Перейти к основному содержанию

Об итогах учебного года — с высоты острожской образовательной традиции

Игорь ПАСИЧНЫК: Если бы основным параметром в мировых рейтингах было качество знаний, 3—4 украинских университета были бы в сотне лучших
23 июня, 20:49

Завтра в Национальном университете «Острожская академия» состоится церемония «Конвокация-2011» — вручение дипломов о высшем образовании выпускникам: магистрам и специалистам. В эти дни во всех вузах Украины проходят выпуски, знаменующие окончание 2010 — 2011 учебного года. Процесс в университетах плавно перейдет в следующую стадию — вступительную кампанию. Тем не менее, есть возможность говорить об итогах уходящего учебного года для высшего образования. А год действительно был насыщенный (не в последнюю очередь благодаря одиозной фигуре министра). Напомним, начался он с внезапного увольнения ректоров Донецкого национального университета и Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, что вызывало возмущение в прогрессивном академическом сообществе, потом первый проект Закона «О высшем образовании», что просто шокировал университеты, потом были и второй, и третий варианты, и бурные дискуссии, и спекуляции на чувствительной теме образования. Сокращение госзаказа, переподчинение университетов, разделение академического сообщества на тех, кто «за», и тех, кто «против» министра... Коллизии в высшем образовании часто заставляли общество забыть о его основной задаче — готовить для страны специалистов и граждан, способных к самостоятельному мышлению. Но, несмотря на протесты педагогов и студентов, можем констатировать позитив: университетская общественность в течение сего года доказала, что в совковое состояние уже не так ее легко вернуть, она готова к сопротивлению ручному управлению, и слово «университет» в Украине все же приобретает новое звучание. Острожская академия — первое высшее учебное заведение Украины, основанное еще в 1576 году, — в нынешних образовательных перипетиях выступала обособленно. За почти полувековую историю этот университет видел и не такие зигзаги событий, поэтому с высоты острожской образовательной традиции неудачные реформаторские шаги выглядят детскими игрушками. Собственно, о том, каким был этот учебный год, и чего можно ожидать от следующего, мы говорим с ректором Национального университета «Острожская академия», Героем Украины Игорем ПАСИЧНЫКОМ.

— Игорь Демидович, с какими ощущениями и мыслями подходите к концу учебного года? Каковы его итоги для вашего университета?

— Этот год был сложный в том, что мы опять проходили лицензирование, повторные аккредитации. Были сложности с преодолением чиновнических барьеров, но, слава Богу, мы прошли через эти препятствия. И это естественно, поскольку мы придерживались всех параметров, требуемых Министерством образования. Поэтому у наших студентов настроение не подавленное, и я рад этому.

— Заканчивающийся учебный год прошел под знаком подготовки Закона «О высшем образовании».

— Это правда. Шли бурные обсуждения и даже споры по поводу проектов Закона. Помните, говорилось о том, что статус университета будет зависеть от количества студентов. Мы активно выступили против. Так же по многим другим вопросам мы активно принимали участие в обсуждении, писали в Министерство, другие компетентные институции, у нас в академии собирался Национальный студенческий союз, и эти вопросы мы обсуждали вместе со студентами. И надо сказать, что Министерство реагировало на замечания научных работников и педагогов, в том числе, Острожской академии и многих других вузов. Они учли наши предложения. И сегодня к последней версии проекта Министерства у нас претензий нет.

— Значит ли это, что понимание с нынешним руководством министерства, с которым в начале были контры у многих университетов, найдено? Или вы еще в поисках общего языка?

— Я думаю, что понимание найдено в связи с тем, что Министерство учитывает рекомендации, предоставленные университетами, и соглашается на активное сотрудничество. Единственное, с чем возникли сложности — нас вместо Кабинета Министров подчинили Министерству образования. Сознаюсь, мы сначала почувствовали разницу, но сейчас адаптировались к этому, ведь другие вузы в том же подчинении и живут. Поэтому, в конечном итоге, мы согласны, что и Острожская академия должна подчиняться Министерству, ведь это соответствует законодательству. Мы уже вошли в колею и никакого дискомфорта не чувствуем. Правда, в настоящий момент университетская общественность Украины ожидает разделения государственного заказа. И мы тоже в несколько тревожном ожидании, потому что когда нас приняло Министерство, мы имели 70% государственного заказа, а теперь — приблизительно 50%. То есть на 20% нам государственный заказ все-таки был уменьшен. И это очень ощутимо. Например, на такую специальность как «Журналистика» нам не дали ни одного государственного места, а набирать на платную форму обучения, в период кризиса, талантливых студентов достаточно трудно. Но сейчас надеемся, что нам выделят государственные места на все специальности.

— Тема высшего образования в этом учебном году была очень популярной. Проводилось много круглых столов, дискуссий, конференций. Все говорили об автономии университетов, однако из выступлений педагогов сложилось впечатление, что университетам автономия нужна лишь в связи с финансированием. Нужна ли автономия для интеллектуальных дискурсов, новых научных разработок? Знаю, что для Острожской академии это очень важно, потому что вы воспитательный процесс строите на принципах высокой духовности и патриотизма. Кроме того, пытаетесь привить студентам способность к самостоятельному критическому мышлению. Как вы думаете, готовы ли украинские университеты к интеллектуальной автономии?

— Интеллектуальная автономия предусматривает достаточно высокий уровень материальной обеспеченности вуза. Мы не можем назвать ни одного университета в Украине, имеющего такую материальную базу, которая бы позволила ему получить автономию. Потому что интеллектуальная автономия — это, прежде всего, создание научно-исследовательских лабораторий с высокими технологиями и обеспечение чрезвычайно дорогим оборудованием. А вузы сейчас не в состоянии это купить, оборудовать такие лаборатории. Кроме того, интеллектуальная автономия предусматривает долгосрочные командировки, поездки за границу, обучение в других лабораториях. Приведу наш пример. Сегодня происходит прорыв в развитии когнитивной психологии (это учение в психологии, которое исследует внутренние умственные процессы, такие как процесс решения проблемы, память и языковые процессы. — Ред.) за рубежом. Острожская академия открыла лабораторию когнитивной психологии, и у нас есть хорошие специалисты, но мы варимся в собственном соку. Необходимо отправить наших специалистов в Швейцарию, в США, в Швецию, где есть сильная школа. Но, чтобы это сделать, нужно иметь большие деньги на командировку и проживание. Мы завидуем теперь китайцам, представителям Индии, Японии и других стран, которые своих специалистов направляют по всему миру набираться опыта. Вот это и есть интеллектуальная автономия. Пока еще наши вузы полностью зависят от государства. И пока эта зависимость будет абсолютной, как сейчас, то я думаю, что о такой автономии мы не можем говорить. На уровне индивидуальном можем говорить о ней, а вот на университетском уровне — нет. Например, ряд университетов получили статус исследовательских, в частности, и Острожская академия. Но того, что мы уже больше года состоим в этом статусе, мы абсолютно не чувствуем, нет обещанной финансовой поддержки со стороны государства. Я понимаю, что у государства нет средств сегодня, но в таком случае мы должны признать, что такая автономия пока еще невозможна, а не строить иллюзии. Когда Острожская академия была под патронатом Президента Кучмы, мне, как ректору, предоставлялось много прав: и распоряжаться средствами, и подбирать кадры, и устанавливать учебные программы. Тогда это дает возможность вузу регулировать авторские программы. И это непосредственно влияет на качество знаний студентов. Я думаю, что говорить об абсолютной автономии университетов (которую имеют университеты на Западе, потому что они частные и имеют накопление средств, дающее возможность много чего себе позволить) еще рано. Но постепенно нужно приближаться к этим стандартам. И я думаю, что в новом Законе «О высшем образовании» должна предусматриваться более широкая автономия ректоров, нежели она была.

— Мы уже неоднократно говорили о качестве большинства украинских университетских рейтингов. Не будем повторять, что преимущественно они не отвечают реалиям. Но что касается мировых рейтингов вузов... Знаем, что Президент Украины поставил задачу, чтобы украинские университеты пробились в сотню. Как вы думаете, каким украинским университетам это по силам?

— Задачу Президент поставил очень правильно. Когда задача поставлена, это подтягивает высшее образование, по крайней мере, до определенных параметров. Но я думаю, что ни одному университету Украины не по силам попасть в сотню. Сейчас это невозможно. Давайте посмотрим, какие рейтинговые показатели позволяют европейским и американским университетам быть первыми. Гарвард или Оксфорд имеют по несколько лауреатов Нобелевской премии. В Украине же нет ни одного лауреата! (Можем отдельно говорить, почему так случилось, но так случилось). Попасть даже в Бостонский университет практически невозможно, потому что там огромная очередь. Скажу, что на территории бывшего Советского Союза я не вижу ни одного университета, который бы мог попасть в эту сотню. Выход один — нужно изменить параметры мировых рейтингов, чтобы туда попали наши вузы. Если главным параметром будет стоять профессиональная подготовка и качество знаний, то я смогу сказать, что, по крайней мере, три-четыре украинских университета могут спокойно войти в сотню наилучших. Я это вижу по своим студентам. Когда они едут в тот же Гарвард или Оксфорд, то спокойно чувствуют себя, на уровне проявляют знания, учатся, и во многих случаях лучше, чем те студенты, которые учатся там постоянно.

— В этом году в Острожской академии впервые открылась специальность «Журналистика». К сожалению, пока только платное отделение. Каковы итоги первого года работы на этой кафедре?

— Достаточно хороший набор мы сделали, я доволен. Думаю, что этот первый выпуск журналистов Острожской академии даст журналистов, которые будут отличаться от большинства. Во-первых, мы им даем достаточно глубокие правовые знания. Во-вторых, я думаю, что они будут иметь достаточно высокие моральные качества (чего часто не хватает не только украинской, но и мировой журналистике), и мы с первого курса именно на этом делаем большой акцент. И в-третьих, мы их пытаемся ориентировать на те виды журналистики, которые являются все-таки наиболее прогрессивными и современными: интернет-журналистика, интернет-радио, интернет-газета. Большинство молодых людей уже не смотрят телевидение, не читают газеты, а вычитывают информацию именно из Интернета. С первого курса также начинаем формировать у них профессиональные навыки. Они выбирают одно из направлений: «Тележурналистика», «Радиожурналистика» или «Газетная журналистика». Мы пытаемся устраивать им встречи с опытными журналистами. Например, у нас состоялась незабываемая для них лекция главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной.

— В связи с известными обстоятельствами нынешняя вступительная кампания будет очень напряженной. Готовы ли вы к ней и каковы прогнозы относительно конкурса в этом году в Острожской академии?

— Оснований думать, что все-таки мы успешно проведем набор, достаточно. В прошлом году в рейтинге относительно количества абитуриентов, которые подали документы на государственную форму обучения, мы заняли первое место. Мы сейчас на десятом месте среди ведущих университетов Украины, куда абитуриенты хотят поступать в этом году. Кроме того, мы имеем своего абитуриента, для которого пример — наши выпускники, успешные и хорошо трудоустроенные люди.

Со следующего года мы вводим много новинок. Тем, кто поступает и учится на «отлично», мы даем возможность бесплатно пользоваться ноутбуками в течение всего периода обучения. Есть также много специальных стипендий от диаспоры для студентов из малообеспеченных семей. Студенты-победители олимпиад, поступающие к нам, получают дополнительные гранты — плюс к стипендии. То есть целый ряд мероприятий разработан для того, чтобы привлечь не просто абитуриентов, потому что таких у нас будет немало, а действительно талантливых выпускников, которые бы поддерживали имидж Острожской академии в будущем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать