Перейти к основному содержанию

Непрактическое вождение

У автошкол и ГАИ — разные взгляды на борьбу с ДТП
25 февраля, 00:00

Отношения украинских водителей и блюстителей дорожного правопорядка сложно назвать безоблачными в принципе. Правда, инициативу ГАИ усилить размеры штрафов за отдельные правонарушения многие, сидящие за баранкой не первый год, поддержали: послабления в этой сфере (о них «День писал неоднократно) привели к тому, что многим «свежеиспеченным» водителям (готовят автошколы за год около 500 тысяч человек) закон стал уж совсем не писан, соглашаются с ГАИ «бывалые». Однако против предновогоднего распоряжения — отбирать за нарушения права прямо на месте — ополчились все. Тогда проявила свою солидарность с водителями и Генпрокуратура. Очередной сюрприз, теперь уже для руководителей и учащихся автошкол, подготовили в ГАИ еще в сентябре прошлого года. На сегодняшний день неприятная для обеих сторон ситуация обострилась.

Как известно, человек, заканчивающий автошколу, сдает в этой организации так называемый внутренний экзамен: выдаваемое свидетельство с оценками является основанием для «похода» в МРЭО (Межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение ГАИ) — на сдачу экзамена, дающего возможность получить водительские права. Свидетельство это — документ, так сказать, проходной: являясь основанием для подтверждения квалификации, право на управление транспортным средством, тем не менее, оно не дает. Изготавливаются свидетельства централизованно: согласно постановлению Кабмина 1993 года, — всеми министерствами и ведомствами, которые имеют учебные заведения по подготовке водителей. Это правило, правда, не касается частных автошкол: регистрация в соответствующих органах дает возможность печатать их для себя. О нюансах (все-таки документ строгой отчетности) будет сказано напоследок.

Несколько месяцев назад Министерство внутренних дел предложило Кабмину дополнить Положение о департаменте Госавтоинспекции МВД новым подпунктом. Который определил ГАИ в качестве главного изготовителя и распределителя вышеупомянутых свидетельств. Такое решение, говорит замначальника по науке научно-исследовательского центра по безопасности дорожного движения (НИЦ БД — именно его уполномочили заняться выдачей бланков) МВД Украины Зиновий Дерех, обосновано тем, что качество подготовки водителей во многих (в основном — частных) автошколах сегодня оставляет желать лучшего. Не редкость — объявления типа «научим управлять машиной за две недели» (тогда как обычная подготовка занимает около 3-х месяцев) или «обучение — заочное». При нынешнем положении дел школы-однодневки сложно проконтролировать из-за того, что, как говорилось, печатаются свидетельства самим учебным заведением. А «кривая» ДТП не в последнюю очередь ползет вверх именно «благодаря» недоучкам. Об этом, как говорят в главном управлении ГАИ, свидетельствует хотя бы тот факт, что на совести водителей — 70% дорожно-транспортных происшествий, до 50% ДТП совершают водители со стажем управления до 5 лет .

Все бы хорошо, однако новые бланки вовремя напечатать не вышло, а отметки за сдачу внутреннего экзамена на свидетельствах старого образца — с 1 января уже нелегитимны. Непонятно теперь и то, кто является главным, контролирующим такие школы, органом: по одному из постановлений правительства — Министерство образования и науки. Что касается последнего, то в ГАИ справедливо считают: не могут 6 человек (именно столько работает в управлении, ответственном за выдачу автошколам лицензий) адекватно оценивать количество таких структур и работать на всю Украину. В МОН, судя по всему, соглашаются. Однако деликатно просят МВД в 2003-м, «учитывая критическое состояние на дорогах», предоставить «список кандидатур соответствующих специалистов в состав рабочей группы» Министерства.

Однако о бланках: себестоимость тех, что печатались автошколой, обходилась организации в 4 —10 копеек, а бланк ГАИ теперь будет стоить 53. Ходят среди руководителей автошкол слухи и о том, что некая полиграфическая фирма будет печатать для ГАИ этот «промежуточный» документ (силы «бумаги» государственного образца не имеющего) с голограммой, но уже по 60 гривен. Правда, последнее в ГАИ опровергают. Однако многие школы уже намекают на «необоснованное изъятие оборотных средств» и, соответственно, повышение стоимости обучения. Но все же главная проблема — ажиотаж, который создался в НИЦ: многие региональщики с новыми правилами, пусть со «скрипом», но смирились, однако понять, что это за реформа без хорошо подготовленной для нее почвы, так и не смогли. Многие приезжают за бланками в Киев уже не в первый раз. Недовольны и многочисленные новоиспеченные водители (согласно правилам, каждая школа набирает курс в количестве приблизительно 30 человек), не первый месяц ожидающие, когда бланков наконец хватит на всех и можно будет смело «топать» в МРЭО.

Проверки определили, что порядок изготовления и выдачи свидетельств, как бланков суровой отчетности, неоднократно нарушался и министерствами, и учебными заведениями, свидетельствуют в ГАИ. Общегосударственный реестр и новое правило — сохранять книги учета выдачи бланков свидетельств «автозаведениям» 60 лет после того, как в книге поставлена последняя точка — первый, по мнению ГАИ, шаг к наведению порядка в этой сфере. Ведь, к примеру, с отменой института прописки перестал действовать закон: и учиться, и сдавать экзамен в МРЭО нужно там, где ты зарегистрирован. Так что в какой бы области нынче ни оказался на экзамене в ГАИ кандидат в водители, или где бы ни случилось (не дай, Бог, конечно) ДТП, строгая отчетность позволит идетенфицировать его, а также проанализировать благонадежность его «университетов», говорит З. Дерех. Следующий — правда, пока еще в необозримом будущем — шаг: взяться за аккредитацию преподавателей и мастеров автошкол. Последних, к примеру, никто на сегодня не готовит, не проводится и переаттестация, утверждает З. Дерех. А ведь не каждый хороший водитель сумеет стать преподавателем — это раз, и не каждый мастер способен обучить особенностям современного транспортного потока — два. С этим утверждением не вполне согласны во Всеукраинском союзе автомобилистов. По крайней мере, сотрудники автошкол, подчиненных Союзу (они есть во всех регионах Украины), обязательно проходят через факультет повышения квалификации при Украинском транспортном университете.

На прошлой неделе в НИЦ утверждали, что бланковый дефицит устранен. Однако возможность создания милицейской базы и, тем более, перспектива контроля автошкол на основе свидетельств руководителей школ немало удивляет. Ведь в любом случае ни одна группа, подготовленная автошколой (любой формы принадлежности), не принимается в МРЭО, пока оная не зарегистрируется, а сама школа — не будет проверена на наличие учебной базы и качество подготовки. Тем более, что окончательное подтверждение квалификации происходит все-таки в структурах ГАИ. Во всяком случае, так утверждают в самих учебных заведениях, в частности в школах, подчиненных Всеукраинскому союзу автомобилистов. Тогда остается загадкой, что мешало стражникам дорожного правопорядка составить реестр ранее и «вычленить» неблагонадежных.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать