О колониализме XXI века
Глава правительства Татарстана в изгнании Вил МИРЗАЯНОВ: «Россия как национальное государство возможно только в пределах Московии»Российская Федерация состоит из 83 субъектов (не считая оккупированного Крыма). Абсолютное большинство этих территорий было присоединено вследствие захватнических войн. Со времен образования Московии политика этого государства была направлена на присоединение земель и покорение новых народов. Историческая судьба их незавидна, выбор небольшой — уничтожение или ассимиляция. По данным переписи 2010 года, лишь в 14 из 83 субъектов РФ русские составляют менее половины населения. Но, что интересно, в большинстве из этих субъектов после развала СССР в тех или иных формах возникали сепаратистские или национально-освободительные движения. И речь не только о Северном Кавказе — «проблемными», например, принято считать Республику Тыву или Татарстан.
О национально-освободительном движении Татарстана, а также о возможном превращении России в национальное государство говорим с известным ученым, борцом против незаконного распространения химического оружия, главой правительства Татарстана в изгнании Вилом Мирзаяновым.
— Вил Султанович, в 1990 году татары приняли Декларацию Независимости, которая впоследствии была подтверждена референдумом. Тем не менее, проект восстановления татарского национального государства не был реализован. Каковы были главные причины тому? Это «заслуга» эффективной политики Москвы или большее значение имели внутренние причины?
— Думаю, что оба фактора сыграли свою отрицательную роль. Дело в том, что татарское национальное движение было возглавлено руководством Татарского обкома КПСС, то есть первым секретарем Минтимером Шаймиевым. Коммунисты никогда не хотели и сейчас не хотят полной независимости от России. В то время они почуяли, что уступки Москвы гарантируют им беспредельный грабеж богатого нефтью и другими природными ресурсами Татарстана, и без промедления предали татарский народ. Конечно, Кремль оказывал давление — какая империя отдаст такую жемчужину. Когда Ельцин говорил «берите столько суверенитета, сколько можете проглотить», он просто играл. Ельцин — «русский патриот», он заботился о целостности российской империи, а не о свободе колониальных народов. Но все же, на мой взгляд, то, что татарстанский проект независимости был провален — прежде всего, следствие предательства Шаймиева и его коммунистической банды. Сегодня его сыновья — миллиардеры... Они захватили все богатства, всю экономику Татарстана, а наше национальное движение пришло к полному упадку.
— Эксперты отмечают, что всякое национальное движение всегда воспринималось в России негативно — не как имеющее определенные внутринациональные цели, а как направленное против русских. Согласны ли вы с этим? Как объясняете этот феномен?
— Феномен — очень простой. Русский народ никогда не жил при демократии, не имеет демократического менталитета. Он априори не способен допустить, что другие народы, в частности колониальные, являются равными ему. Убежденность в том, что колониальные народы должны пребывать под их контролем, в рабстве российской империи, это часть менталитета русских. Россия добровольно никогда не согласится отдать ни одну из оставшихся колоний.
«КРЕМЛЬ НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛИТ ОПУБЛИКОВАТЬ ПРАВДИВУЮ ИСТОРИЮ ТАТАР»
— За последние два с половиной года многие украинцы осознали, как важно знать свою историю. Ведь именно исторические фальсификации Россия использовала для легитимации агрессии. Одной из первых инициатив нового правительства было переименование колониальных советских топонимов. В Татарстане сегодня до сих пор стоят памятники палачам татарского народа. Знают ли татары, живущие в России, правдивую историю своего народа? Есть ли, по крайней мере, желание ее узнать?
— Население Татарстана разделено приблизительно пополам: 50% — это татары, 50% — русские. Из татарского населения свой язык знает вряд ли половина. Все татары России в школах и в высших учебных заведениях изучали историю, написанную русскими шовинистами. Все исторические книги в России написаны под влиянием идеологии русского шовинизма. Поэтому мы, татары-патриоты, всегда стремились и стремимся сейчас донести до каждого представителя нашего народа настоящую историю татар. Это — великая история, которая, согласно древнекитайским записям, берет начало с XVI века до нашей эры. Тюркскую нацию, ветвью которой являются татары, основали гунны. Лично я перевел пять книг западных авторов об истории татар, которые были написаны на основе древнекитайских записей. Но нынешняя колониальная администрация Казани не заинтересована в том, чтобы татары узнали свою настоящую историю. Другое дело в Украине — само государство теперь заинтересовано в том, чтобы украинский народ знал свою историю! Татары же, несмотря на усилия патриотов, по-настоящему еще не знают своей истории и продолжат верить «учебникам» русских шовинистов. Этот пример доказывает: чтобы остаться на исторической арене, татары должны обрести независимость!
Я тоже был воспитан и обучен именно на этих лжеисторических учебниках. Правдивую историю своего народа узнал уже будучи взрослым человеком. Парадокс в том, что сам татарский народ поверил в ужасное, античеловеческое «монголо-татарское иго». Хочу довести до вашего сведения, что на самом деле никакого монголо-татарского нашествия не было. Бату-хан был татарином, не монголом! Под его руководством на эти земли пришли представители одной из ветвей татарского народа. Согласно ДНК-анализам, среди татар и вообще на территории России нет никаких следов монголов! Это доказывает, что монголов никогда не было на этой земле. Татарстан, Поволжье — все это были татарские земли.
— Известно, что многие западные ученые до сих пор изучают историю порабощенных Москвой народов, в том числе татар и украинцев, пользуясь преимущественно лживыми советскими или еще имперскими источниками. Есть ли предпосылки к изменению этой тенденции?
— Мне кажется, это ошибочное мнение. Западные авторы, книги которых я перевел, очень мало ссылаются на русские источники. В них нет даже следа влияния историков-шовинистов. Из русских источников используют разве что монастырские записи, и даже их проверяют по несколько раз — чтобы не было противоречий. Ведь эти записи не раз редактировали и фальсифицировали. Западные авторы подходят к этому делу, как ученые.
К сожалению, татарские историки боятся говорить правду, они занимаются самоцензурой. Недавно Институт истории им. Марджани АН РТ завершил издание «Истории татар с древнейших времен в 7 томах». Но там половина — неправда. Они посылаются на Ключевского, на других шовинистов, которые писали в угоду русской идеологии. Кремль никогда не позволит опубликовать в Казани правдивую историю татар.
— Сегодня в России пытаются всячески преподнести исторические связи, будто бы связывающие ее с наследием Киевской Руси. Но не стоит забывать, что на протяжении многих лет (гораздо дольше, чем Украина) Московия была вассалом и фактически частью Золотой Орды. Некоторые эксперты считают, что этот период в российской истории оставил не меньший (если не больший) след в национальном характере и традициях русских. Согласны ли вы с ними? Как сами русские интерпретируют свое золотоордынское наследие? Влияет ли оно на отношение между русскими и татарами сегодня?
— Татары, Золотая Орда являются основателями русской государственности. Просто, чтобы более рационально организовать сбор налогов, они перепоручили это дело так называемым русским князьям. Они были разобщены, поэтому Орде нужно было выбрать одного ответственного налогосборщика. Таким образом, постепенно, с позволения Орды, русские создали свое государство. Поскольку до этого у русских никогда не было государственности, они просто скопировали черты Золотой Орды, причем не все, а только самые отрицательные из них. Ведь, несмотря на описания русских историков, ханов на самом деле фактически выбирали на демократических выборах, на курултаях. Известно, что до XVII века официальные документы, внешние отношения русских велись на татарском языке! Все русские князья, цари, Иван Грозный, Борис Годунов и другие гордились, что они являются наследниками татарских ханов. Без такого наследства, таких корней никто бы не позволил им занять трон. Таким образом, нельзя отрицать, что в фундаменте русского государства лежат уложения Золотой Орды.
Русский народ никогда не жил при демократии, не имеет демократического менталитета. Он априори не способен допустить, что другие народы, в частности колониальные, являются равными ему. Убежденность в том, что колониальные народы должны пребывать под их контролем, в рабстве российской империи, это часть менталитета русских. Россия добровольно никогда не согласится отдать ни одну из оставшихся колоний
В дальнейшем русские, к сожалению, не стали развивать государственность по западным меркам, а напротив, самоизолировались. В результате у них получилось не татарское государство и не западное — они выбрали «свой путь», который предполагает, что царь-батюшка правит бесправным народом. Им не нужна свобода, не нужна демократия — русским присуща рабская психология. У татар такого не было! Среди татар никогда не было крепостных крестьян, не было рабов, а Россия освободилась от рабов только к концу ХІХ века.
— В тоже время сейчас русские всячески пытаются отрицать наследие Золотой Орды в своей истории и культуре...
— Да, именно поэтому они переписывают свою историю, но, увы, от фактов не уйти — они хорошо освещены, в том числе в фундаментальных трудах западных историков.
«РОССИЯ ПРИКИДЫВАЕТСЯ, ЧТО ОНА — ФЕДЕРАЦИЯ»
— Известно, что после аннексии Крыма оккупационные власти пыталась использовать татар, живущих в России, для содействия интеграции крымских татар, но, кажется, из этого ничего не вышло. Как вы считаете, почему? Есть ли сейчас культурные связи между крымскими татарами и татарами в России?
— В казанском Кремле сейчас сидит президент Республики Татарстан Рустам Минниханов — наместник Кремля московского. Он делает все, что ему говорит Путин, и даже больше. Минниханов ездил в Крым и пытался разбить крымских татар на несколько фракций, убеждал, что вместе с татарами Татарстана они будут процветать под правлением русских. Из этого ничего не вышло — к счастью, крымскотатарский народ не поверил этому слуге Путина. Даже сам Путин пытался лично привлечь на свою сторону Джемилева, но у него ничего не получилось. Джемилев и Чубаров напрочь отказались от идеи единства с так называемыми волжскими татарами, которые находятся в рабстве русской империи. Сейчас — это настоящая русская колония. Зачем это крымским татарам? Они хотят иметь свою государственность, которая вполне возможна в пределах Украины. Русские поняли, что из этой затеи ничего не вышло, и больше никаких делегатов не посылали. Они поняли, что крымские татары не пойдут на такой «прикуп».
— В своих публикациях вы последовательно выступали за создание независимого демократического государства татар, но также допускали возможность последующего создания конфедерации на территории современной России. Придерживаетесь ли вы этой позиции сегодня, и при каких условиях возможна реализация такой программы?
— Я выступаю за полную независимость и свободу Татарстана. Однако реалии жизни таковы, что почти половина населения Татарстана — это русские. Реализовать такой идеал невозможно без промежуточной ступени в этом историческом развитии. Видимо, для восстановления настоящей независимости Татарстана необходимо пройти этап на подобии СНГ, конфедерации. К слову, ведь на самом деле никакой Российской Федерации не существует — федеративный договор не подписан и не ратифицирован Государственной думой. Почему возник такой парадокс? Потому что в свое время, не смотря на то, что коммунистическое руководство было «за», татары сказали договору «нет». Федеративный договор на территории Татарстана не был одобрен. Поэтому вопрос создания федерации повис в воздухе. Сейчас Россия прикидывается, что она — Российская Федерация! Конечно, как татарский патриот я допускаю, что надо учитывать и интересы русского населения в Татарстане, и не надо рвать все связи с Россией немедленно. Но полагаю, что к тому моменту, когда этот вопрос появится на повестке дня, Российская империя уже рухнет. Оба народа, русские и татары, вынуждены будут строить отношения без империи. Именно на этом я базирую свои предложения о конфедерации.
— Из ваших слов понятно, что идея независимого Татарстана не популярна сегодня среди элит. Но есть ли у нее другая социальная база, среди других слоев населения?
— Я сам вырос в деревни и сейчас общаюсь с многими людьми, в том числе из Башкортостана. Они глубоко привержены идее независимости! Независимости не для того, чтобы иметь армию и т.п., а в том смысле, чтобы сохранить национальную идентичность, сохранить язык и культуру. А эти вещи невозможно обеспечить без государственности! Мы уже дошли до точки, потому что половина татар не знает своего языка. «Элиту» подкармливает колониальная администрация Казани, поэтому ей не так уж и плохо. Но народ-то понимает, куда все идет. К счастью, в деревнях все еще говорят на татарском языке, все еще соблюдают татарские обычаи, все еще проходят сабантуи, праздники. Люди находят свои корни, составляют фамильное дерево. Народ, независимо от своей элиты, пытается сохранить свою идентичность. Это и есть база для создания независимого Татарского государства!
— Вы пишите о том, что даже русские империалисты отказываются от точного определения границ метрополии. Каковы эти границы, на ваш взгляд? В каких границах и возможна ли вообще Россия как национальное демократическое государство?
— Я уверен, что это будет Московия. Базы для сохранения России как национального государства в ее нынешних границах нет. Эта база есть только вокруг Москвы, на севере (Архангельск, Новгород, возможно Вятка), на юге — вряд ли дальше Курска. В Сибири уже орудует Китай, компании других стран. Давно известно, что к независимости, по крайней мере экономической, стремится Дальний Восток. А экономическая независимость — рядом с политической. Поэтому я уверен, что русское государство как национальное возможно только в пределах Московии. Россия — это и есть Московия. И я не против, чтобы русские там жили. А мы с ними мирно соседствовали, развивали связи. Мое видение таково.
«ПРИ ОКОНЧАТЕЛЬНОМ РАЗВАЛЕ РФ ОСОБЫХ ВОЗРАЖЕНИЙ НА ЗАПАДЕ НЕ БУДЕТ»
— Сегодня на Западе существует определенный страх перед дезинтеграцией России. Также там когда-то боялись развала Советского Союза. В Украине хорошо помнят, как перед провозглашением независимости в Киев приезжал президент Джордж Буш-старший и фактически отговаривал от этой идеи. Как вы объясняете такую позицию, и к каким аргументам, на ваш взгляд, надо апеллировать, чтобы изменить ее?
— Американские политики выступают прежде всего в защиту своих национальных интересов. Известно, что когда крупные страны разваливаются, то, к сожалению, не все происходит гладко. Часто власть на местах берут экстремисты, которые впоследствии создают проблемы не только для своих соседей, но и для других стран. Тем более, что Россия имеет ядерный потенциал. При последующем развале страны, теперь уже окончательном, судьба этих вооружений будет неизвестна. Это, конечно, заботит политиков на Западе потому, что один неверный шаг может привести к очень плохим последствиям. Естественно, что они заботятся прежде всего о себе, а не о том, чтобы дать свободу колониальным народам России. Однако история показывает, что, в конце концов, народы, которые приобрели независимость, все же получают признание и защиту. Мы видим, как сегодня Соединенные Штаты защищают и помогают Украине. Так же они поступили и по отношению к балтийскими государствам, к Грузии, и даже к Казахстану, Узбекистану, другим странам. Хотя вначале они действительно выступали против их отделения. Думаю, что при окончательном развале России особых возражений на Западе не будет. Все зависит от того, как будет разваливаться экономика России. А Америка пойдет тем путем, который она провозгласила в законе «О порабощенных народах». В нем сказано, что США обязуются помогать порабощенным народам до тех пор, пока они не приобретут свободу и независимость! Закон не был отмене и до сих пор ежегодно президент США подтверждает приверженность этим словам. Это вселяет надежду в меня и во всех татарских патриотов.
— В последнее время политика РФ, в том числе и внутренняя, становится все более шовинистической, т.е. пропагандируются идеи «русского мира», избранности русских и т.д. Известно ли вам, как на это реагируют национальные сообщества, проживающие в России, в том числе татары? Влияет ли такая политика на осознании ими необходимости национального освобождения?
— Реакция — резко отрицательная. Они рубят сук, на котором сидят! Раньше кроме элит Москва могла попытаться мобилизовать и некоторые другие слои населения вокруг нее. Но теперь, когда идет оголтелая антитатарская, антикавказская и прочая пропаганда, люди видят, что иметь дело с русскими — очень большой риск. Все это вызывает отрицательную, враждебную реакцию. Кому понравится, когда тебя считают второсортным человеком только потому, что ты, оказывается, живешь в их колонии. 85% процентов прибыли от продажи нефти Татарстана русские забирают себе. И считают, что так будет продолжаться вечно. А мы — так не думаем! В Татарстане никто, включая элиту, с этим не согласен. Этот грабеж ставит резкие границы между русскими и татарами.
— Когда началась российская агрессия против Украины, многие предсказывали, что всполохнёт пожар на Кавказе. Но этого не произошло. Как вы считаете, почему, и может ли ситуация измениться?
— Кавказский вопрос — очень сложный. Часть элиты там тоже подкуплена. Они живут хорошо, хотя достается, конечно, не всем. Активное сопротивление пока что удалось погасить. Но это временное явление — пока есть чем платить. Когда платить станет нечем, этот «мир» рухнет.
СПРАВКА «Дня»
Вил Султанович МИРЗАЯНОВ родился в учительской семье. В 1953 году поступил в Московский химический институт тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова. Защитил кандидатскую диссертацию, и в 1965 г. начал работать в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии. Занимал должность начальника отдела по противодействию иностранным техническим разведкам. Получил степень доктора химических наук, а в 1985 г. — ученое звание профессора. В 1992 г. опубликовал в газете «Московские новости» статью «Отравленная политика», где резко критиковал российский ВПК и обвинял высшую власть в стране в нарушении Парижской конвенции о прекращении производства и испытаний химического оружия. Был обвинен в разглашении государственной тайны и 22 октября 1992 г. арестован. 3 ноября того же года освобожден под подписку о невыезде, однако в январе 1994 г. арестован повторно, а 22 февраля снова освобожден. 11 марта 1994 г. вынесено постановление о прекращении уголовного дела «в связи с отсутствием в действиях Мирзаянова состава преступления». Занимался оппозиционной политической деятельностью. В 1996 году эмигрировал в США. В конце 2008 года Милли-меджлис татарского народа на своем джиене (собрании) принял обращение в ООН с просьбой признать независимость Татарстана на основе Декларации о государственном суверенитете Татарстана и итогов референдума 1992 года. Тогда же меджлис учредил «правительство в изгнании», руководителем которого был назначен Вил Мирзаянов. В настоящее время проживает и работает в городе Принстоне, штат Нью-Джерси. На сайте www.mirzayanov.com публикует свои публицистические работы и переводы.
Выпуск газеты №:
№91-92, (2016)Section
Общество