Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Нужна активная община и «качественные» путешественники»

Марьяна Олеськив — о том, почему до сих пор в Украине буксует внутренний туризм и имеет ли он реальные шансы на прорыв
08 июля, 11:44

12 июня Государственное агентство развития туризма Украины дало старт проекту «Путешествуй по Украине». Его цель — популяризировать среди соотечественников внутренний туризм. Для этого в агентстве призвали всех желающих делиться своими любимыми местами в соцсетях, ставить хэштег #МандруйУкраїною и указать геолокацию. Но что дальше? Как такая информационная кампания поможет развивать инфраструктуру для туризма, поднимать его в регионах, реализовать идеи на деле, а не словах, и наконец привлекать не только украинских, но и зарубежных туристов? Об этом и не только — в беседе с председателем Государственного агентства развития туризма Марьяной ОЛЕСЬКО.

— Сейчас для туризма наступили очень тяжелые времена, и Украина здесь не исключение. С началом пандемии пришлось быстро реагировать — было большое количество встреч с представителями туристических операторов, работали над возвращением туристов, которые на момент объявления карантинных мероприятий оказались за пределами Украины. Однако, решая насущные тактические вопросы, мы не забывали о стратегии нашей работы. И главное направление — развитие внутреннего туризма в Украине. Так в тесной кооперации государства, бизнеса, креативных индустрий и туризма родился проект «Путешествуй по Украине». Очень много людей откликнулось на призыв о помощи. Концепт промокампании # МандруйУкраїною для ГАРТ создал Андрей Федоров.

— Да, в Украине хватает хороших идей, но достаточно часто они остаются идеями. Достаточно вспомнить Крым, о развитии его туристического потенциала не говорил разве что ленивый. А полуостров оставался советским — ментально, экономически, политически ...

— Соглашусь. Многие люди были и остаются ментально не готовыми к изменениям. Рыночную экономику восприняли не как систему ценностей. Долго не понимали, что рыночная экономика — это система.

Сегодня, возвращаясь к проблемам отрасли, мы имеем ситуацию, когда отсутствовали действенные генеральные планы развития территорий, в частности в рекреационных зонах. Что уж говорить о системности застройки на этих территориях. И сегодня изменить что-то уже сложно. Можно напомнить ситуацию, сложившуюся в Затоке.

«СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ ОПЫТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ В ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ»

— Что, по вашему мнению, нужно делать?

— Планировать развитие туризма на новых территориях, которые еще не приглянулись «бессистемности». Очень важно налаживать сотрудничество с громадами. В частности, в рамках инициативы президента «Магниты Украины» ведется работа над несколькими инвестиционными проектам, которые станут знаковыми для Украины. Это будут мощные курортные зоны, правильно спланированные с нуля. У нас есть такие территории в Одесской, Херсонской областях. За основу возьмем зарубежный опыт. Эти новые курорты станут примером для других, докажут правильность генерального планирования. Мы имеем немного лучшую ситуацию в Западной Украине. Ближе есть другие страны Европы, выступающие примером. Легче увидеть со Львова, как происходит в той же Польше. Быстрее берутся на вооружение механизмы планирования. Львов развивается другим путем и быстрее. Я три года возглавляла во Львове «Центр развития туризма». И это история сотрудничества с европейскими городами. Львов является членом Европейской ассоциации по маркетингу городов. Сегодня Украине стоит использовать уже имеющийся опыт преобразования исторических памятников в туристические объекты.

В течение этого года хотим сделать минимум два объекта. Следует начать работать! Тогда в следующем году их будет уже десять ... а потом пятьдесят.

«СОЗДАННЫЙ «ИЗ ЦЕНТРА» ОБЪЕКТ СТАНЕТ МЕРТВОРОЖДЕННЫМ РЕБЕНКОМ, ЕСЛИ ЕГО ВАЖНОСТЬ НЕ ПОЙМУТ ЖИТЕЛИ ГРОМАДЫ»

— Вы считаете, что без местной громады не будет системного развития туристической отрасли?

— Именно так! Если в громаде не будет людей, которые видят потенциальную привлекательность своих территорий, которые готовы начинать что-то делать, ничего не получится. Созданный «из центра» туристический объект станет мертворожденным ребенком, если его важность не поймут жители громады. Никакие инфраструктурные изменения, никакие хорошие дороги не изменят ситуацию, если громада не захочет жить вместе с таким туристическим объектом.

Определение туристических «магнитов» заключается в заинтересованности местной громады иметь такой объект. далее инфра. Далее инфраструктура — возможность доехать, задержаться на ночлег. Но только громада способна понять, что необходимо для преобразования просто памятника культуры в туристический объект. Львов в 2006 году, отмечая свое 750-летие, увидел и проблемы, и потенциал. Местная власть провела очень мощную рекламную кампанию праздника. Приехало очень много людей .., которым негде было жить, негде было комфортно пообедать. Тогда власти города и жители Львова поняли — к нам могут ехать туристы в огромном количестве.

И начали планировать. На планы власти откликнулся бизнес. Сотрудничество власти и громады дали результат. В то же время, следует помнить, что громада не откликается на предложения власти, если ей не предлагают стратегию. Вот почему мы теперь говорим об этом краеугольном камене — важности планирования.

Понимает ли львовянка Марьяна Олеськив, что развивать туристический бизнес в Западной Украине намного легче, чем в Украине Центральной или Восточной? Во Львове только одно поколение родилось при советской власти. К тому же оно вырастало в семье, которая помнила «как было до советов». Украина Центральная и Восточная — это два поколения людей, которые осознавали решающее слово секретаря парткома. А дедушки с бабушкой, которые могли бы рассказать о другом, не было. Их не стало в 1933-м ...

— Вы затронули очень важную проблему, которая касается не только проблем развития туризма. Я сама рождена в Советском Союзе. И могу говорить, что у жителей Западной Украины это советское мировосприятие отчасти тоже есть. Я тот человек, которому дед рассказывал о том, как было «до советов». Есть с чем сравнивать, потому что работала в Одессе и очень люблю этот город. В то же время, я знаю Лалу Тарапакину, она занимается замками, возглавляя благотворительный фонд «Двенадцать стражей». Лала поехала теперь в Тальное Черкасской и занимается тем, что учит местную громаду заботиться об их замке. Она просто объясняет людям, как это — заботиться о том, что они имеют.

Интересным примером того, как одна громада может научиться у другого, может быть Винницкая область. Там есть Тульчин со своим дворцом Потоцких. А рядом уже имеем громаду Немирова, которая начинает совсем другими глазами смотреть на дворец графини Щербатовой. Возможно, в Западной Украине эти процессы будут двигаться быстрее, но я убеждена, что на всей территории Украины можно начинать эти изменения. Пусть эти шаги будут небольшими и осторожными, но их следует делать.

Мой дед когда-то сказал: «Украина будет тогда, когда умрет последний человек, рожденный в Советском Союзе». Если это так, то моя задача — человека, рожденного еще в Советском Союзе, — готовиться к тому, чтобы Украина была. Для наших детей, внуков ...

«НАМ НУЖНО НЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ТУРИСТОВ, нам нужны качественные ТУРИСТЫ»

— Если говорить о развитии въездного туризма, какие риски нас ждут?

— Опять на примере Львова. В последние несколько лет в городе стали звучать мнения о том, что туристы мешают львовянам жить. Ситуация с пандемией внесла свои коррективы. Во Львове прекратились поступления в местный бюджет, денег мало. Без работы осталось очень много людей. Львов и Трускавец мгновенно почувствовали кризис — одно рабочее место в сфере туризма создает четыре рабочих места в смежных отраслях.

Территории, которые будут формировать туристические объекты с нуля, должны научиться прогнозировать проблемы перегрузки. Креативный город — это город комфортный, прежде всего, для его жителей. Только комфортный для жителей город может стать действительно привлекательным для туристов.

Нам нужно не как можно больше туристов, нам нужны качественные туристы. Нам нужен турист, который приедет, проведет у нас больше времени, потратит у нас деньги и обогатит нас своим общением. Нам не нужен турист, который приедет только разрушать. Туристическая отрасль не будет развиваться стабильно, не сможет стать сильной без сильных институтов гражданского общества. Именно эти институты должны стать тем предохранителем, который не позволит превратить определенную территорию в центр алкогольного туризма. Наша задача — показать Украину как место, где есть культура. Это сложнее и дольше в исполнении. Это требует значительно больших усилий и финансирования со стороны государства или местных властей.

«СТРЕМИТСЯ СОЗДАТЬ ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» УЧАСТНИКОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

— Органы власти всегда что-то контролируют. Что контролирует Гостуризм, если туризм, как таковой, только зарождается?

— Отсутствие стратегии развития обусловила и отсутствие контроля за субъектами хозяйствовеной деятельности в сфере туризма. Контроля с четкими, прозрачными, понятными для каждого правилам. Сегодня нуждаемся в существенном обновлении закона «О туризме».

Мы предлагаем создание единого реестра субъектов туристической деятельности. В частности, вместо недейственного лицензирования туроператоров будет введен цифровой реестр, который позволит понять, кто реально работает, и вводить систему страхования туристов — от ситуации невозврата или невозможности воспользоваться туристическими услугами. Мы стремимся создать цивилизованные отношения «участников туристического движения». А контроль за средствами размещения туристов следует возложить на органы местного самоуправления, поскольку это напрямую связано с налогами. Сегодня руководители ОТГ говорят о том, что на их территории есть много субъектов хозяйствовенной деятельности, которые являются средствами размещения, но налоги не платят. И повлиять на эту ситуацию ОТГ никак не могут. Очень важно, чтобы местная гормада влияла на доброчестнгстьь представителей туристического бизнеса.

Есть еще проблема деятельности туристических гидов.

— Когда я в одном из первых своих интервью сказала, что мы хотим создать реестр гидов, реакция была мгновенной. Отреагировали возмущением. Это последствия хаоса постсоветской эпохи, когда деятельность гида стала скорее хобби, а не профессией. Наши гиды или уже забыли, как это — работать системно, или никогда не знали этого. Мы хотим наладить сначала диалог, объяснить гидам, что работать системно и по правилам — это выгодно самим гидам. Это повышает уровень престижности профессии. В конце концов, если мы не урегулируем это на государственном уровне, то окажемся в ситуации, когда к нам приедет китайская группа со своим гидом, и он будет им рассказывать об истории Киева ... А об истории Киева он прочитает в методичках, написанных в Москве. Наличие гида в соответствующем реестре должно быть гарантией со стороны государства, это лицо в состоянии предоставить качественные услуги. Каждое государство заботится о том, чтобы на его территории рассказывали его толкование собственной истории, а не версию соседей. Так делают во всех странах. В Израиле деятельность туристических гидов контролируется не только туристическим ведомством, но и министерством внутренних дел. Сейчас я рада тому, что несмотря на шум и возмущение, нашу идею поддерживает профессиональное сообщество — Всеукраинская ассоциация гидов, Гильдия гидов Киева. Для того чтобы туризм имел шанс на прорыв, должна быть команда единомышленников, которые будут рождать классные, креативные идеи, а реализовывать их мы будем все вместе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать