Перейти к основному содержанию

«Невидимый батальон»

Как воюют женщины? Вопреки системе
09 декабря, 17:19
МЕДИК НЕЛЛИ ДЗЮБИНСКАЯ — С ПЕРВЫХ ДНЕЙ НА ВОЙНЕ / ФОТО УКРАИНСКОГО ЖЕНСКОГО ФОНДА

«Бойцы, воины, солдаты, герои», — так говорят о тех, кто сегодня воюет на востоке Украины, имея в виду мужчин-солдат, мужчин-героев. А между тем по состоянию на начало октября 2015 года в Вооруженных силах Украины проходили военную службу около 14,5 тысяч женщин-военнослужащих и около тысячи из них были непосредственно на фронте и выполняли задания, в том числе и боевые. Но знаем ли мы об этом? Недавно в Киеве представили результаты первого в Украине исследования о женщинах в АТО при поддержке Украинского женского фонда. Из 42 опрошенных всего лишь 17 были оформлены официально, да и то часть из них — не на свои должности. Все эти женщины — «Невидимый батальон».

«Преимущественно женщины находятся на низшем звене управления и ограничены по ряду должностей, — рассказывает координатор проекта «Невидимый батальон», руководитель волонтерской организации «Центр поддержки аэроразведки» Мария Берлинская. — Везде, где есть слово «начальник» или «командир», женщины быть не могут, разве что начальником бани. Разведчиком, снайпером — даже не мечтайте. Переводчиком, фотографом, химиком — нет. Мария Склодовская-Кюри, нобелевская лауреатка в области химии, наверное, с удовольствием прочла бы этот перечень. Инструктором по рукопашному бою или киномехаником женщина не может быть. И даже начальником холодильника — есть такая должность». И это лишь неполный перечень должностей. По словам исследовательниц Анны Квит и Анны Гриценко, женщины оформлены на фиктивных должностях или не оформлены вообще, поэтому им сложно или вообще невозможно получить статус участника боевых действий, что в свою очередь отражается на льготах и зарплатах. То, что женщина на войне — «невидимая», отражается и на отсутствии формы соответствующего размера, и на отсутствии гигиенических средств, и на невозможности специального медицинского обслуживания. Кроме того, опрос выявил еще одну проблему. Только среди опрошенных у двух респонденток социальные службы пытались отобрать ребенка. Женщины, в свою очередь, возмущаются. «Мы же не являемся какими-то асоциальными элементами, делаем вроде бы важное дело», — говорят они.

И это лишь юридическо-бытовые аспекты. Тем не менее, у этой проблемы глубокое психологическое измерение. Часто решения женщин, идущих на фронт, не разделяют в их семьях, женщины сталкиваются с общественным непризнанием и подозрением — мол, мы знаем, чем вы там занимались. Женщины на войне — фактически без прав и без средств. Но несмотря на все это, 40 из 42 опрошенных стали военнослужащими добровольно. А на вопрос, сколько собираются пробыть на фронте, отвечают: «До конца войны». Не до ротации или демобилизации. Женщины уже служат там и защищают Украину. А авторы исследования надеются, что в Минобороны обратят внимание на «Невидимый батальон» и трансформация армии с учетом статуса и потребностей женщин состоится.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать