Перейти к основному содержанию

Ноосфера не знает национальных границ

Максим ПОЛЯКОВ — о том, почему взялся за активное освоение космических технологий и образовательные программы в сфере точных наук
05 сентября, 10:20

Предприниматель Максим Поляков — выходец из Украины, который живет в Кремниевой Долине. В 2000-м он закончил медицинский университет в своем родном городе Запорожье. В течение последующих лет успешно развивал сеть веб-сайтов и маркетинговый сервис. В 2015 Максим Поляков взялся за активное освоение космических технологий. Так, он принял участие в создании компании-производителя ракет-носителей легкого класса Firefly Aerospace и платформы аналитической обработки спутниковых данных и фото Earth Observing System (EOS). Кроме бизнеса, Максим Поляков занимается развитием образовательных программ в сфере точных наук. Он является управляющим партнером американского инвестфонда из калифорнийского города Пало Альто под названием Noosphere Ventures. В сфере интересов фонда находятся стартапы в сфере космических технологий и активной биоэлектроники, инженерии. Максим Поляков верит в возможности «нового космоса», частной инициативы и международного сотрудничества.

«ИНТЕРЕС БЫЛ ВСЕГДА, НО ВРЕМЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ПРИШЛО НЕ СРАЗУ»

 — Почему вы, врач по профессии и бизнесмен в сфере IT, заинтересовались ракетостроением?

— Космосом я интересовался с детства: мои родители — инженеры запорожского филиала «Хартрона», который разрабатывал системы управления и другую ракетную электронику. Одно из самых ярких воспоминаний детства — старт «Буран-Энергии», в разработке авионики которой принимал участие мой отец. Впрочем, родители не поддерживали мой энтузиазм: в 90-х инженерам едва удавалось сводить концы с концами, а потому я поступил в Запорожский медицинский институт. Студентом 4-го курса в рамках программы обмена студентами я впервые выехал за границу — в Канаду. Поездка произвела на меня очень сильное впечатление, буквально перевернула мое мировоззрение, и я решил уйти в бизнес. Уже после выхода на IPO моей компании Cupid PLC я познакомился с Игорем Григорьевичем Ханиным, выдающимся украинским ученым,  академиком Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, который в свое время занимал руководящие посты в КБ «Южное». Мы с коллегами шутим, что Ноосфера притягивает правильных людей под идеи, которыми она тебя заряжает. Потому интерес был всегда, но время для реализации идеи пришло не сразу.

ФОТО ИЗ АРХИВА МАКСИМА ПОЛЯКОВА

 

«НА МОЙ ВЗГЛЯД, СЛОЖНО ПРИЧИСЛЯТЬ К КОСМИЧЕСКИМ ДЕРЖАВАМ УКРАИНУ»

 — В Соединенных Штатах в последние годы главные достижения на рынке космических запусков связаны с деятельностью частных компаний. Возможно ли такое в Украине, которая входит в десятку космических держав?

— Во-первых, на мой взгляд, сложно причислять к космическим державам Украину, т.к. наша страна не может самостоятельно создавать конечный продукт. Так сложилось исторически, еще во времена СССР, что такие компоненты ракеты, как двигатели и ракетные ступени, производились преимущественно в России. Кроме того, в 1996 году Украина подписала Вассенаарские договоренности, согласно которым она может производить лишь то, что производила до момента подписания. Это существенно ограничивает страну в возможностях разработки новых ракетоносителей. Другими словами, вот уже более 20 лет космическая Украина, по сути, существует исключительно благодаря торговле ракетными компонентами, что для статуса космической державы все-таки недостаточно, на мой взгляд. Во-вторых, согласно статье 4 Закона «О предпринимательстве» деятельность, связанную с созданием ракетоносителей, могут осуществлять исключительно государственные компании. Кроме того, существует огромное количество подзаконных нормативных актов, которые прописывают все таким образом, что в космической отрасли Украины все осуществляется на основании государственных закупок, а Национальное космическое агентство Украины — генеральный заказчик всех проектов. Потому американский сценарий в данных условиях просто невозможен. Вместе с тем мы пошли принципиально новым путем — путем кооперации. Firefly Aerospace — американская компания с RnD центром в Украине. Украинский офис прошел лицензирование ITAR и теперь, пожалуй, является уникальным случаем во всей мировой практике космической индустрии. Насколько мне известно, ни одна ракетостроительная компания не имеет производственных мощностей вне страны свой юрисдикции.

 — Вы инициатор создания ряда стартапов в космической сфере. Чем занимается Ассоциация «Ноосфера» и компания «Firefly Aerospace»?

— Общественная организация «Ассоциация Noosphere» — неприбыльная, некоммерческая организация, цель которой — популяризация инженерной мысли в Украине. С этой целью мы открываем лаборатории Noosphere Engineering School в университетах Украины. На сегодня они уже успешно работают в Днепре, Ровно, Житомире, Черкасах и Киеве. На базе этих лабораторий любой инженер-энтузиаст может заниматься прототипированием: лаборатории оснащены всем необходимым. Так, на базе одной из Инжиниринговых школ Днепра (в Днепре их две), студенты собирают экспериментальную, так называемую «студенческую» ракету. Уже было два успешных пуска. Помимо этого, силами Noosphere Украина не только принимала Чемпионат Европы и Чемпионат мира по ракетомодельному спорту, но и регулярно проводит национальные соревнования, а также этапы Кубка мира.

Уже более 20 лет космическая Украина, по сути, существует исключительно благодаря торговле ракетными компонентами, что для статуса космической державы все-таки недостаточно, на мой взгляд. Во-вторых, согласно статье 4 Закона «О предпринимательстве» деятельность, связанную с созданием ракетоносителей, могут осуществлять исключительно государственные компании. Кроме того, существует огромное количество подзаконных нормативных актов, которые прописывают все таким образом, что в космической отрасли Украины все осуществляется на основании государственных закупок, а Национальное космическое агентство Украины — генеральный заказчик всех проектов. Потому американский сценарий в данных условиях просто невозможен. Вместе с тем мы пошли принципиально новым путем — путем кооперации. Firefly Aerospace — американская компания с RnD центром в Украине. Украинский офис прошел лицензирование ITAR и теперь, пожалуй, является уникальным случаем во всей мировой практике космической индустрии

7—8 сентября в Днепре пройдет уже IV фестиваль робототехники BestRoboFest. Ключевое его отличие от подобных мероприятий по всей стране в том, что оно не просто бесплатно для всех желающих, но мы также компенсируем транспортные расходы для участников соревнований по робототехнике и разыгрываем среди них призовой фонд в 50 тысяч гривен. Наш конкурс инженерных стартапов Vernadsky Challenge стал стартовой площадкой для многих украинских стартапов, которые теперь уже на слуху, например Cardiomo, Hideez, Racoon и многих других. В Днепре Noosphere занимается реконструкцией Планетария и Парка Гагарина. В ближайших планах — амбициозный проект реконструкции Музея космонавтики в Житомире: в планах построить новый павильон.

Из образовательных проектов особого внимания заслуживает учебно-научный центр космической техники и технологий на базе Днепровского национального университета и Киевской Политехники, который будет работать по принципу дуального образования. Так, уже в этом году стартовал прием магистров на специальность «авиационная и ракетно-космическая техника». Следующим шагом будет прием на специальность «материаловедение». Что касается компании Firefly Aerospace — это частная американская аэрокосмическая компания, основанная в Остине (Техас, США). Компания разрабатывает легкие ракетоносители для запуска малых спутников и кубсатов в космос.

 — В прошлом году ваш филиал, расположенный в Днепре, посетил Президент Украины. Кто там работает и над чем именно?

— RnD офис, расположенный в Днепре, занимается исследованиями и разработками в сфере ракетостроения. Согласно TAA они производят отдельные узлы для ракеты «Альфа». В центре работают порядка 155 специалистов. Более детальную информацию по распределению рабочих задач мы не можем разглашать.

«Я ЯВЛЯЮСЬ СТОРОННИКОМ ФИЛОСОФИИ ВЛАДИМИРА ВЕРНАДСКОГО»

 — Что представляют собой ракеты-носители «Альфа» и «Бета»? Какими они обладают возможностями и когда состоятся их запуски?

— «Альфа» — это ракета-носитель малого класса, предназначенная для запуска малых спутников, например, CubeSat. На обеих ступенях ракеты используется жидкостной ракетный двигатель с элементом топлива — керосин RP-1/жидкий кислород. Высота корпуса ракеты — 29 метров. Ракета может поднять одну тонну на низкую околоземную орбиту, или 600 кг на высоту 550 км. Запуск «Альфы» запланирован на декабрь текущего года. Для первого пуска «Альфы» мы анонсировали возможность для ученых и энтузиастов бесплатного запуска их полезной нагрузки на борту этой ракеты. Эта акция носит название — DREAM (Dedicated Research and Education Accelerator Mission), что в переводе — мечта. Аббревиатура же переводится как Специальная Исследовательская и Образовательная Акселерационная Миссия.

Другая разработка «Бета» — это ракета-носитель среднего класса, логическое продолжение ракеты «Альфа». Практически все технологии, используемые в «Бете», — двигатель, авионика и т.д. — будут отработаны на «Альфе» и успешно «перенесены». Высота ракеты — 31 м. Она сможет подымать 4 тонны на 200 км и 3 тонны на 500 км. В целом, если посмотреть на классы ракет, которые предлагает Firefly, то наша компания занимает уникальную нишу на рынке.

— Знакомы ли вы с кем-то из лидеров «нового космоса» в США? Каким вы видите международное сотрудничество в этой сфере?

— Космическая индустрия — весьма консервативное и закрытое сообщество. Здесь все друг друга знают. Том Маркусик, руководитель Firefly Aerospace, до этого работал в Virgin Galactic, SpaceX. Компания  Firefly подписала меморандум о сотрудничестве с Airbus Defence and Space о предоставлении пусковых услуг клиентам Airbus, сотрудничает с Spaceflight, York Space Systems и многими другими. Один из последних международных договоров компании — о сотрудничестве с израильской компанией Israel Aerospace Industries, в рамках которого лунный аппарат Firefly позаимствует технологии израильского аппарата Beresheet разработки  Israel Aerospace Industries. Я являюсь сторонником философии Владимира Вернадского. Согласно его учению ноосфера — сфера разума — не знает национальных границ. Пожалуй, только с поправкой на границы с Российской Федерацией и рядом стран, которые не разделяют демократические ценности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать