Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нездоровое пике

Какую стратегию борьбы с коронавирусом должно было разработать правительство, чтобы сдержать пандемию?
25 сентября, 10:46

Можно и дальше не верить цифрам, не принимать к сведению заявления Минздрава о распространении коронавируса и даже скептически оценивать новости из больниц о переполненных инфекционных отделениях, где лечат больных с COVID-19, но факты, как говорится, вещь упрямая. Новая реальность существует. Впрочем, смущает не только наличие нового типа вируса, который пока не удается сдержать ни одной стране мира, а реакция наших властей на его стремительное распространение в Украине.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО ТУШИТЬ КОРОНАВИРУСНЫЕ «ПОЖАРЫ»

Слышали ли вы о срочных закупках средств защиты для врачей, кислородных концентраторов для пациентов или массовом тестировании граждан?  Нет, к сожалению. А чем больше тестирований проводится внутри страны, тем меньше появляется новых больных. Все просто: человека с положительным тестом отправляют на самоизоляцию, следовательно, он прекращает контакты с внешним миром и не подвергает опасности других.  Страны Западной Европы сегодня стараются идти по этому пути: увеличивают масштабы тестирования, усиливают карантин, отправляют снова на дистанционную работу граждан и таким образом укрощают коронавирус.  Конечно, это не панацея.  Но в Украине и этого нет.

Как только у нас начали фиксировать каждый день по три тысячи и больше новых случаев заболеваний, в Министерстве здравоохранения начали прибегать к странным решениям. Сначала изменили критерии карантинного зонирования регионов. Теперь, чтобы попасть в красную зону, заболеваемость на 100 тыс. населения (ее считают за последние 14 дней) не должна превышать средние данные по всей стране в пять раз, а наполненность коек в больницах региона должна быть более 75% в течение пяти дней подряд.

На самом деле это очень высокие показатели, когда бить в набат может быть и поздно.  «На практике это означает следующее.  Так, за сутки в Харьковской области зарегистрировали 483 новых случаев.  Это больше, чем когда-либо регистрировали в любом регионе, — комментировал в «Фейсбуке» экс-заместитель министра здравоохранения Павел КОВТОНЮК. — Месяц назад на Харьковщине было 204 случая. Два месяца назад — 62. Скорость распространения в этой области действительно высока. Система тестирования уже не может справиться с новыми больными, накопилась огромная очередь из необработанных тестов. Область мчится в катастрофу.  Но по новым правилам она может попасть в красную зону, только когда в ней будут регистрировать, внимание, более полутора тысяч случаев каждый день, и так в течение 14 дней. И это если среднее по стране не будет увеличиваться.  Потому что если будет, то гореть будет и в других областях, то надо набирать по две тысячи новых больных, чтобы ввели «красные» ограничения.  Такой ситуации, конечно же, мы не увидим никогда, ведь при таком распространении больницы в городах и городках «лягут» значительно раньше потока тяжелых больных».

НУЖНЫ ЧЕТКИЕ КРИТЕРИИ ЗОНИРОВАНИЯ

«За этот месяц на Харьковщине и в Одесской области разгорелись огромные коронавирусные пожары. Но вместо того, чтобы реагировать на эти вспышки, правительство... опять меняет модель, — добавляет Павел Ковтонюк. — На этот раз оно отодвигает критерии красной зоны так далеко, что попасть в карантин большим областям не светит еще долго.  Дотянуть, как я понимаю, надо до местных выборов».

Именно эта мысль закрадывается у большинства граждан, что по политическим мотивам власти готовы ставить под угрозу здоровье украинцев. «Начать следует с того, что критерии попадания в разные карантинные зоны должны быть четко определены на долгий период времени, скажем, на полгода, а не меняться каждые несколько недель, — комментирует «Дню» ведущий научный сотрудник Института физики НАН Украины, доктор физико-математических наук (биофизика) Семен ЕСИЛЕВСКИЙ.  — Суть адаптивного карантина в том, чтобы эффективно сглаживать сильные вспышки в отдельных регионах.  Для этого надо наблюдать динамику в течение месяцев, потому что эпидемический процесс имеет большую инерцию, и эффект от введенных ограничений начинает проявляться только через несколько недель.  Если критерии зонирования произвольным образом пересматриваются в зависимости от политической конъюнктуры, то введение зон вообще теряет всякий смысл».

 По мнению ученого, в августе-сентябре в Украине сложилась ситуация, когда местные власти открыто саботировали карантин в оранжевых и красных зонах.  «МЗ то ли не могло ничего с этим поделать, или просто не хотело.  Какой смысл в делении на зоны, когда декларируемые ограничения никто даже не собирается выполнять?  По моему мнению, новые критерии деления на зоны были введены именно для того, чтобы никто не попадал в красную и не надо было объяснять, почему же строгие ограничения на практике никто не выполняет и не несет за это никакой ответственности. Сейчас зонирование существует исключительно «для галочки». По сути, никаких централизованных карантинных мер по контролю за эпидемией в Украине нет.  Остались только такие точечные ситуативные действия, как закрытие отдельных школ или предприятий, где выявлены вспышки, но они не очень эффективны», — считает ученый.

«ОТКАЗ ОТ ТЕСТИРОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПЛАНОВОЙ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ — ЭТО БЕССМЫСЛЕННО»

Кроме этого, МОЗ изменило протоколы о госпитализации больных и проведении плановых операций.  Теперь не обязательно сдавать тест на коронавирус, например, если пациент попадает в больницу на плановую операцию.  То есть вместо предотвращения инфицирования, вместо отслеживания возможных очагов возгорания вируса МЗ, и правительство в целом, пускает ситуацию на самотек.

 «Ситуацию еще больше усугубляет решение отменить обязательное ПЦР-тестирование при плановой госпитализации.  Можно только догадываться, зачем его приняли, потому что с научной и медицинской точки зрения — это бессмыслица.  Одна из возможных причин — критическая нехватка бесплатных тестов, — считает Семен Есилевский.  — Требование обязательного тестирования, вместе с необходимостью платить за это немалые деньги, воспринималась людьми очень негативно, но вместо решения проблемы с тестами, МЗ просто отменило тестирование при поступлении».

Как прогнозирует ученый, это приведет к тому, что бессимптомные носители и люди с легкой формой болезни будут попадать в обычные неинфекционные больницы и заражать врачей и других пациентов.  «В результате целые отделения придется закрывать на карантин, мы рискуем попасть в ситуацию, когда на всю область нет ни одного стационара, куда можно положить человека с инфарктом или острым панкреатитом — все профильные отделения закрыты на карантин.  О рисках для врачей и говорить нечего.  Каждый больной в стационаре становится для персонала игрой в русскую рулетку, ведь кардиолог или офтальмолог не может работать в изолирующем костюме, и у них и нет этих костюмов», — резюмирует Есилевский.

Так или иначе, Украина должна вернуться к суровым карантинным мерам, так называемым локдаунам.  На этом сходится большинство медиков и ученых, но пока это невыгодное политическое решение для власти.  Лучше иметь протесты под Офисом Президента из-за неверия в коронавирус, чем протесты предпринимателей из-за закрытого бизнеса или митинги родителей, которые не хотят дистанционного обучения для своих детей-школьников.

«На сегодняшний день другого способа сдержать эпидемию, чем введение достаточно жестких карантинных ограничений, которые неукоснительно выполняются по всей стране, нет.  Сейчас четко установлено, что максимальный риск заражения несут массовые мероприятия в закрытых, плохо вентилируемых помещениях, поэтому следует запретить как минимум работу развлекательных заведений, концерты, спортивные мероприятия со зрителями, богослужения, очное обучение в старшей школе и университетах и тому подобное.  Просто необходимо обеспечить неукоснительное ношение масок во всех общественных местах вместо той профанации, которая есть сегодня.  Однако я сомневаюсь, что власть способна сейчас ввести такие ограничения и добиться их выполнения», — добавляет Семен Есилевский.

«ИМЕЕМ НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ФОНЕ ЭПИДЕМИИ»

Вообще складывается впечатление, что бороться с коронавирусом хочет все меньше ответственных за это институтов.  Так, в последнее время почему-то перестал активно работать координационный совет по противодействию распространению COVID-19, созданный Президентом.  Он еще собирается время от времени, но проколов заседаний никто не ведет и в открытый доступ не выкладывает.  Об этом говорится в письме Офиса Президента, которое обнародовала экспертная организация StateWatch.  Пока не известно, когда проходили заседания совета в течение последних месяцев, кто в них участвовал и какие принимались решения.  «Отсутствие протоколов с конкретными фамилиями и решениями фактически делает невозможным демократический контроль за результатами деятельности такого совета при Президенте Украины», — объясняют в StateWatch.

Так же до сих пор не работает специальная комиссия при СНБО, которая должна разрабатывать стратегию борьбы с коронавирусом на государственном уровне. Это все наводит на мысль, что за здоровье граждан никто не несет ответственности. Как добавляет представитель координационного совета «Украинское медицинское экспертное сообщество» Константин Надутый, в условиях медицинской реформы вопрос ответственности за пациентов вообще выпадает из-под контроля Минздрава и Национальной службы здоровья.

«НСЗУ отвечает за то, что сделает госзаказ в рамках тех средств, которые им выделены под те программы, которые они создали. Министерство здравоохранения отвечает, грубо говоря, за разговоры на фоне деятельности НСЗУ, — отмечает эксперт. — На уровне административных единиц никто не отвечает за здоровье людей.  Административные единицы отвечают за коммунальные расходы и теплоэнергоносители, а еще за лекарства для льготных категорий населения.  Больницы автономны, они самостоятельные хозяйствующие субъекты, предприятия, то есть они делают только то, за что им заплатили. Стандартов национальных нет, так их отменили.  Система медицинская в руинах, мы об этом говорим уже четвертый год, при этой реформе, которая сводится только к одному, что деньги ходят за пациентом.  Но денег мало, не на все проблемы пациентов и не на все ситуации они предусмотрены, и некоторые ситуации, как пожарную команду, надо оплачивать заранее.  Сегодня у нас неуправляемый хаос в системе здравоохранения на фоне эпидемии ковида.  Другие страны вводят более контролируемые системы управления медициной, увеличивают расходы на систему здравоохранения, а у нас указом Президента сказано, что следует уменьшать объем расходов на медицинское обслуживание государства, потому что нужно отдавать государственные долги».

Чего ждать дальше каждому из нас?  В определенной степени многое зависит от уровня личной ответственности.  Впрочем, переполненный транспорт, пассажиры с масками на подбородке и разговоры о большом заговоре не придают оптимизма.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать