Ньютоны за партами
Школьников научат ставить эксперименты
Недавно правительство Украины приняло Комплексную программу обеспечения учебных заведений страны современными техническими средствами обучения по естественно- математическим и технологическим дисциплинам. Программой предусматривается проведение научных исследований, а также проектно-конструкторские и методологические разработки. Будет организовано производство и апробация новых средств обучения. Ожидаемое нововведение «День» предложил прокомментировать председателю Межведомственного совета по научному приборостроению при Президиуме НАН Украины, заслуженному деятелю науки Украины, академику НАНУ, директору Института прикладной физики НАН Украины Владимиру СТОРИЖКО.
— Почему сегодня мы уделяем особое внимание математическим и технологическим дисциплинам?
— Это напрямую связано с необходимостью перехода на инновационную модель развития экономики, которая держится на двух китах: высококвалифицированных специалистах и доступе к фундаментальной науке мирового уровня. Статистика говорит, что если произведен какой-то научный продукт, то, благодаря информационным технологиям, он становится достоянием всей мировой научной общественности. Существуют даже данные о том, что 95% новых знаний переходят в новые технологии уже в другой стране. Может сложиться впечатление, что нам можно не поддерживать фундаментальную науку, а только использовать знания, полученные в других государствах. Однако с чем столкнулась сегодня Япония, использовавшая технологии, разработанные в других странах? Сначала все шло хорошо, но, достигнув определенного уровня, она поняла, что развиваться прежним путем уже невозможно. Сейчас эта страна начала вкладывать очень большие деньги в развитие фундаментальной науки. Мы живем в условиях рыночной экономики, и государства предпринимают немалые усилия по защите своей интеллектуальной собственности. Если в Украине не будет высокообразованных людей и фундаментальной науки, мы будем не в состоянии воспринимать ни новые знания, ни новые технологии.
— Как сегодня обстоят дела с техническим обеспечением учебных заведений в Украине?
— Ситуация очень тревожная. По результатам обследования общеобразовательных школ, уровень их оснащенности лабораторным и демонстрационным оборудованием не превышает 20% от потребности. Причем оно морально и физически устаревшее. Общая потребность в новом оборудовании только в сети образования можно оценить примерно в 5,5 миллиарда гривен. Предполагается использовать многоканальную систему финансирования. На реализацию принятой программы определено выделить 1,3 миллиарда (70% — из государственного бюджета, около 30% — за счет местных бюджетов, а также предполагается привлекать средства высших учебных заведений, полученные за предоставление образовательных услуг).
— Как планируется решать вопрос с организацией производства учебного оборудования в стране? Имеется ли для этого необходимая база?
— Проанализирована номенклатура продукции заводов, которые ранее занимались выпуском учебной техники. Таких заводов в Украине было около 20. В связи с тем, что государственный заказ на учебную технику отсутствовал, эти предприятия переориентировались — и многие вообще перестали выпускать учебную технику. Сейчас мы работаем с этими заводами и готовим программу разработки промышленного выпуска учебных приборов. Реализовываться план будет рыночными методами, а закупка оборудования производится только на тендерной основе. Чтобы стимулировать участие промышленных предприятий в этой программе, принят закон, которым предусмотрено создание в городе Сумы технологического парка «Научные и учебные приборы». Технологический парк — это инновационная структура, для которой создаются льготные условия для осуществления инновационных проектов. Программа будет частично осуществляться за счет инновационных проектов, которые будет рассматривать Комиссия по организации деятельности технологических парков и инновационных структур других типов Кабинета Министров Украины. После утверждения этих проектов они получат налоговые льготы, и это станет хорошим стимулом для участия предприятий Украины в реализации программы.
Создание технопарка — это очень серьезный шаг. Государство ничего не потеряет от его создания, потому что оборудование пойдет в систему образования, которое финансируется из бюджета. Когда индустрия заработает, то благодаря экспорту государство начнет получать прибыль. Мы сможем выиграть за счет дешевизны рабочей силы — она сейчас в Украине в 20 дешевле, чем в Западной Европе, и в 5-6 раз — чем в Польше. В некоторых странах, в том числе странах СНГ, нет производства учебных приборов. У нас есть все возможности завоевать этот рынок сбыта. В соответствии с программой в Институте прикладной физики НАН Украины создается Научно-исследовательский центр учебно-научных приборов двойного подчинения. Его создание позволит объединить усилия МОН, АПНУ и НАНУ в реализации этой программы.
— Как будут выглядеть современные кабинеты физики, химии, биологии? Будут ли заменять измерительные приборы со стрелками на электронные?
— Современные учебные приборы обязательно включают в себя микропроцессоры, которые используются для проведения лабораторных исследований. Полученные данные будут обрабатываются с помощью компьютера. Особенностью современного учебного кабинета является то, что все приборы — модульного типа. Для проведения экспериментов преподаватели и учащиеся из необходимых им модулей набирают нужную лабораторную установку, которую собирают, словно детский конструктор. Это очень увлекательная процедура для учеников, ведь каждая составляющая может быть использована в нескольких экспериментах, также это выгодно и экономически. Новые приборы могут иметь выход на компьютеры, где будут обрабатываться результаты. От этого возрастет эффективность использования техники во время обучения.
— Не приведут ли новейшие технологии к тому, что все эксперименты будут проводиться с помощью компьютера на расстоянии и традиционные методики обучения останутся в прошлом?
— Сегодня возможно проведение различных лабораторных работ и на расстоянии — например, сидя дома у компьютера. Однако должно быть разумное сочетание нетрадиционных форм обучения, связанных с компьютером, и традиционных форм, связанных с лабораторным оборудованием. Одно дело видеть на экране компьютера прибор и с ним экспериментировать, и совсем другое, когда ученик своими руками собрал этот прибор и провел эксперимент. Установлено, что эффективность средств обучения прямо пропорциональна сложности учебной техники. Чем учебная техника сложнее, тем она более эффективна, — предмет лучше усваивается. Максимальную эффективность имеют индивидуальные лабораторные работы. Поэтому развиваться должны все формы учебной техники, дети должны научиться проводить эксперимент. Это очень важно для тех, кто потом будет заниматься наукой и пойдет работать в исследовательский институт, на различные фирмы. Важно иметь практические навыки работы с оборудованием еще со школьной скамьи.
— Когда и где можно будет увидеть новое оборудование в действии?
— Сейчас по инициативе Сумской областной администрации в 10 школах области (в том числе и сельских) начинается «Всеукраинский эксперимент по внедрению новых средств обучения». Там были изысканы возможности для приобретения небольшого количества импортного учебного оборудования, а двадцать учителей химии, биологии и физики прошли двухнедельную подготовку в Геттингенском университете в Германии, а также на фирме, которая выпускает эти приборы. За счет средств, предусмотренных программой, со следующего учебного года в первую очередь будут оснащаться новым оборудованием институты последипломного образования и педагогические университеты. Сначала учиться работать по-новому будут учителя.
— Как реализация данной программы может повлиять на научную жизнь в Украине?
— Лабораторное оборудование на Западе очень дорогое, это связано с дороговизной рабочей силы. Поэтому наша задача — организовать производство этого оборудования в Украине по тем же западным технологиям. Чтобы предприятие могло освоить выпуск новой продукции, нужен стартовый капитал. Мы бы смогли производить высокотехнологическую продукцию и на экспорт. Это была бы рентабельная продукция с большой прибавочной стоимостью. Если удастся организовать производство технических средств обучения в Украине, то это даст большую экономическую выгоду. Если мы решим проблему стартовых инвестиций, то по нашему научному, техническому потенциалу мы, без сомнения, можем быть конкурентоспособными. Вопрос только в том, сумеем ли организовать эту работу и на сколько наше законодательство будет способствовать нам в этом.
Ведь должно быть не просто увеличение финансирования науки, а увеличение на приоритетных ее направлениях. XXI век — это век науки о живом. Биотехнология, генная инженерия — самые важные направления развития. Другое важное направление — нанотехнологии, то есть технологии на уровне субмикронных размеров. Это изучение физических и химических явлений на атомном и молекулярном уровнях и создание мини-машин, мини-устройств, которые будут иметь микроскопические размеры, что особенно важно для медицины. Например, крошечный робот сможет двигаться по кровеносной системе человека и производить диагностику и операции внутри сосудов. Наличие же в учебных заведениях современного оборудования, которое может демонстрировать новейшие достижения нашей науки, связанное с новейшими технологиями, не может не привлечь школьников и студентов к глубокому изучению наук. Это может стать хорошим стимулом для прихода талантливой молодежи в науку.
Выпуск газеты №:
№169, (2004)Section
Общество