Перейти к основному содержанию

НОВОЕ ИМЯ новой Галереи ГЕЛЬМАНА

02 августа, 00:00
«Wireframe» киевского художника Ивана Цюпки стал первым проектом Галереи Марата Гельмана в Киеве в качестве украинской художественной институции

Филиал знаменитой московской галереи открылся в нашей столице в ноябре 2001 года. Многие связывали это событие с востребованностью Марата Гельмана как политтехнолога в контексте парламентских выборов в Украине. Это мнение сказывалось на оценке СМИ представленных в галерее проектов. Несмотря на громкие для постсоветского современного искусства имена, нарекания вызывал, к примеру, факт ретроспективности здешней галерейной программы по отношению к московской. Доставалось и украинским кураторам и художникам, организовывавшим новые проекты в киевском галерейном пространстве Гельмана. Не имея смелости открыто критиковать гипотетических политических спонсоров галереи и реальных доказательств такого спонсорства, критики не стеснялись в обвинениях художников.

Однако выборы прошли, а активность легендарного галериста на киевской художественной сцене не только не закончилась, но вышла на качественно новый уровень. Филиал преобразован в украинскую институцию, которая будет работать под названием Галерея М. Гельмана в Киеве — со своей суверенной концепцией, политикой и стратегией. Директором галереи стал художник и куратор Александр Ройтбурд — личность для украинского contemporary art — харизматическая. Творческие связи Марата Гельмана и Александра Ройтбурда имеют свою историю: гельмановская галерея в Москве открылась в 1989 году именно выставкой Ройтбурда. Работающий с 1999 года в Нью- Йорке художник вернулся на родину, но не отказывается от своих интересов в США. В сентябре он представит на выставке в Нью-Йорке новую версию своего видео «Эрос и Танатос победившего пролетариата в психомоторной паранойе Дзиги Вертова», созданного для выставки куратора Ежи Онуха «Бренд «Украинское» в киевском ЦСИ.

Галерея М. Гельмана в Киеве — логичное развитие политики ее владельца в арт-бизнесе. Возвращаясь к первым годам своей деятельности по формированию еще в СССР среды современного искусства и его потребителей, Гельман вспоминает, что в Москве его галерею называли «украинской мафией». В первой половине 90-х шестьдесят процентов выставок галереи составляли презентации украинских художников, среди которых такие значимые сегодня имена, как Олег Кулик, Олег Тистол, Борис Михайлов, Арсен Савадов и Георгий Сенченко, Сергей Ануфриев, Александр Гнилицкий. Во многом благодаря Гельману состоялась как явление и получила известность в мире так называемая волна украинского трансавангарда.

Выставка Ивана Цюпки «Wireframe», открывшая Галерею М. Гельмана в Киеве в статусе украинской художественной институции, характеризует ее стратегию продюсирования новых имен в нашей художественной ситуации. Это первый персональный проект Цюпки в галерее столицы, хотя работы его неоднократно экспонировались не только в Киеве, но и в Париже, Берлине, Москве и Одессе. «Wireframe» — термин, используемый в компьютерной анимации. Он обозначает первоначальный образ трехмерной фигуры, подобный проволочному каркасу, который впоследствии «обтягивается» виртуальной кожей. В фотоработах Цюпки не виртуальная реальность вторгается в реальную, а наоборот. Живые обнаженные модели, на тела которых флюорисцентной краской нанесена каркасная сетка, сфотографированы в ультрафиолетовом освещении. Их расслабленное и раскованное бытование в пространстве картин автор трактует как сценки отдыха персонажей компьютерной анимации в перерывах между съемками. Таким образом, человеческие тела создают иллюзию цифровой бестелесной реальности. В теперешней ситуации предсказуемости ходов и эстетической клишированности всякой виртуальной тематики проект Ивана Цюпки приятно удивляет своим изяществом. Фактически он гуманизирует эту эстетику. Куратор Александр Соловьев отмечает: «Бытовые ситуации, в которых оказываются «проволочные каркасы» будто бы 3D моделей возвращают зрителя к популярным relity show. Художник доводит до абсурда идею подглядывания за искусственно заточенными в пространстве субъектами, которых по велению режиссера «аниматора» можно спровоцировать на любое необходимое поведение. Марионетки позируют, флиртуют, прихорашиваются, как бы не замечая всевидящего ока фотокамер».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать