О христианской веротерпимости
В конце октября в Киеве состоялась международная научно-практическая конференция «Религиозная свобода в постсоциалистических странах, правовое и государственное обеспечение». (Среди организаторов конференции были Украинская ассоциация религиеведов, Госкомитет по делам религий, отделение религиеведения Института философии НАН Украины.) Тут собрались религиеведы, теологи, философы, представители различных церквей и государственные служащие для обсуждения весьма актуальной для всех, а особенно для посткоммунистических стран проблемы — религиозной свободы. Свободы действительной, то есть для верующих всех религий, конфессий и деноминаций. Свободы как верить, так и не верить, свободы менять свои религиозные убеждения, а также закладывать фундамент новых религий. Статья 2 международной «Декларации по устранению всех форм нетерпимости и дискриминации из-за религиозных и иных убеждений» определяет «нетерпимость и дискриминацию» как «какие-либо исключения, ограничения или преимущества по поводу религиозных убеждений, которые аннулируют или наносят вред правам человека».
Один из участников конференции, господин Ли Бузби сказал, что при условии активизации религиозной жизни и религиозного творчества государство может принять одну из трех стратегий: спокойно наблюдать за религиозным плюрализмом, регулировать религиозную жизнь или бороться с теми или иными религиями. В некоторых странах мира, даже европейских, был принят третий вариант, и все религиозные общины были разделены на «чистые» и «нечистые». Первые — это «действительные религиозные организации», а вторые — «секты». Так было сделано, например, во Франции и Бельгии, что немедленно было признано нарушением международных стандартов религиозных прав человека. В то же время доклад Комитета ЕС по гражданским правам, составленный после детального изучения проблемы, констатировал, что «большинство стран считает факт существования и деятельности культов незначительным и непроблемным». И что каждая религиозная деноминация (многочисленная или нет, традиционная или новейшая) имеет право не только на спокойное существование, но также на получение статуса юридического лица.
Как оценить состояние дел в Украине в этом отношении? Если за критерий взять отсутствие кровопролития на религиозной почве, то очень хорошо. Если же речь идет об обеспечении всей полноты прав человека, то здесь совсем иная картина. Наиболее парадоксальным является то, что наше законодательство и деятельность государственных организаций, в частности Госкомитета по делам религий, намного больше соответствуют международным положениям об обеспечении прав человека, чем тот уровень веротерпимости, присущий сегодня украинскому обществу. (А мы так гордимся своей исторической веротерпимостью!) Речь идет, в частности, о наших традиционных церквях, почти каждая из которых считает себя едва ли не единственным субъектом Закона о свободе вероисповедания. Сознание же религиозной исключительности и враждебность ко всем иноверцам чаще всего воспитывают у своих последователей духовные лица.
Сегодня мы печатаем ряд материалов, посвященных этой важной и больной теме — за и против. Надеемся, что у читателя есть свои мысли и он захочет поделиться ими с другими. Позволю себе обратиться к нашим уважаемым авторам с просьбой, а именно — пишите как можно конкретнее, приводите факты из жизни вашего окружения, свои наблюдения. И еще — низвергайте ваших антагонистов логикой доказательств, а не ругательствами или голой риторикой. (Один из приведенных сегодня материалов является примером того, как не нужно писать).
Выпуск газеты №:
№215, (1999)Section
Общество