(Не)видимые люди улицы
В Виннице разрабатывают концепцию помощи бездомным, которую возьмут за основу деятельности будущего приюта
Ее часто можно увидеть в нетрезвом состоянии на «пьяной» остановке — так называют конечную троллейбусного маршрута у Винницкого железнодорожного вокзала. У нее красивые от природы волосы, но изношенное, «побитое» жизнью лицо. Не каждый осмелится заговорить с этой женщиной из-за сурового взгляда. Бездомные называют ее интеллигенткой, потому что за ее плечами два высших образования, послужной список от продавца до заведующей универмагом и... горе, которое заставило женщину выехать из Луганска, куда глаза глядят.
Таких, как Лиля — бездомных — лишь на железнодорожном вокзале Винницы больше полсотни. В целом по городу по результатам мониторинга, который провели волонтерки Винницкого информационно— просветительского центру «ВІСЬ», по меньшей мере, три сотни лиц. Установить точное количество — нереально, потому что бездомные постоянно мигрируют. Но и не замечать их присутствия на улицах города тоже нельзя, говорит руководитель общественного объединения Светлана ДУБИНА. Поэтому актуальна наработка комплексной стратегии помощи этим людям. Она должна стать основой создания будущего приюта для бездомных лиц в Виннице.
«Цель адвокационной кампании «Увидеть невидимых, услышать молчаливых», которую мы реализуем при поддержке Украинского женского фонда, заключается не только в том, чтобы привлечь внимание общества или очеловечить его отношение к бездомным лицам, но и наработать актуальную стратегию помощи бездомным женщинам. Почему именно женщинам? Потому что, по свидетельствам самих бездомных (как женщин, так и мужчин), им на улице значительно тяжелее. Они чаще испытывают насилие, в частности, сексуальное. К ним более предвзятое отношение общественности — из-за закрепленных культурой стереотипов о роли и месте женщины в обществе, — рассказывает Светлана Дубина. — К сожалению, на сегодня в Украине, в частности и Виннице, отсутствует комплексная система работы с бездомными. Предлагаемые социальные услуги — поесть, помыться или переночевать — являются точечными и предоставляются определенными общественными, религиозными, благотворительными организациями, а потому часто являются специфическими, периодическими, рамочными — фактически не могут комплексно удовлетворить потребность. Поэтому, по моему мнению, именно коммунальный приют поможет решить проблему бездомных на уровне города, ведь нужна четкая схема и стабильная работа».
«НЕ ВСЕ ЛЮДИ БЕЗДОМНЫЕ, НО ВСЕ БЕЗДОМНЫЕ — ЛЮДИ»
Социальная программа по изучению проблем и помощи бездомным имеет определенный бекграунд. О (не) видимых людях улицы в Виннице активно заговорили летом, после того, как «ВІСЬ» представила фильм и фотовыставку «Заговори, и я тебя увижу» («День» писал об этом 1 июля в № 114). Истории бездомных женщин всколыхнули женщин — активисток, журналисток и правозащитниц. Все они объединились вокруг этой специфической темы. Сначала подали петицию в Винницкий городской совет относительно создания приюта для бездомных, которая за несколько дней набрала нужное количество голосов, но ответ чиновников был больше формальным: «создание коммунального заведения для бездомных лиц предусмотрено в концепции развития Винницы — 2030». Впрочем, бабка Мария 1930 года рождения, которая живет на мусорнике в одном из дворов Винницы, может не дождаться 2030 года.
Чтобы придать огласку этой теме, общественные активистки решили перенести ее в публичную плоскость и инициировали обсуждения, на которые собрались все причастные со стороны органов социальных служб, волонтерских, религиозных организаций и общественности. Общественный резонанс обратил внимание городского головы Сергея Моргунова на необходимость сегодняшнего решения проблемы бездомных. Он дал поручение промониторить ситуацию городским социальным службам, а после призывал общественные организации наработать собственную концепцию решения этого вопроса с экономическими обоснованиями.
«На тот момент мы уже знали, что в Украине есть города, где эта проблема разрешается, по-разному, но социальные услуги бездомным предоставляются на постоянной основе. Успешные практики существуют в Харькове, Львове, Одессе, Хмельницком, Ривном. Оставалось промониторить городскую среду, исследовать международный опыт и предложить оптимальный вариант. Так случилось, что в это самое время Украинский женский фонд объявил конкурс, и мы попали в точку со своим проектом. Правда, когда озвучивали донорам концепцию проекта, то они за голову брались, потому что работа не из приятных и не из простых, — приобщается к разговору координатор проекта Елена ДАНИЛОВА. — Не все люди бездомные, но все бездомные — люди. Услышав истории, как женщину бил муж, и она ночевала в коридоре, на лестнице. Никто к ней не подошел, не предложил помощи. Услышав, как бабушка рассказывает, что имеет троих детей, а живет на вокзале... Ключевое для меня: их кто-то когда-то не поддержал, не помог, не были сказаны важные слова, не было желания найти понимание. Сначала абсолютно не понимала, чем могу помочь. Но потом, занимаясь публичными консультациями, подумала, а почему бы не собраться всем, кто причастен к теме и поговорить о помощи, приюте. И мы уже не отступим, пока в Виннице не появится приют для бездомных».
В УКРАИНЕ НЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕЕСТРОВ БЕЗДОМНЫХ
Эта тема всегда была специфической из-за неоднозначного отношения общества. Кто-то игнорирует этих людей, сторонится, «потому что плохо пахнут», кое-кто — помогает деньгами, вещами, продуктами, но есть и такие, которые считают, что бездомные сами виноваты, что остались без крыши. Не доросло до осознания этой проблемы и государство. В Украине нет государственного или региональных реестров бездомных, хотя центры учета бездомных лиц созданы, но регистрируют они преимущественно людей, которые приезжают на заработки или меняют место работы, без изменения прописки. Подавляющая часть бездомных даже не знают о существовании таких центров. Более того — не знают, где можно бесплатно помыться, постирать вещи или переночевать.
В Виннице бездомных кормят шесть раз в неделю, еду привозят к железнодорожному вокзалу или устраивают обеды при религиозных общинах. Социальные службы оказывают помощь в возобновлении документов. Определена даже общественная организация и выделено ей помещение, где есть возможность принять душ, постирать одежду. Деньги на эти социальные услуги перечисляют из городского бюджета, но ситуация далека от идеальной, так по крайней мере говорит Лиля-интеллигентка. Заведение расположено вдалеке от вокзала, а, чтобы ехать в транспорте, нужно иметь приличный вид и деньги на проезд. Кроме этого, в заведении установлен только один бойлер, горячей воды на всех не хватает, поэтому вещи приходится стирать в холодной воде. Ввиду этого, социальные службы Винницы со своей стороны начали формировать набор социальных услуг, которые теперь могут предложить бездомным, говорит директор департамента социальной политики Винницкого городского совета Валентина ВОЙТКОВА, потому что и сами заинтересованы, чтобы решить вопрос по бездомным, которые заслуживают удовлетворения хотя бы базовых своих потребностей.
«Если человек попадает в затруднительную жизненную ситуацию, то он обращается к центр социальных служб для семьи детей и молодежи и получает сопровождение в удовлетворении своих потребностей. Мы возобновляем документы, выясняем, нуждается ли он в медицинских услугах, материальной поддержке, пенсионных выплатах, — комментирует Валентина Войткова. — В городе работает ГО «Пламя Надежды», которая в прошлом году принимала участие в программе «Бюджет общественных инициатив» и выиграла финансирование на проект «Социального патрулирования». Он предусматривает сопровождение бездомных лиц. В его рамках открыто два пункта, в которых действуют банки одежды, можно поесть, помыться, получить услуги парикмахера и медика. Если человек нуждается в реабилитации, то они его обеспечивают».
В этом году на осуществление социальных услуг ГО «Пламя надежды» получили поддержку из городской казны в размере 99 тысяч гривен, на следующий год в проекте бюджета предусмотрено 200 тысяч гривен. За 9 месяцев текущего года в рамках проекта «Социального патрулирования» 88 алко— и наркозависимых бездомных лиц были направлены на реабилитацию, активисты осуществили 108 социальных патрулирований, провели 36 акций по доставке горячей еды, во время которых раздали свыше 1400 порций. Направили в медицинские заведения 50 лиц. Услугами этой организации было охвачено свыше 140 лиц.
«В настоящее время к работе активно приобщилась общественная организация «ВІСЬ», — продолжает директор департамента социальной политики. — Их деятельность направлена на выявление бездомных, с которыми проводят опрос на предмет установления болезненных вопросов. Конечной целью должна стать наработка, которая позволит определить, целесообразно ли создавать приют в Виннице. В рабочую группу, которая работает в проекте, входит и наш представитель социальных служб города. Теперь совместно с нашими специалистами осуществляется и информативная деятельность, проводится разъяснительная работа о социальных услугах, которые сегодня можно получить в городе от разных служб и организаций. Такая работа будет продолжаться и в дальнейшем».
«УСЛУГИ ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ 24/7 И БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ»
Волонтеры и ГО «ВІСЬ» уже провели опрос нескольких десятков людей, которые не имеют постоянного места проживания, с целью изучения их базовых потребностей. Активисты узнали и обобщили имеющийся мировой и украинский опыт по обеспечению прав и преодолению дискриминации бездомных женщин, а вместе с ними и бездомных детей и мужчин. 26 ноября они презентуют заинтересованным и полномочным институциям и лицам модель предоставления услуг бездомным женщинам, которая базируется на реальных потребностях бездомных и является приемлемой для них.
«Для меня проблема с бездомными напоминает реку, которая не имеет мостика. Есть люди, которые ходят с плакатами, на которых написано: «Мостика нет — позор!» или «Осторожно! Нет мостика!». Кто-то напечатал флаеры и показывает, в какие дни можно объехать реку. Есть и такие, которые переносят людей с одного берега на другой. Это хорошо? Конечно. Но проблема не разрешается — мостика нет, — резюмирует Светлана Дубина. — Чтобы ее решить, услуги должны предоставляться 24/7 и без всяких дополнительных условий. Приют может быть государственным, коммунальным, может управляться общественными организациями, что дает больший люфт для привлечения дополнительных средств, должны быть стандарты предоставления услуг. Например, в Харькове, где я недавно была. В приюте можно помыться, постирать вещи, переночевать, но впускают, если ты в адекватном состоянии — трезвый и не в состоянии наркотического опьянения. Бездомных там стационарно не кормят, и это, как по мне, умный выход на определенном этапе, во избежание нарушений санитарного режима, и коррупции так меньше. Но есть рестораны, кафе, благотворительные фонды, которые очень часто привозят еду. Никто бездомных ни к чему не вынуждает. Хочешь — оставайся, хочешь — иди. Но каждый или каждая обязательно проходят медосмотр, им возобновляют документы, клиенты центра имеют возможность побыть в безопасном месте и за это время даже найти работу. Более того, люди знают, что такой центр есть и действует, потому что информация о нем повсюду. Поэтому важно не только создать услугу, качественно ее предоставлять, но и донести информацию, что она есть. Все эти моменты предусмотрены в нашей концепции — такая себе дорожная карта по решению сложного вопроса».
P. S. В свое время Марта Г. Берт, аналитик из Urban Institute, написала о том, что бездомные, особенно женщины, перманентно находятся «над бездной». Понятно, что кое-кто из них сам выбрал себе такую судьбу — слоняться по улицам, спать, где придется, ничего не иметь и чувствовать себя свободными от любых материальных забот. Но подавляющее большинство вовсе не имеет такого желания; они были вытолканы в бездомность факторами, которые находятся вне их контроля. «Как только люди теряют крышу над головой, их жизнь начинает разрушаться, превращается в спираль трудностей и невзгод», — пишет Марта Г. Берт. И я с ней согласна.
Выпуск газеты №:
№217, (2019)Section
Общество