Невидимые избиратели
Игнорируя потребности людей с инвалидностью, кандидаты в депутаты теряют тысячи голосов. Но с началом каждой избирательной кампании эти люди снова и снова оказываются вне избирательного процесса. Как им проголосовать в этот раз?
Смогут ли люди с инвалидностью проголосовать на ближайших выборах 25 октября? И не просто проголосовать, а осознано сделать свой выбор — ознакомиться с предвыборной программой кандидатов, бывать на встречах с избирателями, наблюдать за дебатами? И понимают ли кандидаты в депутаты, что лишают себя значительного количества голосов, игнорируя потребности этой группы людей?
Недавно 12 человек, имеющие разную инвалидность, совместно с общественными организациями «Театр для диалога» и «Генерация успешного действия» решили «протестировать», насколько государство готово к местным выборам. А для этого предложили представление-диалог «Действительно ли важен мой голос?».
Идея заключалась в том, чтобы сначала обсудить проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, а потом их представить в коротких театрализованных сценках представителям органов государственной власти, Центральной избирательной комиссии (ЦИК), кандидатам в депутаты. Выводы неутешительные — кандидаты в мэры и местные депутаты не замечают своих избирателей и тем самым теряют голоса.
КОГДА ИЗБИРАТЕЛЕЙ НЕ ВИДЯТ
Леонида потеряла зрение, когда еще училась в школе. Сейчас девушка — студентка магистратуры Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, а также работает радиожурналисткой общественной организации «Группа». Планирует серьезно заниматься тифлопереводом — специализированным озвучением фильмов для зрителей с нарушениями зрения.
На выборы Леонида ходит с мамой, девушка говорит, что «проблем» на самом избирательном участке не было. «Для меня голос очень важен. Во время голосования меня сопровождает мама. Но если бы пришлось прийти самой, то, думаю, достучалась бы до представителей избирательной комиссии», — комментирует девушка.
Однако полноценно ознакомиться с предвыборными обещаниями Леониде почти никогда не приходилось. Нет печатных предвыборных материалов шрифтом Брайля или рельефным шрифтом, практически нет аудиоверсии агитационных материалов.
К слову, в Украине, по приблизительным подсчетам, насчитывается около 100 тысяч человек, имеющих нарушение зрения. Количество избирателей, которые плохо видят, существенно увеличивается, если посчитать людей преклонных лет.
КОГДА ИЗБИРАТЕЛЕЙ НЕ СЛЫШАТ
Людей, имеющих нарушение слуха, в Украине насчитывается приблизительно 46 тысяч, это только те, которые стоят на учете. Опять же количество голосов существенно увеличивается, если учитывать избирателей преклонных лет.
Однако для этой категории избирателей не предусмотрен перевод на жестовый язык во время агитационных выступлений, перевод теледебатов и т. п. Типичная ситуация, когда избиратель с нарушением слуха не может уточнить информацию у представителей избирательной комиссии, поскольку те не владеют жестовым языком.
«Было бы хорошо, если бы в школах внедрили курс жестового языка. Мне как социальному работнику стыдно, что я его не знаю и не могу помочь людям, обращающимся ко мне. Но пока приходится работать в существующих условиях», — отметила Алла Куцая, главный консультант отдела обеспечения деятельности Уполномоченного Президента Украины по вопросам людей с инвалидностью.
КОГДА ИЗБИРАТЕЛЕЙ НЕ ЗАМЕЧАЮТ
Вице-президент общественной организации студентов с инвалидностью «Гаудеамус» Юлия Миронюк всегда голосовала дома. Только из-за того, что добраться до избирательного участка из-за физических барьеров было крайне трудно, — Юлия передвигается на коляске. На этих выборах девушка решила, что с нее довольно. Тем самым... шокировала работников территориальной избирательной комиссии.
«Я не могу сидеть дома. В своей жизни придерживаюсь принципа — «не делайте для нас без нас». Люди с инвалидностью могут быть успешными. В этот раз я решила воспользоваться своим право голосовать на избирательном участке. Однако столкнулась с массой других препятствий — даже больше, чем просто физическая недоступность. Прежде всего я не знала, что мне делать и куда идти, я не знала свои права», — рассказывает Юлия.
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»
Так совпало, что во время выборов, 25 октября, девушка будет находиться в другом городе. Юлия позвонила в Государственный реестр избирателей и спросила, как ей об этом сообщить. Девушке порекомендовали обратиться в участковую избирательную комиссию, которая сформируется через две недели до выборов. На что Юля заметила, что ее в это время уже не будет в Киеве. Тогда девушку направили в Территориальную избирательную комиссию (ТВК), откуда опять хотели отправить обратно в Госреестр избирателей.
После игры в бумеранг Юлия договорилась приехать лично в районную ТВК и на месте решать вопрос. Дальше спектакль разыгрался по «классическому сценарию»: в здание райгосадминистрации девушка смогла попасть по пристроенному пандусу, но дальше — нельзя. Посреди холла была высокая стойка-рецепция Центра административных услуг, за которой «пряталась» сотрудница и два охранника.
«Я обратилась к мужчине в костюме, стоявшему у стойки, чтобы мне подсказали, как найти нужный кабинет. Мужчина передал мой вопрос сотруднице за стойкой-рецепцией. Женщина отправилась на поиск кабинета. Через какое-то время вернулась с листом бумаги и ручкой и сказала, чтобы я написала заявление, которое она передаст в ТВК. Заявление я написала, но попасть на личный прием так и не смогла», — рассказывает Юлия.
К слову, количество людей, передвигающихся на инвалидной коляске, составляет свыше 180 тысяч. Эти данные не учитывают военных и гражданских, получивших инвалидность после событий в Крыму и на востоке Украины (такая статистика отсутствует).
«Голосовать дома — это, в сущности, резервация людей с инвалидностью, гетто, вместо того, чтобы создавать надлежащие условия», — комментирует Ирина Федорович, сокоординатор проекта «Без границ» Центра «Социальное действие».
А ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МОЙ ГОЛОС ВАЖЕН?
По словам участников представления, избирательный процесс преимущественно происходит без учета особенностей людей с инвалидностью. Начиная с момента, когда избиратель не может самостоятельно попасть в Территориальную избирательную комиссию на прием, чтобы проверить себя в списках, завершая тем, что сотрудникам избирательной комиссии «проще» приехать домой.
«Трагедия» значительно шире, говорят эксперты. Обычно избирательные участки — это школы или государственные учреждения, которые уже давно должны быть адаптированы для людей с инвалидностью. И это касается не только пристроенного пандуса.
Пока этого не сделано, избирателям с инвалидностью предлагают использовать «умные приспособления», например, временный пандус, лупы для увеличения шрифта, услуги переводчика жестового языка и т.п.
«Следует учитывать, что «умное приспособление» не может возникнуть ниоткуда. О его «необходимости» надо позаботиться заранее. Также «умное приспособление» предусматривает независимость человека. Так, человека, пользующегося инвалидной коляской, не могут просто взять на руки и перенести через три ступеньки», — отмечает Сергей Пономарев, начальник отдела по вопросам недискриминации Секретариата Уполномоченного по правам человека.
Стереотипное восприятие избирателя с инвалидностью как беспомощного — еще один барьер для включения человека с инвалидностью в социум.
«Хочется проголосовать без лишнего к себе внимания. Но, как только появляется где-то человек с инвалидностью, часто это превращается в плохой театр и «нас» выставляют на показ. Это унижает мое достоинство», — отмечает Даша, имеющая нарушение зрения.
Участники представления-диалога предлагают постепенно создавать инклюзивное пространство и убирать те искусственные барьеры, которые существуют между кандидатами в депутаты и избирателями. Более того — быть активными в реализации своего права голоса.
«Сначала сами участники, люди с инвалидностью, не были готовы публично обсуждать существующие проблемы, а тем более — действовать. Мы столкнулись с тем, чтобы понять друг друга, нам надо было учиться общаться. Поэтому незрячие учили язык жестов, участники с нарушением слуха сопровождали незрячих. В то же время мы адаптировали условия наших занятий к потребностям людей с инвалидностью. Это был еще один вызов для нас как для организаторов. Но если мы это смогли, то и государство может с этим справиться», — комментирует Юлия Сачук, вице-президент «Генерации успешного действия», эксперт Коалиции по противодействию дискриминации.
КАК УЛУЧШИТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ:
• создать штат переводчиков жестового языка, разработать и утвердить стандарты относительно формата подачи предвыборной информации и предусмотреть бюджет на услуги переводчиков во время предвыборной агитации;
• обеспечить предварительно создание агитационных материалов (программы, кампании, объявления, дебаты, реклама, листовки, плакаты, бюллетени) в доступных форматах (шрифт Брайля, аудиокомментирование, увеличенный шрифт, субтитры и перевод на жестовый язык, проектор с текстом, упрощенный формат) и уполномочить ЦИК на утверждение соответствующих требований к агитационной продукции;
• сделать информацию на сайте ЦИК и участников избирательного процесса доступной для избирателей с инвалидностью по зрению;
• организовать учебу и привлечение волонтеров в избирательные комиссии и команды кандидатов для обеспечения доступности информации во время предвыборной агитации;
• предусмотреть обустройство доступности входа в помещение избирательного участка;
• создать возможность для людей с инвалидностью звонить и спрашивать о наличии и возможности обеспечения умного приспособления на избирательном участке предварительно, в частности, благодаря наличию и доступности контактной информации территориальных избирательных участков на сайте ЦИК с момента начала предвыборной кампании;
• создать рабочую группу при ЦИК по разработке материалов в формате инфографики и коротких видеороликов относительно прав и правил сопровождения и предоставления помощи избирателям с инвалидностью во время избирательного процесса;
• предусмотреть бюджет в ЦИК для назначения на участках сотрудников (членов), которые непосредственно отвечали бы за обеспечение надлежащих условий для людей с инвалидностью во время избирательного процесса;
• предусмотреть в бюджете средства для обеспечения надлежащего освещения избирательных участков и наличия вспомогательных устройств (луп, тактильных трафаретов и других средств) для голосования;
• унифицировать в законах о выборах и референдуме терминологию, касающуюся людей с инвалидностью, согласно с положениями Конвенции ООН «О правах людей с инвалидностью»;
• способствовать привлечению людей с инвалидностью к работе членами территориальных избирательных комиссий, наблюдателями и т. п.
Выпуск газеты №:
№187, (2015)Section
Общество