные требования: «Язык учебников должен быть таким, какой мы имеем в произведениях лучших писателей русской Украины и как можно больше понятный крестьянству, а терминология такая, какую мы имеем в популярных книгах, изданных на Украине...».
Изначально не сложились отношения «Просвиты» с официальной властью, которая вела откровенно антиукраинскую политику. Уже 17 августа 1906 года был прекращен выпуск газеты «Громадська думка», вокруг которой сплотились просвитяне. Вскоре началось следствие по деятельности «Просвиты», а в начале 1907 года — аресты среди ее активистов.
Кстати, Б. Гринченко и некоторых его единомышленников посадили именно в ту камеру, где раньше сидела его дочь Настя: отец сразу нашел на стене написанное ее рукой свою фамилию. Это обстоятельство несколько улучшило положение новых узников: один из охранников спросил Гринченко, не его ли дочь сидела в этой камере. После утвердительного ответа он предложил свои услуги и у арестованных появились... газеты, бумага и конверты.
После арестов активистов на «Просвиту», как из рога изобилия, посыпались всяческие запреты: не было разрешено ни открытие книжного склада, ни сельских библиотек. Даже библиотеке общества нельзя было предоставить статус публичной. «Ваше общество давно закрыть надо!» — твердил киевский вице-губернатор.
Постоянные запреты, обыски и аресты членов «Просвиты» усложняли просветительскую деятельность. Более того, члены общества — государственные служащие по требованию своего начальства, считавшего «Просвиту» крамольной организацией, были вынуждены покинуть общество. А запрет на открытие библиотек и организацию лекций по селам отрывал общество от крестьянства и делал «Просвиту» закрытым «интеллигентским» кружком.
Несмотря на это, киевская «Просвита» продолжала свою деятельность. Ее книгоиздание было достаточно успешным и превзошло показатели остальных обществ (1906 г. — 4 издания, 1907 — 10, 1908 — 14, 1909 — 5, 1910 — 3). Общий издательский ее задел за неполных четыре года составил 36 серийных изданий, тираж каждого из которых составлял 5000 экземпляров, 3 ежегодных календаря, 7 официальных материалов (устав, отчеты), 4 других книжных изданий. Здесь не учтена многочисленная листовая продукция «Просвиты» — обращения, воззвания, программы литературно-музыкальных вечеров и некоторые другие.
«ОБРЯТУВАТИ ПРОСВІТНЄ ДОБРО...»
Большая заслуга в успешной деятельности киевской «Просвиты» принадлежала Б. Д. Гринченко и его жене и верной помощнице Марии Николаевне (литературный псевдоним — Загирная), русской по происхождению и воспитанию, которая навеки связала свое будущее с украинской культурой и образованием. Возглавил Б. Гринченко «Просвиту» после многолетнего учительствования по селам Донбасса и Слобожанщины, семилетнего издания дешевых книжек для народа в Чернигове, редактирования четырехтомного «Словаря украинского языка», удостоенного серебряной медали Российской академии наук. Не говоря уже о постоянном литературном творчестве во многих жанрах. Так что его удивительно разносторонний опыт не раз выручал «Просвиту» в сложных ситуациях.
Следует отметить, что с годами количество активных деятелей «Просвиты» постоянно уменьшалось. Если, например, в Издательской комиссии сначала работало больше 40 человек, то в конце их осталось 10—12. К сожалению, 29 мая 1909 года на собрании комиссии было зачитано заявление от Б. Д. Гринченко о том, что по состоянию здоровья он «отказывается в дальнейшем от председательства». Непрерывная работа, без выходных и отпусков, действительно ухудшила его физическое состояние. Чахотка продолжалась, особенно после тяжелой потери — смерти от той же болезни талантливой писательницы и переводчицы, дочери Анастасии, которой она заболела во время двух арестов и пребывания в тюрьме.
Активная деятельность «Просвиты», рост ее авторитета среди общественности и все большее влияние на демократическое, национально-освободительное движение вызвали растущее недовольство царской власти, которой нужен был хотя бы формальный повод для ее закрытия. И его не пришлось долго ждать. Воспользовавшись разгулом шовинистической истерии, она в начале 1910 года организовала проверку деятельности «Просвиты» и уже в начале апреля имела «Докладную записку о направлениях деятельности киевского общества «Просвита»».
В ней, в частности, указывалось, что 13 книг общества представляют опасность для существующей власти: «Все брошюры, несмотря на разные названия, ставят социально-политические вопросы, причем довольно определенной программы: дискредитация монархической власти, пропаганда республиканских идей, защита антимилитаризма и патриотического индифферентизма, отрицание религиозного воспитания в народных школах и подъем узкой автономии для членов многоязычных государственных единиц... Таким образом, просветительное общество сеет в народных массах не зерна хлеба духовного, а плевелы, или, вернее сказать, искренне старается посеять ветер в надежде пожать со временем бурю».
В число этих 13 книг «Просвиты» вошли: уже упоминавшаяся работа М. Драгоманова, «Календари» на 1907 и 1908 гг., «Земельное дело в Новой Зеландии», «Как освободились Северные Американские Штаты», «Гетман Петр Сагайдачный» М. Загирной, «Рассказ об Ирландии» Д. Дорошенко, «Украинцы на Кубани» П. Капельгородского, «Тарас Шевченко, жизнь его и дела» С. Ефремова, «Труд и капитал» Б. Свидерского, «О Буковине и жизни буковинских украинцев» В. Доманицкого, «О Канаде: Какая это земля и как в ней живут люди» Кульжинского, «Братья Гракхи» Г. Квасницкого.
Как видим, даже умеренные и почти эзоповские рассказы о демократической жизни в отдельных странах мира и исторические рассказы о славном прошлом Украины и жизни украинцев вне рамок Российской империи представлялись власть имущим крайне опасными для существующего режима.
Находясь на лечении в Италии, Б. Д. Гринченко весной 1910 года узнал о закрытии «своей» «Просвиты», что стало для него тяжелым ударом. Однако, несмотря на недуг, он незадолго до смерти продолжал размышлять над тем, как «обрятувати Просвітнє добро, ... бо воно здасться новій «Просвіті»» (вспомним последний пункт Устава харьковской «Просвиты»).
С киевской «Просвитой», как и с другими, случилось неизбежное. Ведь, опомнившись от первых ударов декабрьского (1905 г.) московского восстания, царизм постепенно, но неуклонно начал отбирать остатки свободы прессы и общественных объединений, «дарованные» с перепугу народу. Поскольку, как отмечалось в специальном столыпинском циркуляре (20 января 1910 г.), «объединение на интересах национальных ведет к увеличению национального обособления».
По этому поводу газета «Рада» писала: «С начала (1910 г.) киевская «Просвита» с большой энергией проводила свою будничную, но заметную и полезную деятельность... Но уже тогда видно было, что над «Просвитой» нависла черная туча. Сначала полиция начала требовать, чтобы бумаги «Просвиты» имели титул, напечатанный на русском языке... В конце концов, 8 апреля вышло официальное постановление — закрыть «Просвиту»».
ПРОБУЖДЕННАЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
Под постоянным прессингом монархо-шовинистической власти все «Просвиты» «инородцев» (за исключением Екатеринославской —см. «День» №47—48 от 18 марта 2011 года) под разными поводами к началу 1914 года были закрыты. Учитывая тогдашнюю атмосферу сплошного обрусения, их издательский багаж следует оценивать как по количеству изданий, так и по духовному влиянию на формирование национального самосознания украинцев. Ведь книги «Просвиты», прежде всего исторической тематики, пробуждали дремлющую генетическую память о других временах украинского государства и веру в его лучшее будущее.
И дело было не только в содержании изданных книг, но и в языке их издания. Ведь, как справедливо отмечали украинофобы еще во время подготовки пресловутого Эмского указа 1876 года, «ничто не объединяет людей в политическом отношении так сильно, как единство языка и литературы, и наоборот, ничто не разъединяет их так, как отличие языка и письменности».
Поэтому неудивительно, что и после насильственной советизации Украины великодержавные шовинисты продолжали «воевать» с книгами «Просвит», уничтожая повсеместно их раритетные экземпляры. Сегодня ни в одной из ведущих библиотек Украины не найдутся, наверное, все 36 серийных изданий киевской «Просвиты» в более или менее приличном состоянии. Например, в Харьковской государственной научной библиотеке им. В. Г. Короленко зарегистрировано 23 наименования. И 14 из них — без обложек!
Наиболее «крамольные» произведения помещали в конволюты под прикрытие нейтральных по смыслу или авторитетных авторов изданий. Например, под рассказом И. Франко «Ліси та пасовиська» «скрывались» четыре книжечки, в том числе «Спартак» Э. Боголюбова и «Братья Гракхи» Г. Квасницкого, а под практическими советами Б. Иваницкого «Як збутися ярів та пісків» находились «Земельное дело в Новой Зеландии» М. Загирной и еще три издания.
Книги «Просвиты» — свидетельство гражданского мужества украинских патриотов, которые, по словам Б. Гринченко, «немыми не хотели быть». Каждый из них без зазрения совести мог бы повторить слова своего организатора и вдохновителя, воистину Великого просветителя Украины:
«Скільки поту свого я пролив,
Скільки сили я там положив!
Та дарма! Бо поорана нива
Нам давала багатії жнива...»
Издания обществ «Просвита» и сегодня, через столетие, не утратили своего познавательного и культурологического значения и являются своеобразным памятником-напоминанием о том, каким нелегким путем шел (и продолжает идти!) украинский народ к своей государственной независимости.
Выпуск газеты №:
№109, (2011)Section
Общество