Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Неоцененные сокровища

В фокусе «Дня» — архив-музей литературы и искусств Украины
10 марта, 19:34

На днях в редакцию поступило письмо от директора Центрального государственного архива-музея литературы и искусств Украины Юрия Кулинича с просьбой, которая, по правде, часто встречается в редакционной почте, — подарить книги «Украина Incognita», «Две Руси» и «Війни і мир». Далее речь шла о том, что приобрести этот триптих серии «Библиотека газеты «День» учреждение не может, «поскольку находится в сложном материальном положении». Мы всегда пытаемся реагировать на письма читателей. Редакция часто на свои средства даже подписывается на наше издание. А в этом случае не могли ограничиться подарком. Ведь это письмо — очень красноречивый штрих к общей картине состояния дел в архивной сфере. Сфере, которую можно назвать стратегически важной. Несколько недель назад в «Дне» была напечатана статья Натальи Дзюбенко-Мэйс «Пережить и рассказать» (См. № 24 за 11.02). В ней автор приводила слова Президента Виктора Ющенко, которые он сказал на встрече с писателями, кинематографистами, учеными в столичном Доме кино: «... Западные гуманитарии первое, что просили меня — открыть украинские архивы. Не туристические путешествия, не научные разработки, а в первую очередь и прежде всего архивы». Об этом также говорила в своем интервью и министр культуры и искусств Оксана Билозир (См. № 29 за 18.02). Поэтому мы решили посетить архивистов и музейных работников.

ОХРАНА НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА

Здание архива-музея — архитектурный памятник XVIII века — находится на территории Национального заповедника София Киевская в столице. После короткого знакомства директор Юрий Кулинич предложил осмотреть помещение. Когда-то здесь была бурса для мальчиков, которая действовала при Софийском монастыре. Кстати, в ней учился композитор Кирилл Стеценко. В 1918 году, в период национально- освободительной борьбы, в здании находилось Главное архивное управление. А с 1966 года основан архив-музей. Впоследствии открыт филиал в селе Плюты Обуховского района Киевской области. До этого там была усадьба советского драматурга Александра Корнейчука. С близлежащими селами и райцентром Обухов связаны также имена писателя Григория Косынки, поэта Андрея Малышко... Поэтому и решили объединить наследие нескольких художников в усадьбу «Литературно- художественные Плюты».

Сейчас в части архива-музея продолжаются ремонтные работы, начатые еще в прошлом году. Отдельные комнаты обновлены ранее. Время от времени в них проводятся вечера и экспонируются работы современных художников. «В принципе, дирекция должна брать деньги за предоставление помещения, — говорит Юрий Яковлевич, — однако считаю, что на украинских художниках грех зарабатывать. Они же в таком положении, что и мы. Кто может — платит, кто не может — не платит».

В дальнейшем разговоре выяснилось, что ремонт делают за средства, поступившие по государственной «Программе развития музейного дела на период до 2005 года». Ее реализовывало Министерство культуры и искусств. Хотя архив-музей никогда к нему не принадлежал, а входит в состав учреждений Государственного комитета архивов Украины, который непосредственно подчиняется Кабинету Министров. С приходом новой власти решается вопрос, какому министерству будет принадлежать Госкомархив. Юрий Кулинич констатирует, что в позапрошлом году правительство не дофинансировало 100 тысяч гривен на ремонтно-реставрационные работы, а в прошлом — более 175 тысяч... В нынешнем бюджете заложена нужная сумма, чтобы привести все в порядок. Однако она, очевидно, поступит через месяца два-три... Причина проста: архивы, как и библиотечные и музейные учреждения финансируются по остаточному принципу.

Среди других неотложных проблем Юрий Яковлевич называет — обеспечение охраны фондов, а их более 1365. «В смете, финансированной государством, нигде не отмечено, что выделяются деньги на обновление сигнализации, охрану и тому подобное, — отмечает он. — То, что было получено по общей государственной программе, пошло на переоборудование очень устарелой пожарной системы. Помещение охраняется профессиональными охранниками. Но у нас они не получают ни копейки. Приставлены смотреть за другими объектами города, следят и за нашим. А кроме этого, офис их фирмы находится в здании архива-музея. Это, собственно, все объясняет». А вот из филиала недавно украли картины украинских художников начала XX века. Причина банальная — из-за отсутствия бюджетных средств не работает сигнализация... Сразу после кражи Государственный комитет архивов Украины обратился в Кабинет Министров с просьбой выделить средства на охрану для этих двух зданий. Правительство дало такое поручение. Теперь ждут его воплощения. Похоже, до сих пор срабатывает пословица — «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»...

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И ДОСТУП К АРХИВУ

После такого ознакомления директор пригласил в литературно-художественную гостиную, где прямо на стенах автографы известных посетителей. Есть среди них и президентский. В 2003 году здесь проходила выставка плакатов молодых художников, посвященная 70-й годовщине трагедии Голодомора. Ее организовал фонд Виктора Ющенко. В благодарность за предоставление помещения всю экспозицию подарили архиву-музею.

Неспеша листая страницы книги «Украина Incognita», Юрий Яковлевич сосредоточился на пожеланиях главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной: «Без вашего труда нет полноценной истории». «Меткое выражение, — прокомментировал он. — Благодарю за такое уважительное отношение к нашей профессии. «Украину Incognita», «Две Руси», «Війни і мир» передам в фонды. Там они, как ценное свидетельство времени, будут храниться вместе с фолиантами». Фолианты обещает показать позднее. А пока рассказывает о новых поступлениях. В течение последних лет были приняты рукописи и документы от деятелей литературы и искусства: Олеся Гончара, Константина Степанкова, Николая Жулинского, Анатолия Соловьяненко, Григория Веревки, писательницы и художницы Веры Вовк из Бразилии, писателя Виталия Коротича из России, художницы Эммы Авдиевской из Германии... Фонды также активно комплектуются экспонатами, конфискованными Бориспольской и Киевской таможнями при перевозке через границу. Архив-музей уже лет десять-пятнадцать не получал средств из госбюджета на приобретение новых поступлений. Все делают через личные контакты, через книжно-документальные выставки, которые привлекают потенциальных фондоучредителей. А кроме этого, многое значит авторитет их учреждения.

«Кто имеет доступ к материалам?» — интересуемся. Выясняется, предостережений нет. Следует только написать заявление на имя директора. Еще до недавнего времени эта процедура была усложнена — требовалось письмо с указанной целью от организации, которая направляла сюда посетителя. Четыре года назад Верховная Рада внесла дополнения в закон, согласно которым доступ стал открытым для всех. В советские времена, когда архивы находились в системе КГБ, доступ к ним был очень ограниченным.

Для того, чтобы мы имели возможность убедиться, руководитель просит своего заместителя Михаила Ходоровского провести нас в читальный зал, где сейчас работает американский исследователь. Выясняется, что получить информацию об архиве-музее можно и через интернет-адрес. А кроме этого, вместе сотрудничают с Гарвардским университетом и Фондом кафедр украиноведения США.

Джошуа Ферст — молодой историк. Как аспирант пишет диссертацию на тему «Украинская кинематография». Отмечает, что прежде всего его интересует проблема национальной идентичности в Советском Союзе. Убежден, что именно через кинематографию можно многое узнать по данной проблематике.

ПИСЬМА ШЕВЧЕНКО, РУКОПИСИ ТЫЧИНЫ, КИНОПЛЕНКИ ДОВЖЕНКО

После этого заместитель повел показывать ценности для ознакомления с которыми прилетают из-за океана.

Среди постоянно действующих экспозиций — выставка личных вещей украинских художников. «Вообще, такое создание кабинетов деятелей украинской культуры ХХ века инициировали их родственники, принося личные вещи писателей, режиссеров, художников к нам, — говорит Михаил Дмитриевич. — Сказать бы, после сокрушительной критики киносценария «Украина в огне» Александру Довженко запретили жить в Украине. Он переехал в Москву. Но каждое лето приезжал сюда к сестре (там имел отведенную комнату), которая проживала на улице Владимирский в Киеве. Собственно, мебель, старые часы, большую библиотеку именно из той комнаты передали племянники кинорежиссера. Как выяснилось, архивы Довженко хранятся в Соснице на Черниговщине, где он родился, на столичной киностудии, названной его именем, и, собственно, в этом архиве-музее. Материалы его последних лет жизни большей частью попали в Русский государственный архив литературы и искусств.

В кабинете поэта Андрея Малышко и композитора Платона Майбороды также много раритетов: изящный фарфор, картины, вышивки, которым уже несколько десятков лет. Особой ценностью считается пианино, на котором создавались, а потом — впервые исполнялись песни «Рідна мати моя», «Білі каштани», «Ми підем, де трави похилі»...

Вскоре будет создан и Музыкальный центр имени Левка Ревуцкого, где будут проходить концерты украинской музыки. Для этого уже специально отведен только что отремонтированный зал. Недавно дирекция от сына композитора получила в подарок его рояль, миниатюрный шкаф для нотных записей. Новые поступления вместе со старыми, которые были в фондах архива- музея, будут оформлены в постоянно действующую выставку. А пока они находятся в хранилищах.

По словам Михаила Ходоровского, в хранилище находятся архивные материалы с середины ХVIII века и вплоть до наших дней. Среди сотен он находит нужную бумажную папку и показывает рукописи стихотворений Тараса Шевченко: «Бандуристе! Орле сизий...», «Сон», «Николаю Ивановичу Костомарову»; письма к актеру Михаилу Щепкину, иллюстрации первого, 1840 года, издания «Кобзаря»; копия свидетельства Екатерининской церкви при Академии художеств о смерти Тараса Григорьевича...

В архиве-музее также содержатся собрания: драматурга, актера и режиссера Марка Кропивницкого, архитекторов — авторов и соавторов строительства университета и Владимирского собора в Киеве Викентия и Александра Беретти, художников Ивана Ижакевича и Фотия Красицкого, певца Бориса Гмыри, скульптора и кинорежиссера Ивана Кавалеридзе, ученого востоковеда и слависта Агатангела Крымского, композиторов Кирилла Стеценко и Бориса Лятошинского... Представлены фонды писателей «расстрелянного возрождения»: Евгения Плужника, Николая Зерова, Григория Косынки; шестдисятников: Николая Винграновского, Бориса Антоненко-Давидовича, Ивана Драча, Ивана Свитлычного...

В книгохранилище сразу нам показали огромную книгу размерами около восьмидесяти сантиметров длиной и полметра шириной и, по словам специалистов, весом около 60 килограммов. Оказалось, это только первый том. Второй — аналогичных размеров. В двух — фотографии чертежей стен, колонн, куполов, колоколен Владимирского собора в Киеве. По рассказам, она подарена архитектору Павлу Алешину, автору проектов Педагогического музея, ныне Дома учителя, теперешнего Министерства иностранных дел... Уникальным является «Кобзарь», изданный при жизни Тараса Шевченко в 1860 году в типографии Пантелеймона Кулиша, чья «Чорна рада», датированная 1857 годом, здесь также хранится. На наш вопрос: «В какую цену этот «Кобзарь» оценивают ныне?», работники ответили, что в Украине только начинается денежная оценка раритетных документов и печатных изданий.

«Чем еще удивить?» — спрашивает заместитель. И показывает первый сборник Павла Тычины «Сонячні кларнети», изданный в 1918 году. Говорит, что у них хранится фактически весь Тычина, а это 17 243 единицы хранения!

Работники книгохранилища все демонстрировали раритеты и уникумы. По всему видно, они — энтузиасты своего дела. Потому что на зарплату музейного работника, которая составляет в среднем 400 гривен, а у архивиста- начинающего и того меньше, не каждый пойдет работать. Однако отмечают, что не во все частные галереи, пусть и хорошо финансируемые, перешли бы — часто в них процветает китч. Считают, что надо просто понятию «украинская культура» придать новое значение, что и, собственно, они и делают. И надеются, что новая власть им в этом поможет. Кстати, недавно на коллегии Госкомархивов Украины было подытожено, что на стабилизацию всей архивной системы: оборудование, ремонтно- реставрационные работы, охрану и тому подобное в целом требуется 50 миллионов гривен. Такая сумма архивистами называлась уже несколько лет подряд, но ежегодно выделялось наполовину меньше...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать