Перейти к основному содержанию

Нет системных изменений

Как Украина защищает права пострадавших от российско-украинской войны-2
12 января, 18:53

Правозащитники отмечают, что Украина почти не выполняет рекомендаций стран — участниц ООН по защите пострадавших в российско-украинской войны, которые еще в 2017 получила в рамках Универсального периодического осмотра (УПО). В первой части мы рассказали, в частности, насколько успешно власть продвинулась по выполнению Нацстратегии по правам человека, поддерживает узников Кремля и других пострадавших от войны (см. «День» №№243—244 от 23 декабря 2020 https://day.kyiv.ua/uk/article/den-planety/vykonaly-lyshe-28-iz-planu-diy).

Во второй части статьи мы продолжим раскрывать позицию экспертов, как государство продвинулась с выполнением рекомендаций.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ УСЛУГИ И СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Рекомендации по упрощению доступа к административным услугам и свободе передвижения через линию разграничения и админграницу между Херсоном и Крымом Украине дали Великобритания и Северная Ирландия.

Эксперты отмечают прогресс в доступе жителей ВОТ к административным услугам. В течение прошлого и этого года власти отремонтировала два из трех КПВВ («Чонгар» и «Каланчак»), где оборудовала центры предоставления админуслуг (ЦПАУ). Там крымчане, в частности, могут оформить внутренний и заграничный паспорта. Впрочем, на КПВВ не оказывают банковских услуг, медицинской помощи, ограничено предоставляется почтовый сервис.

Также из-за коронавирусной пандемии и запрета для крымчан пересекать админграницу более одного раза, который выдала Россия, ЦПАУ не смогли показать высокую эффективность.

Кроме того, как отмечают эксперты, власть не смогла ввести упрощенную админпроцедуру регистрации фактов рождения и смерти для жителей ВОТ.

«Каким бы хорошим ни выглядел ЦПАУ, жители ВОТ до сих пор не могут там получить эту услугу», — комментирует менеджер по адвокации Центра прав человека ZMINA Алена Лунева.

В феврале 2018 года парламент уже принял закон, положения которого предусматривают внесудебную процедуру подтверждения фактов рождения и смерти в ОРДЛО. Однако Министерство юстиции, ответственное за государственную регистрацию рождений и смертей в Украине, отказывается разрабатывать нормативные акты по реализации этих положений.

В своем проекте промежуточного отчета Минюст как прогресс отмечает, что в парламенте зарегистрированы законопроекты №3713 и № 3714, которые призваны упростить эту процедуру. Впрочем, представители Министерства юстиции ранее неоднократно публично выступали против этого шага. В ведомстве называют введение админпроцедуры регистрации фактов рождения и смерти «политическим решением» и говорят, что решаться на нее должен президент.

«Я несколько раз участвовал в совещаниях, где постоянно встает вопрос, что нам нужно тогда будет признавать документы органов на оккупированных территориях. Это уже уровень не Министерства юстиции, а президента», — говорит государственный эксперт Экспертной группы по правам человека при Министерстве юстиции Дмитрий Кузин.

Однако суды, через которые сейчас вынуждены проходить жители оккупированных территорий, все равно фактически принимают решения на основании информации из выданных на ВОТ документов, которая может подтвердить факт рождения или смерти.

Сейчас судебное разбирательство продолжается в среднем около двух недель и требует от заявителей значительных ресурсов, в том числе уплаты судебного сбора, оплаты работы адвоката до 12 тыс. гривен и транспортных расходов.

По оценочным данным правозащитников, 105 тыс. детей в Крыму и 55 тыс. детей в ОРДЛО, родившихся после 2014 года, не получили свидетельств украинского образца.

Без них дети становятся невидимыми для государства, а многие публичные услуги в Украине для них недоступны, включая доступ к образованию, медицинской и социальной помощи. Более того, такие дети рискуют стать лицами без гражданства.

В промежуточном отчете государство отчитывается, что правительственными постановлениями упростило порядок въезда на ВОТ, выезда с нее и перемещение товаров с этой территории. Однако правозащитники не согласны, указывая, что власти до сих пор не отменила Закон «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на ВОТ». Из-за него пограничники на админграницах с Крымом ограничивают объем и перечень личных вещей, которые украинцы могут провозить через КПВВ Херсонщины.

Среди прочего в 2020 году увеличилось количество случаев, когда сотрудники Госпогранслужбы отказывают во въезде на ВОТ людям, у которых есть алиментная задолженность или непогашенные кредиты. Общественные организации отмечают: это нарушает право на свободу передвижения — и призывают прекратить негативную практику.

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ИСЧЕЗНОВЕНИЙ

В 2018 году парламент принял Закон «О правовом статусе лиц, пропавших без вести», который вступил в силу 2 августа того же года. Одно из ключевых его нововведений — криминализация насильственных исчезновений и введение наказания: лишение свободы от трех до пяти лет.

Однако украинские правоохранители не применяют новых положений для квалификации фактов исчезновения людей на ВОТ с начала оккупации. Они открывают уголовные производства по ст. 438 («Нарушение законов и обычаев войны») или по ст. 146 ( «Незаконное лишение свободы или похищение человека») УК Украины.

Хотя парламент и принял закон, призванный запустить в стране систему по розыску пропавших без вести, он до сих пор не заработал, объясняет координатор юридического направления общественной организации «Крым SOS» Ольга Куришко. Комиссия по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, впервые полноценно собралась лишь летом 2020 года. Кроме того, до сих пор нет реестра пострадавших от насильственных исчезновений.

Правозащитники отмечают еще одну проблему этого закона: он распространяется на оккупированные территории на Востоке Украины и не касается пропавших в Крыму. А там, по данным «Крым SOS», в течение шести с половиной лет российской агрессии пропали 44 человека. Девятнадцать из них впоследствии освободили. Трех осудили в результате политически мотивированного преследования, одного экстрадировали за рубеж, шестерых нашли мертвыми. Судьба 15 граждан остается неизвестной.

Сейчас, по данным прокурора Автономной Республики Крым Кирилла КОПЕЙКИ, украинские правоохранители расследуют 13 уголовных производств об исчезновении 18 человек.

«В такой трактовке закона комиссия не будет рассматривать случаев насильственных исчезновений в Крыму, члены семей пропавших без вести без будут иметь гарантий и льгот, которые определяет Закон» О правовом статусе лиц, пропавших без вести»», — объясняет Ольга Куришко.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ВОТ И ПЕНСИИ

Швейцария рекомендовала Украине предоставлять льготы всем гражданам, имеющим на них право, в частности обеспечить пенсиями и социальными выплатами, независимо от статуса ВПЛ или местожительства в стране по собственному выбору.

Юрист общественного холдинга «Группа влияния» Мария Красненко отмечает, что для жителей ВОТ все еще ограничены возможности получать пенсии:

«Они вынуждены регистрироваться как внутренне перемещенные лица и регулярно проходить процедуры идентификации и верификации в Пенсионном фонде и «Ощадбанке». Зарегистрированный уже больше года назад законопроект 2083-д, предусматривающий механизм выплат пенсии жителям ВОТ, пока заблокирован. Органы государственной власти регулярно не принимаю этот проект закона», — объясняет експерт.

Она добавляет, что в условиях коронавирусной пандемии этот вопрос становится еще более актуальным, а его несоответствующее решение создает условия для гуманитарного кризиса на Востоке Украины.

Среди прочего Пенсионный фонд может прекратить такие выплаты на основании данных, полученных от государственных органов, которые дают «аргументированные основания полагать, что лицо вернулось на оставленное место постоянного проживания».

В 2018 году в образцовом деле Верховный Суд признал незаконным прекращение выплаты пенсии переселенцам. После этого решения суда первой инстанции удовлетворили тысячи аналогичных исков, но Пенсионный фонд на практике так и не выплатил задолженности.

Фонд выплачивает пенсии за месяц, в котором поступило заявление гражданина, и продолжает платить последующие месяцы. Пенсионеры не получают выплату задолженности, поскольку правительство не разработало для этого отдельный порядок.

По данным фонда, только в 2019 году ведомство начислило 543, 1 млн грн на выполнение таких судебных решений. В этом году оно выплатило всего 43 млн грн. Общий долг Пенсионного фонда по подобным решениям — 599,8 грн, в том числе с неоплаченными средствами по делам за 2018 год. По состоянию на конец 2019 года минимум 59 таких пенсионеров умерли, так и не дождавшись исполнения судебных решений.

Правозащитники отмечают, что невыполнение органами Пенсионного фонда судебных решений в полном объеме противоречит украинскому законодательству. Они также призывают власти отменить дискриминационные ограничения по обязательной идентификации, невозможности получения пенсий нигде, кроме «Ощадбанка», и о прекращении выплаты пенсии вследствие возвращения на ВОТ.

Кроме, правозащитники указывают на другую проблему: среди пенсионеров из-за преклонного возраста или инвалидности есть маломобильные люди, которые физически не могут пересечь линию столкновениями стать на учет ВПЛ.

Эти люди остались без поддержки государства, не имея никакой физической и юридической возможности реализовать свое конституционное право на пенсию. Такая система пенсионного обеспечения для жителей ВОТ еще и приводит к существенному искажению статистики количества ВПЛ.

«Также нет системных изменений в социальной, жилищной и других сферах, которые важны для переселенцев. Документы, определяющие стратегические планы по интеграции, и долгосрочные решения в этих направлениях истекают в этом году и до сих пор не утверждены», — резюмирует Красненко.

Эксперты указывают, что жители ВОТ, достигшие пенсионного возраста, не могут оформить пенсию по возрасту из-за отсутствия возможности платить страховые взносы в оккупации. Следовательно, им не хватает стажа и на них распространяются санкционные нормы по приобретению страхового стажа в двойном размере. Эксперты просят власть отказаться от подобного подхода.

РАЗВИТИЕ МИНРЕИНТЕГРАЦИИ

В 2016 году в Украине создали Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Через три года его реорганизовали посредством объединения с Министерством по делам ветеранов в Министерство по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Последний раз министерство трансформировалось в марте 2020 года на этот раз в Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Его глава получил должность вице-премьер-министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий, что было одним из требований общественных организаций.

Как комментирует соучредитель благотворительного фонда «Восток SOS» Александра Дворецкая, ведомство стало политически влиятельным, получило увеличение финансирования, как просила ранее общественность, и открыто к коммуникациям. Впрочем, стратегически увидеть результаты его работы сложно из-за того, что часто менялось руководство и его подходы.

Главным вызовом для Минреинтеграции остается реализация его ключевой координационной роли. Проблематика защиты прав пострадавших вследствие войны — выплата пенсий, образование жителей ВОТ, оборудование КПВВ, развитие коммуникации — находится на пересечении границ полномочий различных министерств.

Александра Дворецкая, среди прочего, указывает на слабую представленность министерства в регионах: пока структурные подразделения находятся только в Донецкой, Луганской и Херсонской областях.

«За девять месяцев существования министерства не заполнился до конца его штат. В среднем в регионах присутствуют два-три сотрудника министерства, что критически мало для получения адекватной информации из регионов, приближенных к ВОТ. Его глазами и руками фактически сегодня выступают общественные и международные организации», — заключает Дворецкая.

Cвой альтернативный отчет Коалиция организаций, занимающихся вопросами защиты прав пострадавших от вооруженного конфликта, а именно Крымская правозащитная группа, «Право на защиту», Центр прав человека ZMINA, БФ Stabilization Support Services in Ukraine, «Восток SOS», «Крым SOS», общественный холдинг «Группа влияния» и «Донбасс SOS», летом направили в Совет ООН по правам человека.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать