НОВОЕ ИМЯ новой Галереи ГЕЛЬМАНА
Филиал знаменитой московской галереи открылся в нашей столице в ноябре 2001 года. Многие связывали это событие с востребованностью Марата Гельмана как политтехнолога в контексте парламентских выборов в Украине. Это мнение сказывалось на оценке СМИ представленных в галерее проектов. Несмотря на громкие для постсоветского современного искусства имена, нарекания вызывал, к примеру, факт ретроспективности здешней галерейной программы по отношению к московской. Доставалось и украинским кураторам и художникам, организовывавшим новые проекты в киевском галерейном пространстве Гельмана. Не имея смелости открыто критиковать гипотетических политических спонсоров галереи и реальных доказательств такого спонсорства, критики не стеснялись в обвинениях художников.
Однако выборы прошли, а активность легендарного галериста на киевской художественной сцене не только не закончилась, но вышла на качественно новый уровень. Филиал преобразован в украинскую институцию, которая будет работать под названием Галерея М. Гельмана в Киеве — со своей суверенной концепцией, политикой и стратегией. Директором галереи стал художник и куратор Александр Ройтбурд — личность для украинского contemporary art — харизматическая. Творческие связи Марата Гельмана и Александра Ройтбурда имеют свою историю: гельмановская галерея в Москве открылась в 1989 году именно выставкой Ройтбурда. Работающий с 1999 года в Нью- Йорке художник вернулся на родину, но не отказывается от своих интересов в США. В сентябре он представит на выставке в Нью-Йорке новую версию своего видео «Эрос и Танатос победившего пролетариата в психомоторной паранойе Дзиги Вертова», созданного для выставки куратора Ежи Онуха «Бренд «Украинское» в киевском ЦСИ.
Галерея М. Гельмана в Киеве — логичное развитие политики ее владельца в арт-бизнесе. Возвращаясь к первым годам своей деятельности по формированию еще в СССР среды современного искусства и его потребителей, Гельман вспоминает, что в Москве его галерею называли «украинской мафией». В первой половине 90-х шестьдесят процентов выставок галереи составляли презентации украинских художников, среди которых такие значимые сегодня имена, как Олег Кулик, Олег Тистол, Борис Михайлов, Арсен Савадов и Георгий Сенченко, Сергей Ануфриев, Александр Гнилицкий. Во многом благодаря Гельману состоялась как явление и получила известность в мире так называемая волна украинского трансавангарда.
Выставка Ивана Цюпки «Wireframe», открывшая Галерею М. Гельмана в Киеве в статусе украинской художественной институции, характеризует ее стратегию продюсирования новых имен в нашей художественной ситуации. Это первый персональный проект Цюпки в галерее столицы, хотя работы его неоднократно экспонировались не только в Киеве, но и в Париже, Берлине, Москве и Одессе. «Wireframe» — термин, используемый в компьютерной анимации. Он обозначает первоначальный образ трехмерной фигуры, подобный проволочному каркасу, который впоследствии «обтягивается» виртуальной кожей. В фотоработах Цюпки не виртуальная реальность вторгается в реальную, а наоборот. Живые обнаженные модели, на тела которых флюорисцентной краской нанесена каркасная сетка, сфотографированы в ультрафиолетовом освещении. Их расслабленное и раскованное бытование в пространстве картин автор трактует как сценки отдыха персонажей компьютерной анимации в перерывах между съемками. Таким образом, человеческие тела создают иллюзию цифровой бестелесной реальности. В теперешней ситуации предсказуемости ходов и эстетической клишированности всякой виртуальной тематики проект Ивана Цюпки приятно удивляет своим изяществом. Фактически он гуманизирует эту эстетику. Куратор Александр Соловьев отмечает: «Бытовые ситуации, в которых оказываются «проволочные каркасы» будто бы 3D моделей возвращают зрителя к популярным relity show. Художник доводит до абсурда идею подглядывания за искусственно заточенными в пространстве субъектами, которых по велению режиссера «аниматора» можно спровоцировать на любое необходимое поведение. Марионетки позируют, флиртуют, прихорашиваются, как бы не замечая всевидящего ока фотокамер».