Перейти к основному содержанию

Николай МОЗГОВОЙ: «Шоу есть, а туалетов нет»

02 августа, 00:00
Известный эстрадный композитор, заведующий кафедрой вокала Педагогического университета им. Драгоманова — фигура колоритная в украинской культуре. Николая Петровича порой можно сравнить с динамитом. И хотя он не завсегдатай светских тусовок, появление маэстро никогда не проходит незамеченным. Интервью дает редко, но метко и, как правило, это бомба. А осколки часто сильно ранят. Острого языка Мозгового побаиваются коллеги по эстрадному цеху. Впрочем, Николай Петрович всегда подчеркивает, что высказывает свое личное мнение о том, что наболело и знает за тридцатилетний творческий путь, и готов к дискуссии со своими оппонентами.

Я НЕ ЗА ЦЕНЗУРУ, А ЗА ПОРЯДОК

— Николай Петрович, вы многие годы на эстраде, которая вдруг стала называться шоу-бизнесом. Что это такое? Он действительно существует, или это некий фантом, который так и не стал явью?

— Сегодня мы любим использовать иностранные слова по поводу и без него. На самом деле украинская эстрада еще не стала шоу-бизнесом. У нас есть шоу и нет бизнеса. По большому счету, отсутствует продюсерство в чистом виде, то есть люди, имеющие собственные деньги и вкладывающие их в исполнителя. У нас все в зачаточном состоянии, а различные фестивали — это, как правило, статья по отмыванию денег. Прежде всего нет продуманной государственной политики, а это — основа основ в любой стране. Например, в годы советской власти существовал «Укрконцерт», который координировал всю эстрадную деятельность. Развалили, а что взамен? Нынче кто что хочет, то и делает. Репертуар основной массы артистов не выдерживает никакой критики, о широкой гастрольной деятельности одни разговоры. Зато в каждом интервью даже новоиспеченная «звезда» рассказывает о концертных турах. Это все фикция! Фактически единицы способны сделать новые программы и собрать полные залы, быть рентабельными. Причем количество публики, побывавшей на концертах, очень часто не является показателем кассового аншлага.

Наш так называемый шоу-бизнес должен иметь все: голову, туловище, руки, ноги, а его обрезали по самые уши, вот и получился калека. В этом не вина музыкантов, талантливых артистов — они стараются, как могут. Виновато государство в лице руководства разных ипостасей: от Президента страны и спикера парламента до министра и рядового чиновника министерства культуры. Они не понимают до конца, что в эстрадной отрасли — беда. Нет законов, регулирующих массу проблем, а те, что приняты, созданы людьми, очень далекими от шоу-бизнеса.

В одном из интервью, в канун своего 45-летия, Павел Зибров поведал, сколько ему, бедолаге, нужно средств: заплатить авторам песни, аранжировщику, в какую сумму обходится клип, аренда зала, костюмы, зарплата музыкантам и прочие расходы. Действительно, нужны огромные деньги, и он ходит, ищет. Ну сделал Паша шоу, а где бизнес? В кассе дворца «Украина» продано мизерное количество билетов, основная масса зрителей пришла в зал по пригласительным — вот вам и весь бизнес.

Еще один аспект. Кто сегодня посещает концерты? Так называемые новые украинцы, бизнес и политэлита. Но их немного, и они предпочитают, как правило, заезжих гастролеров, а не местный эстрадный «продукт». Люди среднего и старшего возраста практически не ходят ни на концерты, ни в театр по довольно прозаической причине — нет средств. А молодежь «на шару» фестивалит на разных массовых праздниках, потягивает пиво, курит, колется, мусорит, так как организаторы действ соорудят сценическую площадку — а дальше их ничего не заботит. Народ напьется пива, а туалетов нет. За примерами ходить далеко не надо. Во что превращается наша столица после «гульни» Дня Киева, или берега Днепра в Каховке после фестиваля «Таврийские игры»? Кошмар. Тонны мусора, лысые склоны. О какой культуре может идти речь? На мой взгляд, все подобные массовые зрелища — показуха ради показухи. Прибыли — ноль! Попробуйте продавать на мероприятия «Игр» билеты, и вместо тысячи зрителей придут единицы. Где будет «чудесная таврийская публика»? Дома у телевизора или в пивной.

Мне не нравится, что у нас нет профессионального подхода к шоу- бизнесу. Нужны дотации государства на важные акции, необходимо помогать талантам, изучить опыт развитых стран.

— Но ведь Мадонну вряд ли спонсирует правительство США.

— Вы думаете, в Америке, Англии или Франции молодыми артистами занимаются только меценаты? У них тоже есть министерство культуры, но там чиновники не просто отсиживают время в кабинетах, бюрократический аппарат там меньше, а коэффициент полезного действия больший. Откуда берутся таланты? Например, в бывшем СССР мы имели четкую систему: планировали концертную деятельность, худсоветы принимали программы. Я не ностальгирую о прошлом, вовсе не призываю к старым порядкам. Но то хорошее, полезное, что было, мне кажется, не стоит отбрасывать. Еще раз подчеркиваю: нужна продуманная, стратегическая программа действий со стороны государства, подкрепленная меценатской поддержкой.

— Бытует мнение, что если есть деньги, то можно «раскрутить» кого угодно, даже не обладающего вокальными и актерскими данными. Это действительно так?

— Вкладывать деньги в посредственность — выбрасывать их на ветер. Массовая реклама, эфиры, заказные публикации, клипы, даже концерты — все возможно, но если нет таланта, то ни за какие деньги его не купишь. Пару лет новоиспеченная «звезда» помелькает в эстрадной тусовке. Вложит в нее «добрый дядя» тысячи долларов, но придет час, и ему надоест все время выбрасывать деньги, а без дотаций и финансовых инъекций «звезда» лопнет, словно воздушный шар. Подобные артисты- шептуны, чьи вокальные данные подтянуты разными ухищрениями на студиях звукозаписи фактически с одной ноты, не умеющие петь без фонограммы, напоминают мне бегунов на короткие дистанции. Сколько было разных мастей Лиль Зарецких и где они ныне? Все это пшик.

Например, львовянину Гарику Кричевскому пиар-акции ни к чему. Даже от руки напишите объявление о его выступлении, повесьте на любом столбе — и придут толпы поклонников его шансона.

АПЛОДИСМЕНТЫ И РЕСТОРАНЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОПУЛЯРНОСТИ

— А сколько же «стоит» создание подлинной личности?

— Определенных ценников нет: вложил столько-то у.е. — и вот вам личность, лидер. Я считаю, нужна денежная подпитка тем, кто уже достиг определенного результата, у кого есть потенциал. Кумиров, ярких, самобытных имен, со своим почерком, творческой индивидуальностью в украинской эстраде немного. Это не массовое производство, а селекционная, ювелирная работа. Вовремя распознать талант, поддержать, раскрыть его грани должен продюсер. Хотя у нас все, кому не лень, так себя называют, а по большому счету они просто администраторы. Вот Игоря Лихуту называют продюсером Таисии Повалий. Он не продюсер, а ее муж, который даже не сумел заставить жену взять свою фамилию. У Игоря есть собственные деньги? Нет, он как менеджер, директор занимается организационными вопросами. Или Юрий Никитин. Какие у него достижения? Ирина Билык — в прошлом «секс-символ украинской эстрады», как она себя называла. Помелькала пару лет, попрыгала, и где ее хиты сегодня? Мне могут возразить, что певица недавно родила сына, занимается воспитанием ребенка. Но ведь Мадонне, которую копировала по имиджу Билык в начале своей карьеры, материнство не мешает творчеству. Она успевает менять любовников, выходить замуж, рожать детей, сниматься в клипах и в кино, записывать альбомы, выступать не только на эстраде, но и играть в театре. Кого сегодня продюсирует Никитин? Андрея Данилко. Но популярная проводница Верка Сердючка попала к нему уже вполне известным артистом. Кстати, я не поклонник Данилко. Хотя он парень талантливый, но в его программах масса безвкусицы. Репертуар у парня слабый. Со времен Гоголя у Данилко не изменился язык — суржик. Андрей не говорит — стебается. Его программы безвкусны, репризы — сплошная пошлятина. Парню нужен хороший режиссер, наставник, или хотя бы более критично посмотреть на себя и свое творчество.

— С одной стороны, мы — самая певучая нация, постоянный донор талантов для российского шоу-бизнеса, а с другой, на нашей эстраде засилье посредственностей и «звездочек на час». Можно ли изменить ситуацию?

— Это в 60-70-е годы мы действительно были певучей нацией, причем в разных ипостасях вокального искусства: классике, фольклоре, популярной музыке, а сегодня во многом сдали свои позиции. Возьмем эстраду. Тогда были артисты разного уровня, первого и третьего эшелона. Те, кто делал первые шаги, выступали на небольших площадках, сначала гастролировали по селам, затем в райцентрах, потом в областных городах. Завоевал авторитет, имя — покоряй большие залы, стадионы. Звание «заслуженный» и «народный артист» имело цену. Знали, кто есть кто, и на что способен. Нынче в основном преобладают девушки, а молодых певцов — мизер: Пономарев, Павлик, Климашенко... Часто хваленые «золотые и платиновые голоса» уходят после выступлений не под гром аплодисментов, а под шорох своих ресниц. Кто-то купил эфир, кто-то почетный титул. Кто настоящая, а кто дутая «звезда», определяется популярностью у публики. Иначе награда за пение — не восторг слушателей, а три с половиной хлопка. Все нынешние песенки про ветерки, юбочки, мышек интересны лишь самим авторам и заангажированным журналистам, слагающим за определенную мзду хвалебные оды посредственностям. Нет хороших песен, которые бы волновали слушателей. Почитайте интервью «звездочек». Они рассказывают не о том, как ищут и создают свои песни, а кто сколько зарабатывает — 500, 1000, 5000 долларов. Но ведь это сказки: они мечтают о таких гонорарах, но, как правило, названных сумм не получают. В Россию наши артисты и музыканты едут потому, что там шоу-бизнес набирает обороты. Раньше в Москву ехали за признанием, а сейчас — за длинным рублем. Не секрет, что каждая третья российская знаменитость имеет украинские корни. Мы были и остаемся донорами талантов не только для ближнего, но и дальнего зарубежья. Сколько музыкантов, вокалистов, танцовщиков, режиссеров, хореографов, педагогов уехали в поисках лучшей доли. Я уверен, что ситуация с оттоком талантов будет до тех пор, пока политика нашей страны не изменится. Нужно холить, лелеять и выращивать таланты, а потом, заключая контракты, продавать их, как футболистов, за рубеж и иметь от этого прибыль государству. А так получается, что в Украине они получают хорошее образование, а выступать едут в ближнее и дальнее зарубежье.

— После развала украинского кино эстрада остается самой популярной индустрией зрелищ. Уже нет цензурных дамокловых мечей, бери — твори, но, к сожалению, хитов все равно очень мало. Почему?

— Легкая музыка, если ею по- настоящему заниматься, — тяжелый труд. Разве реально для молодого артиста платить 40 тысяч гривен за аренду дворца «Украина»? Да эта сумма и для маститого певца «кусачая». В стране не действует закон об авторских правах, процветает пиратство. За рубежом артист живет за счет сумм от продажи альбомов, кассет, использует клипы и концерты для рекламирования свой продукции. А у нас все перевернуто с ног на голову. Выпуск альбома становится статьей не дохода, а колоссальных расходов. Композиторам и поэтам невыгодно писать, получая копейки. Вот и нет хитов. Поэтому создают свои творения кто и как умеет: примитивные мелодии, посредственные, а порой и пошлые тексты. Нет художественных советов, которые, при всей своей ретроградности, были определенным заслоном безвкусию. Я не за цензуру, а за порядок. Ведь в вашей газете есть редколлегия, следящая за «лицом» издания, поддерживающая определенную выработанную позицию, а в эстраде полнейший хаос. Послушайте, что транслируют FM-станции — поток русско- английского ширпотреба. На украинском языке, в лучшем случае, несколько информационных выпусков и мизерные вкрапления произведений украинских авторов и исполнителей. Но это так, для галочки, и больше реверанс Нацсовету по делам телевидения и радиовещания, а то он может, чего доброго, лицензию отобрать. У нас нет здоровой конкуренции, желания у артистов стать лучшими. И не по придуманному титулу, когда раздаются регалии по клановым, семейно-родственным и, чего греха таить, денежным подпиткам, а по действительной популярности исполнителя. Нужны не мифические эксперты, данные которых тасуют, словно колоду карт, а конкретные сводки по типу рапортичек ВААПа. Сколько, где и какой музыки звучит не только с концертных площадок, теле- и радиоэфиров, но и даже из каждого ресторана, где работают таперы.

ПЛЮРАЛИЗМ ПО-НАШЕМУ

— Один из показателей популярности — сольный концерт во дворце «Украина». Но собрать полный зал может лишь десяток артистов. Какая из программ вам запомнилась?

— Уходят из жизни настоящие профессионалы, и замены я им не вижу. Анатолий Соловьяненко, Константин Огневой, Назарий Яремчук... Каждое имя — целая эпоха. Недавно понесли еще одну утрату — умер режиссер, настоящий мастер массовых зрелищ Борис Шарварко. Он умел справляться с сотнями и тысячами исполнителей, ставя все правительственные концерты, шоу на стадионах. Как бы я при жизни Бориса Георгиевича с ним ни ругался, но он горел на работе. Без настоящей конкуренции «звезды» не появятся. Аншлаг в зале можно создать, посадив квакерами студентов или военнослужащих, но это будет видимость успеха. Ни Лорак, ни Повалий, ни Зибров своими сольниками ничего не заработали и показали редкую туфту. Ну, подсуетился Игорь Лихута, и на «Таврийских играх» Тае вручили «перо» за «Лучшую программу года». Довольно спорное решение. Новый репертуар «золотого голоса» не выдерживает никакой критики. Громкие заявления Лихуты: «Впервые на сцене дворца пять сольных концертов» — мне смешно слышать. Да я сам гастролировал по всему Советскому Союзу, давая порой по четыре концерта в день. А сегодня зал возьмет София Ротару, Василий Зинкевич, Александр Пономарев, группы «ВВ» и «Океан Эльзы»... Их можно смело назвать популярными артистами. Впрочем, согласитесь, для нашей 49-миллионной страны список довольно короткий.

— Пять лет назад, после вашего довольно резкого интервью, данного одной из столичных газет, на вас ополчились коллеги и появилось письмо с подписями известных деятелей культуры. В нем даже требовали лишить вас звания народного артиста Украины. От того выпада повеяло ветерком 1937 года. Стоит вам где-нибудь появиться и что-либо сказать, как сразу раздувается скандал или объявляются военные действия, в армию которых вовлекаются эстрадные мастера всех мастей и достоинств. Вы специально их провоцируете?

— Я специально никогда не провоцирую скандалы. В сентябре мне исполнится 55. Более трех десятилетий я профессионально занимаюсь эстрадой и поэтому считаю, что имею право высказывать свою точку зрения на проблемы, которые меня волнуют. Анатолия Литвинова, Александра Сафонова и меня можно считать аксакалами. Только нас трое, известных публике, осталось от бывшего «Укрконцерта». Как поется, «я жил в такие времена...» Кроме юридического, имею и музыкальное образование как оперный вокалист, потому что мне не позволили даже факультативно учиться на композиторском отделении. Но тем не менее, я написал песни, которые до сих пор звучат, их любят слушатели. Себя никогда не называю композитором, а сочинителем песен. Поверьте, довольно критично отношусь к своему творчеству, но мои популярные песни дают мне моральное право делать анализ состояния нашей эстрады. Я не претендую на истину в последней инстанции, а высказываю свое личное мнение. Считаю, что «Грин Грей» — г..., так и говорю. Это никакая не музыка. Вы считаете иначе — пожалуйста. После моего интервью в редакцию той газеты и мне в Театр песни прислали несколько угроз, обещая даже уши обрезать. Нормальная реакция, плюрализм по-нашенски, а вот когда стали подписи собирать, то это уже ни в какие ворота.

— Вы являетесь основателем двух престижных эстрадных конкурсов: «Море друзей» и конкурса им. В. Ивасюка. Дело это довольно хлопотное, всегда есть недовольные, оставшиеся за бортом, зачем вам это?

— Еще пять лет назад я предлагал министерству культуры взять под свою опеку конкурс им. В. Ивасюка, чтобы он имел государственный статус и не зависел от того, найду я спонсоров или нет. Ведь Ивасюк, я считаю, гениальный композитор, гордость нашей нации и заслуживает, чтобы его не просто чтили, но чтобы его музыка продолжала звучать, на ней училась бы молодежь. Предлагал, чтобы на конкурсной основе избиралось бы руководство оргкомитета. Все мои инициативы выслушивались чиновниками, но с места дело так и не сдвинулось. Вот и приходится мне уже восемь лет тянуть этот воз. Ведь где может заявить о себе молодой артист? На конкурсе. Это шанс, старт — называйте как хотите. И мне очень приятно, что на конкурсе им. В. Ивасюка и на «Море друзей» мы действительно открыли много прекрасных имен. В основном, все наши лауреаты успешно работают, выступают, записывают альбомы, у них появились свои поклонники. Это касается не только украинских певцов, но и зарубежных, ведь Черновицкий и Ялтинский конкурсы имеют международный статус. Например, Нелли Чабану после победы стала очень популярной в Молдове и получила звание заслуженной артистки, белоруска Ирина Демьянчук стала восходящей звездой, много гастролирует по своей стране. Узбек Шерзот Остонов стал молодым эстрадным певцом №1, нашлись спонсоры, оплачивающие его учебу в московском институте Гнесиных, парень еще берет мастер-классы в эстрадно- цирковом училище (там ему ставят музыкальные номера). Нормально работают наши финалисты из Болгарии, Румынии, Прибалтики.

В этом году я не смог найти меценатов, и «Море друзей-2002» проводить не буду. Нынче в Крыму такие шальные цены. В Ялте все время меняется власть, им не до эстрадного конкурса. А Черновцах нас не только мэрия поддерживает, но конкурс им. В. Ивасюка становится событием для всех горожан, которые чтят память своего земляка. На всех турах столько зрителей, что яблоку негде упасть. Мне очень стыдно, что проведенный в Киеве юбилейный конкурс, приуроченный к 50-летию композитора, проходил в полупустом зале дворца «Украина». Столичная публика фактически проигнорировала его. Обращался ко всем — и никакого толку. Мне, чтобы рассчитаться с долгами, пришлось распрощаться со своим Театром песни, меня сделали банкротом.

О «ФАНЕРЕ» И «ЖИВОМ ЗВУКЕ». НА СЦЕНЕ И В ПАРЛАМЕНТЕ

— Чувствуете ли удовлетворение от того, что теперь на всех афишах пишут «живой звук» или «использование фонограммы»? Ведь вы первым подняли этот вопрос, нажив массу врагов даже среди своих коллег по эстрадному цеху.

— Ну, пишут «живой звук», а заезжие гастролеры все равно ухитряются на свой «фанере» проехаться. Раз зрители покупают билеты на выступления звездных халтурщиков, то пусть и слушают. Зато до маразма доходит, когда по закону теперь требуют на афишах и оперного театра, и филармонии делать пометки «живой звук». Зачем? Там отродясь фанерщиков не было. Получается по пословице: «Заставь дурака Богу молиться — он и лоб расшибет». Я поднял вопрос о недопустимости обманывать публику, выходя на сцену и лишь раскрывая рот. А толку? Боремся с фонограммщиками, как с ветряными мельницами. Правда, в прошлом году меня Президент Украины Леонид Кучма похлопал по плечу — так держать, а дальше что?

— На нынешних выборах в Верховную Раду вы баллотировались по мажоритарному округу. Зачем творческому человеку идти в законодательную власть? Какие законы хотите инициировать?

— Я второй раз пробую стать депутатом, но пока безуспешно, так как считаю, что в парламенте должны быть не только партии и объединения, но и представители всех отраслей. Из-за того, что законы по культуре готовят и принимают люди, далекие от нее, мы и имеем теперешнее аховое состояние. Выдающийся футболист Олег Блохин прячется за партийный список, а идет как представитель спорта. Киноактер Иван Гаврилюк сегодня заседает в парламенте потому, что хочет возродить украинское кино. Так получилось, что клан искусства не представлен. Скажете, что есть актриса Валерия Заклунная, но она уже второй созыв заседает, но даже на трибуну ни разу не выходила. Был оперный певец Дмитрий Гнатюк — и чем он запомнился? Тем, что пропел в зале «Многие лета». Режиссер Лесь Танюк давно поменял профессию и стал политиком. Есть представители от шахтеров, учителей, медиков, бизнесменов, даже бандитов, а от искусства в нынешнем созыве заседает поющий дуэт: Оксана Билозир — Михаил Поплавский. Пока никакой активности они тоже не проявили.

Я считаю, что нужны нормальные законы, позволяющие работать, творить, учиться, платить налоги, элементарно жить. На Крещатике был единственный в стране магазин «Ноты» — закрыли, сейчас там торгуют тряпками. Пора понять государственным мужам, что не только колбасой, футболом и оффшорными зонами живут люди.

— На ваш взгляд, что нам мешает нормально жить?

— Отсутствие патриотизма. Надо любить свою страну. Уверен, только национальный принцип решит судьбу Украины. Все люди, которые здесь живут — украинцы, русские, болгары, евреи, татары, румыны, поляки и др. — должны захотеть жить в прекрасной, счастливой и богатой стране. Украинство не должно зависеть от национальности, чтобы с гордостью говорить — «я украинец». Как это сегодня делают американцы, англичане, поляки, и пусть они будут при этом черными, белыми, желтыми или в крапинку — не имеет значения.

МОЗГОВЫЕ — ЭТО МАФИЯ

— В следующем году Украина впервые примет участие в конкурсе «Евровидения». Уже известно, что в Латвию поедет ваш зять — Александр Пономарев. Он действительно интересный молодой артист, с хорошими вокальными данными, к тому же в шестой раз обладатель почетного титула «Самого популярного певца Украины». Но «Евровидение» — это не вокальный конкурс, а песенный. Есть ли у Пономарева та заветная песня, которая приведет его к победе? Или он просто сделает разведку боем, придерживаясь олимпийского принципа — «главное не победа, а участие»?

— Я никогда не влезаю в дела Саши. Если он меня спросит, то могу высказать свое мнение, посоветовать, но он все равно делает по-своему. Все, чего он добился в жизни и творчестве — победы и поражения, — сделано им самим. Он готовится к «Евровидению», сам пишет песни, ищет у других авторов. Раз берется участвовать в конкурсе, значит чувствует в себе силы. Ищет спонсора. За участие нужно заплатить взнос 70 тысяч долларов, записать и исполнить песню на английском языке. Саша в поиске. Сегодня он уже не чистый лирик, а экспериментирует в вокальном жанре. Кузьма из группы «Скрябин» написал ему «Сам собі країна», с рокером Славой Вакарчуком из «Океана Эльзы» записали «Він чекає на неї». Кстати, последняя песня мне не очень нравится, в ней неверное ударение, я об этом говорил парням, но они не захотели ничего менять. Возможно, я говорю с позиций своего поколения, у нас разные вкусы, но мы не навязываем свое мнение один другому. Песня, может, и примитивна, но слушателям нравится, а победителя не судят. Я искренне желаю Саше стать первым на конкурсе, но там, кроме хорошей песни, есть масса подводных камней с денежной и политической подоплекой.

— «Клан Мозговых» — это хорошо или плохо? Вы композитор, ваша жена и дочь — режиссеры, зять — певец, старшая внучка учится в академии искусств, глядишь, через пару лет тоже займет свое место в семейном бизнесе...

— Клана нет, у нас мафия. Дети живут своей жизнью, и мы с супругой в их дела не вмешиваемся. Нас они часто ставят перед фактом и в бытовых вопросах, и в творческих. Есть желание и потребность — приезжают к нам с дочерьми в село или пообщаемся по телефону. У меня ведь уже несколько лет квартиры в Киеве нет. Пришлось продать, чтобы рассчитаться с кредиторами после конкурса. Теперь дышу свежим воздухом, живу среди лугов и полей. В 15-ти км еще один такой же «любитель природы», как я, — киноактер, народный артист Украины Константин Степанков. Вот и пересвистываемся с ним. Чем мне сегодня заниматься? После автоаварии я еле хожу и гастролировать уже не могу. Сидеть клерком в кабинете мне характер не позволяет. Вот и тащу свою «золотую» конкурсную гирю. Одна радость — внучки. Старшая закончила второй класс Академии искусств, у нее специализация — театр. А что из Зои вырастет, того еще ждать и ждать. Младшей — Жене — всего четыре. В таком возрасте они все артисты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать