О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦИФРЫ

Позвольте предложить очень непростой разговор на скучную тему «Украина в цифрах». А непростой он потому, что если собрать все цифры вместе и при этом не лицемерить, то...
Итак, цифра первая — сколько нас есть? Не сколько в Украине жителей (это известно по итогам переписи — около 48,5 миллиона), а сколько их находится на территории Украины? Ведь при переписи в опросных листах не было одного очень важного вопроса: «Сколько месяцев в году вы отсутствуете в Украине?» (разве что косвенно вопрос №16). По заявлению украинского омбудсмана г-жи Карпачевой, в среднем около семи миллионов граждан Украины ежегодно работают (легально или нелегально) за рубежом (по оценкам зарубежных экспертов, эта цифра колеблется в пределах 5—9 миллионов, т.е. в среднем — те же 7 млн.). Отсюда следует, что из 48,5 млн. граждан Украины в стране реально присутствуют лишь 42—44 млн. Возникает вопрос: как эти реалии учтены в организации «жизнедеятельности», а также в бюджете страны (хотя бы в расширении штата наших посольств в тех странах — Португалии, Испании, Греции, Турции и др., — где работает много наших граждан, для защиты их интересов)?
Вторая цифра — сколько у нас избирателей? По данным Госкомстата, в нашей стране 22% детей до 16 лет, а если добавить граждан до 18 лет и лиц, лишенных избирательных прав, — выйдет минимум 24%. Отсюда количество избирателей 48,5 — (48,5x0,24)= 37 млн. По данным же Центризбиркома, в избирательных списках на выборах-2002 числились 38,3 млн. избирателей. Откуда? Но это «цветочки». А вот и «ягодки»: из 38,3 млн. получили на руки бюллетени на участках 25,9 млн., т.е 68%. Но из 38,3 млн. «списочников» (а тем более, из 37 млн.) — 5-7 млн. граждан «избирательного» возраста находились за границей и явиться не могли. Выходит, реальное количество выданных избирательных бюллетеней при 70%-ном волеизлиянии НЕ МОГЛО ПРЕВЫШАТЬ (38,3 — 6)х0,7=22,6 миллиона? (Остальные бюллетени, сверх этих цифр, — их несколько миллионов — могли появиться только в урнах наших посольств за рубежом). Я уверен: в интересах демократического будущего Украины необходимо вынести эти цифры на публичную дискуссию, а не замалчивать проблему...
Третье — сколько нас участвует в политических акциях? Наша периодика обычно пишет: «это какие-то жалкие 2- 3% — не стоит обращать внимания». Но на недавнем брифинге МВД Украины заместитель госсекретаря г-н Варенко выразил обеспокоенность тем, что в последние годы растет количество массовых мероприятий, инициированных различными политическими партиями, движениями, блоками. По его словам, за девять месяцев 2002 г. было 41,3 тысячи таких мероприятий и в них приняли участие почти 23 миллиона наших граждан. Если так и дальше пойдет, то к концу года цифра дорастет до 30 миллионов. А это почти все реально присутствующее в стране взрослое население!
Четвертое — сколько мы зарабатываем? Обычно газеты приводят среднюю зарплату; весь же мир оперирует «среднедушевым доходом в семье». Например, для однодетной семьи с бабушкой получим: [400 грн. (з/п отца) + 150 грн. (з/п матери) + 70 грн. (пенсия бабушки)] : 4 = 180 грн./чел. — это далеко ниже «среднегодового» прожиточного минимума (350 грн.), это почти официальная черта бедности. При этом до сего дня четырем миллионам наших тружеников не вернули долги по зарплате на сумму 3,5 млрд. грн. А ведь чтобы «дорастить» хотя бы одного ребенка до 18 лет — семье необходимы (по нашим весьма скромным нормам!) $18 тысяч! Т.е. средний реальный уровень доходов украинской семьи даже не обеспечивает минимальное воспроизводство населения страны. (Не удивительно, что за десять лет независимости население Украины уменьшилось на три миллиона человек — это потери, сопоставимые с потерями Украины во Второй мировой войне!). А что касается увеличения вкладов населения — не по «Western Union» ли они приходят от тех самых 5—7 млн. украинских «остарбайтеров», присылающих своим оставшимся в Украине близким по $50—100 в месяц? Прикиньте: 6 млн. х $75 х 12 мес. = 5,4 миллиарда наличных долларов в год! Неслабо... Только в чем здесь заслуга государства Украина?
Пятая цифра — какой у нас уровень безработицы? Согласно нашим законам, человек считается работающим, если он на протяжение недели работал хотя бы один час, т.е., исходя из минимальной зарплаты, заработал в месяц хотя бы одну гривну (?!). Поэтому нашим статистическим данным по безработице верить категорически нельзя. Если же внимательно почитать речи руководителей Фонда занятости, Управления Фонда страхования на случай безработицы, профсоюзных лидеров да присоединить сюда исследования зарубежных экспертов — выйдет, что реальная полная занятость трудоспособного населения на территории Украины не превышает 70%. Отсюда реальная безработица — 30%! При этом в Украине ежегодно «исчезает» в среднем полмиллиона рабочих мест. Да, часть «сокращенных» уходит из промышленности, науки, культуры в «челноки» и как-то кормит себя — но что хорошего в том, что высокотехнологичная страна и высокоинтеллектуальная нация постепенно превращаются в огромный табор менял и лоточников?
Вопрос шестой — как у нас обстоят дела с жильем? По данным Госкомстроительства, в Украине в очереди на получение первичного жилья стоит около двух миллионов семей, т.е. 7 млн. человек. Еще 17 млн. человек живут в условиях ниже или на грани минимума санитарно-гигиенических норм и нуждаются в улучшении жилищных условий. Итого — 24 млн. человек (полстраны!) остро нуждаются в жилье.
Седьмой вопрос — каков уровень здоровья населения? По данным Минздрава, сегодня уровень заболеваемости — 152 тыс. случаев на 100 тыс. населения, т.е. по полторы болячки «на нос». На учете состоит 670 тысяч только туберкулезных больных, из них 120000 — в активной форме. Кишечные инфекции и гепатит стали настоящим бичом малых городов и поселков. В наших больницах на одного больного положено в день 40 копеек на питание и 50 — на лекарства. В 2001 г. на 1000 наших граждан умерло 15,2 чел., а родилось — лишь 7,7 чел., т.е. вдвое меньше. При этом из тысячи новорожденных — 20 детей мертворожденные или умирают в первый год жизни, а еще 25 — имеют тяжелые врожденные пороки. У нас 300 тысяч детей-инвалидов; 2,5 миллиона пенсионеров-инвалидов; сотни тысяч инвалидов «трудового» возраста. Чуть не каждый третий школьник — уже «хроник». И если все эти цифры нашего нездоровья мысленно сложить, то перед нами возникнет страшная картина подрыва генофонда нации.
Так где же наше место в мире? По уровню ВВП (по разным оценкам — от 0,05 до 0,1% мирового) — мы где-то ниже первой сотни стран. По уровню жизни (доклад ООН) — на 80 месте из 173 стран. По показателю затрат на здравоохранение (данные ВОЗ) — на 111 месте из 190 стран. По индексу экологической устойчивости (данные Давоса-2001) — на 110 месте из 122 стран. Зато по уровню коррупции мы в первой десятке, можно сказать, мировой лидер.
И, наконец — что нас ждет в 2003 году? Судя по проекту бюджета-2003, будут сокращены расходы: на здравоохранение — на 13% (при этом программа борьбы с туберкулезом урезается на 46%!); на библиотеки — на 12%; на издание учебников — на 19%; на науку и культуру — по 4— 5% (а на академическую науку почти на 20%!); Конституционному Суду расходы сократили на 28%, а Уполномоченному по правам человека — на 19%. Зато выросли расходы на милицию, прокуратуру, налоговую инспекцию — на 12—27%. Согласен — наша армия и милиция финансируются из рук вон плохо. Но если имеет место укрепление силовых структур на фоне ослабления судебной и правозащитной систем, на фоне уничтожения здоровья, природы, науки, культуры, так куда же мы движемся: в Европу или в Северную Корею, в соответствие с новейшим учением «укрчучхе»?
Выходит, что все эти наши «впечатляющие экономические показатели», «возросшее благосостояние» и прочее — это всего лишь ПАРАМЕТРЫ НИЩЕТЫ. Ну ищет бомж в урнах пустые бутылки и сдает их в пункт стеклотары: вчера нашел и сдал 10, а сегодня — 15. Ура, есть 50% экономического роста и повышения благосостояния!
Поймите, это не «клевета на нашу украинскую действительность» (помните времена ЦК КПСС?). Это боль и страх (да, именно страх!) за будущее Украины, за судьбу ее трудолюбивого и талантливого народа. За нашу с вами судьбу.